Вечером 22 марта несколько человек с автоматами ворвались в концертный зал «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске — они открыли стрельбу по посетителям, а потом подожгли здание. Очевидец сообщил «Би-би-си», что террористы бросали бутылки с зажигательной смесью. Через несколько часов СК возбудил дело о теракте.
Утром 23 марта глава ФСБ Александр Бортников доложил Путину о задержании 11 человек в связи с терактом. Восемь фигурантов дела уже арестованы.
24 марта Басманный районный суд Москвы санкционировал арест 32-летнего Далерджона Мирзоева, 30-летнего Саидакрами Муродали Рачабализоду, 25-летнего Шамсидина Фаридуни и 19-летнего Мухаммадсобира Файзова. Всех четверых сотрудники ФСБ привезли в суд со следами пыток.
25 марта суд отправил в СИЗО еще трех человек: бывшего владельца белого «Рено», на котором скрылись террористы, Диловара Исломова, а также его брата Аминчона и отца Исроила Исломова. Все трое сами приехали в полицию, когда увидели в новостях недавно проданную ими машину.
26 марта суд арестовал Алишера Касимова — мужчину, сдавшего квартиру одному из предполагаемых исполнителей теракта. «Он простой человек верящий, всем верит. Он всегда людям хотел помогать! Через "Авито" это выложил… Про парня этого ничего не знал! Я ему всегда говорила, русским сдавай…» — сказала после суда мать Касимова.
29 марта суд арестовал еще одного обвиняемого по делу о теракте в «Крокус Сити Холле» — Назримада Лутфуллои. Как и про арестованного 5 апреля Мухаммада Шарипзоду, про него нет деталей обвинения.
1 апреля был арестован Якубджони Юсуфзода, а 27 апреля — Джумохон Курбонов. Обоих обвиняют в том, что они переводили деньги террористам.
Еще несколько арестов провели за пределами Москвы: в Дагестане арестовали пятерых человек, обвинив их в участии в террористической организации (часть 2 статьи 205.5 УК), а двух из них также — в хранении оружия (часть 4 статьи 222 УК). 16 апреля в Твери арестовали хозяина жилья, в котором были прописаны фигуранты дела о теракте в «Крокусе».
Обвиняемого по делу о теракте в «Крокусе» Мухаммадсобира Файзова — его следствие называет одним из исполнителей теракта 22 марта — привезли в суд на инвалидной коляске. У него безжизненно опущена голова, руки не двигаются.
При этом в «аквариуме» его пересадили из кресла на скамью. Не поднимая головы, он уверено называет свои анкетные данные судье Вахрамееву.
Далее суд рассматривает ходатайство о продления ареста Далерджона Мирзоева — его следствие считает одним из исполнителей теракта 22 марта. Пропагандистка Маргарита Симоньян называла Мирзоева «главарем» напавших на «Крокус».
На первое заседание по мере пресечения в марте его привезли со следами пыток и с остатками пластикового пакета на шее.
Мирзоев называет свои анкетные данные. В некоторых случаях переводчик повышает голос, явно требуя быстрого ответа от Мирзоева. Тот испуганно отвечает вполголоса короткими репликами.
Когда судья Вахрамеев просил представиться, Мирзоев быстро ответил скороговоркой — полное имя и год рождения — как того требуют сотрудники ФСИН при конвоировании.
Следователь Быстров сразу просит вывести прессу, дословно повторяя свои доводы, сказанные на заседании Файзова.
Журналисты выходят из зала.
На улице у Басманного суда выстроилась очередь длиной больше 20 метров.
Судя по всему, это кандидаты на отбор присяжных к судье Елене Ленской, которая сегодня рассматривает дело о причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, в отношении Лобанова. Процедура должна начаться в 12:30 в том зале, где сейчас продлевают аресты по делу о теракте в «Крокус Сити Холле».
Ходатайство следователя о продлении снова рассматривает судья Вахрамеев.
Рачабализода сидит так, что его травмированное ухо не видно со стороны слушателей. Он свободно говорит с судьей по-русски.
Следователь Быстров повторяет заученную фразу и просит вывести прессу. «Объясните ему, он, наверное, просто [нас] не слушает», — бросает судья Вахрамеев переводчику.
Журналисты выходят из зала суда.
Следующее заседание по этому делу — продление меры пресечения для Шамсидина Фаридуни. Его будут рассматривать в другом зале, так как пришедшие на отбор присяжных уже собрались у назначенного им зала.
В зал заводят Шамсидина Фаридуни — еще одного предполагаемого участника нападения на «Крокус Сити Холл». Один из конвойных полицейских специально попросил обвиняемого посмотреть в камеры.
25 марта связанные с силовиками телеграм-каналы опубликовали фото, на котором Фаридуни, как утверждается в публикациях, пытали током. На снимке у него штаны приспущены до колен, рядом виден прибор, от которого в область паха тянется провод. Второй человек на снимке наступает на задержанного ногой в армейском тактическом ботинке.
Следующим продлевают меру пресечения сразу четверым фигурантам дела, которых задерживали и арестовывали отдельно друг от друга: Якубджони Юсуфзоде и Джумохону Курбонову, которых обвиняют в том, что они переводили деньги террористам, а также Мухаммаду Зоиру Шарипзоде и Назримаду Лутфуллои — про детали их обвинения пока ничего неизвестно.
Их одного за другим заводят в зал с заломанными руками, как и тех, кого следствие считает исполнителями теракта.
Судья Вахрамеев открывает последнее назначенное на сегодня заседание по делу о теракте в «Крокус Сити Холле».
Якубджони Юсуфзода, Джумохон Курбонов, Мухаммад Зоир Шарипзода и Назримад Лутфуллои стоят вместе в «аквариуме», хотя изначально на сайте суда была информация о четырех отдельных заседаниях. Все четверо понимают и говорят по-русски почти без подсказок переводчика.
Следователь Быстров снова просит вывести прессу из зала. Переводчик долго объясняет четверым обвиняемым, что это значит. Они переглядываются и отвечают через переводчика, что согласны.
Журналисты выходят.