Вечером 22 марта несколько человек с автоматами ворвались в концертный зал «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске — они открыли стрельбу по посетителям, а потом подожгли здание. Очевидец сообщил «Би-би-си», что террористы бросали бутылки с зажигательной смесью. Через несколько часов СК возбудил дело о теракте.
Утром 23 марта глава ФСБ Александр Бортников доложил Путину о задержании 11 человек в связи с терактом; четверо из них, как утверждается, непосредственно участвовали в нападении. 24 марта Басманный районный суд Москвы санкционировал их арест.
В СИЗО отправили:
— 32-летнего Далерджона Мирзоева. Во время заседания у него на лице были синяки, которых еще не заметно на видео задержания. Во время оглашения решения об аресте он не мог стоять и облокотился на стенку аквариума;
— 30-летнего Саидакрами Муродали Рачабализоду. Его привезли в суд с повязкой на голове, при задержании ему отрезали часть уха;
— 25-летнего Шамсудина Фаридуни. Ранее связанные с силовиками телеграм-каналы публиковали фото, на котором его пытали током. У него сильно заплыло лицо и опухла одна щека;
— 19-летнего Мухаммадсобира Файзова. Его доставили в суд из реанимации, в зал завозили на коляске в сопровождении медиков.
Сегодня в Басманный суд поступили материалы дела против Исломова Диловара — последнего владельца белого «Рено», которым пользовались четверо обвиняемых в нападении на «Крокус Сити Холл».
СК требует также арестовать его брата Исломова Аминчона и их отца Исломова Исроила.
22 марта бывший владелец «Рено» рассказывал «Новой газете Европа», что они с братом сами пришли в полицию после сообщений о теракте в «Крокус Сити Холле». По словам Исломова, сделка по продаже машины состоялась примерно за неделю до теракта.
25 марта родственник Исломовых сказал «Новой газете», что с мужчинами уже двое суток нет связи, их номера недоступны.
Диловара Исломова завели в зал. Судья Наталья Дударь открывает заседание.
Диловару 24 года, он женат, у него есть ребенок. Имеет российское гражданство, живет и работает в Твери — водителем в «Яндекс-Такси».
Его задержали позавчера после того, как он сам явился в СК: «Мы сами выехали, когда узнали, что видели мою машину».
Сразу следом начинается заседание по избранию меры пресечения для Исроила Исломова — отца уже арестованного Диловара.
Заседание открывает судья Тимур Вахромеев, который вчера уже арестовал двоих фигурантов этого дела.
Исроилу Исломову 62 года, он гражданин Таджикистана, женат, у него есть пятеро взрослых детей. Как и сын, он живет и работает в Твери.
Следователь снова просит о закрытии заседания от прессы. Обвиняемый поддерживает.
Судья Тимур Вахромеев закрывает заседание.
Судья Елена Ленская открывает заседание. Она же вчера рассматривала ходатайства об аресте других фигурантов дела.
Аминчону Исломову 33 года, он женат, многодетный отец.
«Одному четыре, одному пять, одному семь месяцев и одному восемь месяцев. И еще трое от другого брака», — перечисляет он возраст своих детей.
Как и брат с отцом, Аминчон живет в Твери; работал водителем автобуса, но уволился из-за межпозвоночной грыжи.
— Вам понятно, в чем вас обвиняют? — спрашивает его судья Ленская.
— Я невиновен.
Следователь снова просит о закрытии заседания.
Аминчон Исломов против закрытия и хочет, чтобы пресса осталась. Но судья Ленская все равно постановила выпроводить журналистов из зала.
СК направил в Басманный суд 12 ходатайств «О производстве обыска, не терпящего отлагательств». Чаще всего это означает, что следствие просит суд задним числом признать законными уже проведенные обыски.
Все они касаются дела о теракте.