Псковскую журналистку Светлану Прокопьеву обвиняют в публичном оправдании терроризма с использованием СМИ или интернета (часть 2 статьи 205.2 УК) из-за колонки о Михаиле Жлобицком — 17-летнем анархисте, который осенью 2018 года подорвал себя у входа в управление ФСБ по Архангельской области.
Поколение, к которому принадлежал юноша, выросло в условиях фактического запрета на любое инакомыслие и протест, писала Прокопьева. По ее мысли, лишая граждан легальных и ненасильственных способов политической борьбы, власть, как и во времена народовольцев, снова обрекает недовольных на радикализацию.
Прокопьева прочитала свою колонку в эфире «Эха Москвы в Пскове», а позже ее перепечатал сайт «Псковская лента новостей».
В феврале 2019-го к журналистке пришли с обыском.
«Медиазона» подробно писала о доказательствах, собранных следствием. Дело Прокопьевой построено на психолого-лингвистических экспертизах и показаниях свидетелей, которых якобы возмутил ее текст о Жлобицком — депутата от партии «Коммунисты России» из райцентра Остров, главы псковского «Союза ветеранов кавказских войн», неравнодушного учителя истории, который пожаловался на журналистку в Роскомнадзор, а также двух ее знакомых, имена которых засекречены. При этом в Хакасском государственном университете, где якобы проводилась дополнительная экспертиза по делу, сообщили, что сотрудница, чья подпись стоит под исследованием, давно уволилась, а бланки, на которых распечатано заключение, непохожи на настоящие.
Дело Прокопьевой рассматривал 2-й Западный окружной военный суд. 3 июля представитель гособвинения запросил для нее шесть лет лишения свободы.
Журналистка не признает себя виновной. «Оправдание терроризма — это удел психопатов <…> Насилие — это неприемлемый способ решения конфликтов, поэтому я перечисляю все те способы решения конфликтов, которые у нас есть: митинги, пикеты, акции, обращения, открытые письма, статьи в прессе <…> И если не затыкать эти способы, то <…> никому в голову не придет идти взрывать бомбу», — сказала она в прениях.
Вечером того же дня в Москве на Лубянской площади начались одиночные пикеты солидарности с Прокопьевой. Силовики задержали около 20 человек, большинство из которых — журналисты. В Пскове на пикете в поддержку коллеги задержали корреспондента «Псковской губернии» Владимира Капустинского и главреда издания Дениса Камалягина.
«Я не знаю, как сегодня все обернется, и толком не надеюсь ни на что, но в любом случае хочу сказать вам всем, друзья, огромное спасибо. Спасибо, что лайкали и шерили, что писали об этом, что приехали в Псков за тридевять земель, только чтобы улыбнуться мне из зала суда», — написала Светлана Прокопьева в фейсбуке перед оглашением приговора.
Режиссер Василий Сенин опубликовал видео в поддержку журналистки — речь, с которой она выступала в прениях, читают Юлия Ауг, Лия Ахеджакова и другие актрисы.
Журналистка признана виновной. Суд приговаривает ее к штрафу в размере 500 тысяч рублей. Кроме того, с нее взыщут расходы на проведение экспертиз.
Судья спрашивает, понятен ли Прокопьевой приговор.
Изъятые при обыске ноутбук и телефон конфискованы в пользу государства. О запрете на профессиональную деятельность в приговоре не сказано.
Активисты, приехавшие поддержать Прокопьеву, начинают собирать деньги на штраф прямо на ступеньках суда. «Псковская губерния» обещает опубликовать реквизиты счета для сбора позже. «Друзья, нам уже пишут, куда переводить средства — подождите немного», — говорится в телеграм-канале издания.
На пороге суда Прокопьева благодарит собравшихся за поддержку, говорит, что без них не ушла бы сегодня «без конвоя», называет главным успехом защиты то, что ей не запретили заниматься журналистикой, и повторяет, что считает себя невиновной и будет подавать апелляцию на приговор.
«Вы с ума сошли?» — смущенно реагирует журналистка, когда ей протягивают прозрачную коробку с собранными деньгами.