Зуева задержали 11 октября прошлого года по подозрению в хищении денег, которые учрежденный Минпросвещения Фонд новых форм развития образования выделил Шанинке на исследовательские работы. Ректор не признал вину.
Друг Зуева, член Агентства стратегических инициатив Петр Щедровицкий, рассказывал, что ректора увезли из больницы, где он лежал с гипертоническим кризом. Спустя 10 дней врачи провели Зуеву стентирование сердечной артерии. В октябре его отправили под домашний арест, но через месяц ректора перевели в СИЗО, несмотря на серьезные проблемы с сердцем и другие заболевания.
В ноябре 2021 года ректору также предъявили обвинение по делу о «фиктивном» трудоустройстве 12 человек в институт. По версии следствия, он сделал это в 2018 году совместно с бывшей заместительницей министра просвещения Мариной Раковой и экс-сотрудником Фонда новых форм развития образования Евгением Заком. По делу также проходят исполнительный директор вуза Кристина Крючкова, бывшие сотрудники Фонда новых форм развития образования Евгений Зак и Максим Инкин.
В ноябре прошлого года сообщалось, что Крючкова признала вину и дала показания против ректора университета Сергей Зуева и остальных фигурантов дела. Позднее Крючкову перевели из СИЗО под домашний арест.
Заседание началось с 20-минутным опозданием. Протокольная съемка не проводилась. В зале, передает корреспондент «Медиазоны», собралась группа поддержки ректора Шанинки — их около десяти человек.
Приставы заводят в зал заседаний Тверского районного суда Сергея Зуева — он еле передвигается с тростью, ему помогает конвойный полицейский. Зуева заводят в «аквариум», он улыбается собравшимся.
В зал заходит судья Ирина Бунеева. Очень тихим голосом она что-то говорит — с мест в зале, где находятся слушатели и пресса, почти ничего не слышно. Бунеева уточняет у Зуева его персональные данные. Тот отвечает уверенно и ясно.
— Зуев, скажите, пожалуйста, вам тяжело вставать? — спрашивает судья.
— Мне иногда надо ногу разминать, так что хорошо, что я встаю, — отвечает Сергей Зуев.
Адвокат Кравченко просит приобщить заявление супруги Зуева: она согласна, чтобы муж проводил домашний арест у нее дома. Прокуроры и следователь все поддерживают.
Выступает следователь Карабанов. Он напоминает, что дело возбуждено в августе 2021 года против многих обвиняемых, в том числе Зуева. Того сначала отправили под домашний арест, но потом — в СИЗО. Сейчас в деле осталось провести бухгалтерскую экспертизу и утвердить окончательное обвинение, а также выделить дела тех, кого не удалось задержать.
«Обвиняемый Зуев признал вину, погасил ущерб, также изобличил других соучастников, в том числе тех, о которых органам предварительного следствия ранее известно не было», — читает следователь.
Следователь просит назначить Зуеву домашний арест до 11 октября и запретить общение с кем-либо. Прокурор Григорян против просьбы стороны защиты разрешить обвиняемому шестичасовые прогулки.
Судья читает материалы дела, среди которых допросы Зуева. В них он говорит, что своей подписью лишь удостоверял документы, не вникая в содержание.
Адвокат Кравченко просит суд разрешить Зуеву прогулки «для посещения медицинских учреждений и в гуманитарных целях». Он отмечает, что в справке в материалах только перечисление диагнозов его подзащитного занимает целую страницу.
«[Иначе] нам придется ежедневно запрашивать разрешение следователя на то, чтобы обращаться к врачам», — объясняет Кравченко необходимость прогулок.