Предыдущее заседание 1 июня было довольно коротким. Защита Филинкова заявила несколько ходатайств, среди которых была просьба допросить сотрудников ФСБ, которые участвовали в задержании Виктора и вели его дело. Суд согласился вызвать для допроса сотрудников Беляева, Токарева, Бондарева и Шепелева и пообещал, что примет все меры для того, чтобы их можно было допросить сегодня.
Следом адвокат Филинкова Виталий Черкасов зачитал выдержки из расшифровки разговоров своего подзащитного с Юлием Бояршиновым — в этих отрывках подсудимые говорили о пытках.
В зале появляется тройка судей во главе с Романом Мурановым. Он объявляет, что на сегодня запланирован допрос сотрудников петербургского управления ФСБ Геннадия Беляева и Константина Бондарева и их коллег из пензенского управления Валерия Токарева и Шепелева.
В суд пока явился только Беляев. Он подал письменное заявление с просьбой допросить его без фото- и видеофиксации, а также трансляции заседания.
Защитники Виктора Филинкова возражают против удовлетворения этой просьбы.
— Не понимаю, в чем проблема допросить Геннадия Алексеевича без видеосвязи, — говорит Филинков.
— Я вас не спрашиваю, понимаете вы или не понимаете, — возмущается судья.
Филинков возражает.
Прокурор говорит, что «его (Беляева — МЗ) основания абсолютно понятны, он следователь серьезного подразделения». Он поддерживает просьбу свидетеля.
— Беляев Геннадий Алексеевич, — представляется свидетель, он дает судьям удостоверение капитана юстиции, старшего следователя управления ФСБ по Петербурге. Работает в следственной службе ФСБ, уточняет Беляев.
Филинков в «аквариуме» смеется. Беляев знает обоих подсудимых в связи с расследование уголовного дела по статье 205.4 УК и утверждает, что у него нет оснований для их оговора.
— Основания для оговора имеются, — спорит Филинков, он говорит о фальсификациях со стороны Беляева. Тот фальсифицировал протокол его первого допроса, утверждает Филинков.
Допрос начинает защитник Филинкова Виталий Черкасов, он интересуется, какие материалы дела он запрашивал у пензенских коллег. Следователь Геннадий Беляев отвечает общими словами, не уточняя, что именно было запрошено. Также следователь не может сказать, сколько всего таких запросов он отправил.
Тогда адвокат Черкасов хочет огласить документы из материалов дела. Первый документ — поручение от Беляева коллегам из пензенского управления ФСБ. Свидетелю показывают документ.
— Меня интересует первый пункт, можете пояснить, какой осмотр и какие материалы дела и что вы просили вам предоставить?
Из документа следует, что следователь Беляев просил осмотреть и предоставить так называемый «Свод "Сети"».
— Свидетель, вас в представленном виде документы удовлетворили? — продолжает Черкасов допрашивать следователя ФСБ Беляева.
— В целом да.
Судьи снимают несколько вопросов Черкасова, в которых он просит следователя Беляева оценить качество составленного протокола осмотра предметов, изъятых дома у фигурантов «пензенского дела» Армана Сагынбаева и Ильи Шакурского.
— Когда и при каких обстоятельствах вы впервые видели моего подзащитного? — переходит к другой теме допроса адвокат Виталий Черкасов, защищающий Филинкова.
— Впервые при задержании, — отвечает следователь ФСБ Беляев.
— Можете вспомнить, когда именно?
— Нужно смотреть протокол, Виталий Викторович, столько времени прошло.
Беляев уточняет, что увидел Филинкова впервые в следственном управлении.
— В какое время проходил его допрос?
Свидетель не может вспомнить.
— Филинков добровольно давал показания? — спрашивает судья свидетеля.
— Да, — отвечает следователь ФСБ Беляев, который проводил первый допрос подсудимого Виктора Филинкова.
— Какие-то непроцессуальные методы воздействия на Филинкова оказывались?
— Нет.
Теперь адвокат Черкасов интересуется, какие были срочные обстоятельства для допроса ночью.
— Необходимость фиксации показаний, — в общих словах говорит свидетель.
Адвокат Черкасов уточняет, как следователь ФСБ Беляев составлял протокол допроса Филинкова.
— Тактильным вводом на клавиатуре.
После нескольких уточняющих вопросов защитника судья опережает Черкасова и спрашивает, была ли заготовка показаний Филинкова.
— Нет, — утверждает следователь.
Теперь вопросы задает подсудимый Виктор Филинков:
— Почему вы подшивали документы для фальсификации?
Вопрос снимается.
— Вы что эксперт, что ли? — недоволен один из судей.
— Как так получилось, что опрос оперативника Бондарева и ваш протокол допроса почти идентичны?
И этот вопрос снимается — якобы Беляев ответил на него.
Судья Муранов:
— Филинковым был заявлено, что при составлении опроса оперативником Бондаревым после этого якобы вы пришли в кабинет и вносили правки в протокол опроса. Было такое или не было?
— Нет.
— Вы впервые увидели Филинкова, когда его к вам привели в ваш кабинет?
— Не могу вспомнить.
— Утро, день, ночь?
В ответ молчание.
— После того как его вам доставили, вы начали допрос?
— Нет, протокол задержания оформлял.
— Кто присутствовал при допросе?
— Присутствовал сам Филинков, адвокат по назначению.
— Какие-либо заявления о применении к нему физического, психологического воздействия Филинков делал?
— В качестве подозреваемого нет.
Следователь Беляев признает, что на подбородке у Филинкова была царапина.
Допрос Беляева закончен, объявлен перерыв на 20 минут.
Подсудимый Виктор Филинков ходатайствует об исследовании вещдоков, в том числе изъятых у обвиняемого Юлия Бояршинова. Среди вещдоков также запись встречи Филинкова, Бояршинова и девушки в декабре 2017 года — по словам Филинкова, силовики скрывали истинную причину той встречи.
Также он ходатайствует о назначении технической экспертизы по USB-накопителю, который содержит операционную систему Tails. Филинков говорит, что следствие утверждало: он пользовался именно этой системой. Подсудимый настаивает на обратном, просто случайно записал систему на флешку. Речь идет о дистрибутиве, позволяющем запускать операционную систему с флэш-накопителя; при перезагрузке все данные стираются, а выход в интернет происходит анонимно с помощью Tor.
Прокурор возражает против удовлетворения ходатайств Филинкова.
Ходатайство в части осмотра телефона Бояршинова, жесткого диска, диска с перепиской Бояршинова, видеозапись встречи Филинкова, Бояршинова со знакомой отклонить, поскольку «данные моменты будут выяснены в процессе допроса Бояршинова». Разрешение вопроса о назначении экспертизы судьи решили отложить.
В итоге оглашается протокол осмотра предметов от 26 июня 2018 года, изъятых дома у Филинкова.
— Филинков, где конкретно?
— Если вы мне вручите, я найду. …Silicon Power, флеш-накопитель.
Судья зачитывает документ, в нем говорится, что флешка содержит операционную систему Tails, созданную для обеспечения приватности и анонимность.
В назначении экспертизы по этому флеш-накопителю суд отказывает, поскольку на флешке нет никаких пользовательских данных.
Адвокат Виталий Черкасов выступает с ходатайством, вначале он вспоминает заключение специалиста Игоря Михайлова, который осмотрел ноутбук Lenovo Ильи Шакурского и жесткий диск Toshiba Армана Сагынбаева — на них якобы нашли файлы «Свод "Сети"» и «Съезд-2017». Эти файлы имеют данные пользователя shepelev (фамилия Шепелев принадлежит одному из оперативников пензенского управления ФСБ, который вел «дело "Сети"»). Специалист пришел к выводу, что файлы были созданы одним пользователем в одно время.
На основании этого заключения Черкасов просит истребовать в Приволжском окружном военном суде ноутбук Lenovo и жесткий диск Toshiba для исследования в качестве вещдока, запросить постановление о заключении под стражу Шакурского и Сагынбаева, назначить экспертизу этих носителей — содержатся ли на них файлы «Съезд-2017» и «Свод "Сети"» и, если да, вносились ли в них правки после ареста фигурантов «пензенского дела».
Прокурор высказывает свою позицию по ходатайству адвоката Филинкова Виктора Черкасова. Он ожидаемо требует отклонить его.
Суд отклоняет ходатайство, в том числе истребовать ноутбук Шакурского и жесткий диск Сагынбаева, основываясь на заключении специалиста защиты, который сказал, что файлы «Свод "Сети"» («Положение») и «Съезд-2017» были созданы на других устройствах.
Адвокат Черкасов заявляет следующее ходатайство: он просит признать недопустимыми доказательства протоколы осмотров предметов, среди которых ноутбук фигуранта «пензенского дела» Ильи Шакурского и жесткий диск его подельника Армана Сагынбаева. На них, по версии следствия, хранились файлы «Свод "Сети"» и «Съезд-2017».
Прокурор выступает против ходатайства: «Я считаю, что данный протокол является обоснованным, проведен соответствующим должностным лицом. В рамках обыска жилища Шакурского и Сагынбаева действительно были изъяты ноутбук Lenovo и жесткий диск Toshiba».
Судья приобщает ходатайство, но решение по нему объявят при вынесении итогового решения.
Третье ходатайство Черкасова — о признании недопустимым доказательством протокола первого допроса его подзащитного Виктора Филинкова.
Черкасов напоминает, что после задержания Филинкова возили в отдел полиции для проверки по базам, потом в больницу для обследования — а затем его отвезли в лес, где пытали электрошокером, рассказывал сам подзащитный. Утром его отвезли на обыск.
«Затем 24 января 2018 года в неустановленное время Филинков был доставлен в здание УФСБ, где сотрудники продолжали на него оказывать давление», — говорит Черкасов, те требовали от задержанного подписать нужные показания. «Опасаясь за свою жизнь», Филинков подписал протокол опроса.
Ближе к полуночи 24 января Филинкова отвели к следователю ФСБ Беляеву. Согласно заключению специалистов, протокол допроса, который проводил Беляев, практически идентичен протоколу опросу, составленному оперативником Бондаревым — его Филинков подписал под давлением. На допросе же у следователя Филинкова защищал адвокат, который даже не выслушал его позицию и которому задержанный не доверял.
— Хочу заметить, что акцент на похищении и длительном задержании, а не физическом насилии, — дополнил адвоката Филинков.
Прокурор возражает. «Нами допрашивался следователь Беляев, который давал объяснения по этим фактам. Допрос проводился соответствующим полномочным должностным лицом», — говорит обвинитель. — При допросе Филинкова присутствовал адвокат по назначению Рыжов, он присутствовал не только с начала допроса подозреваемого, но и с личного досмотра Филинкова. Каких-либо возражений на действия следователя Беляева от задержанного Филинкова адвокату Рыжову не поступало».
Суд огласит решение по этому ходатайству позже. Теперь выступает прокурор — он читает справку из конвойной службы о том, что в день, когда был записан разговор Бояршинова и Филинкова в конвойном помещении Дзержинского суда Петербурга, кроме них двоих никого не было. Прокурор просит приобщить справку.
— Очень смешной документ. На усмотрение суда, — говорит Филинков.
Суд приобщает справку.
Теперь гособвинитель хочет огласить решение суда по обжалованию отказа в возбуждении уголовного дела о пытках Филинкова и апелляционное решение.
— Мы очень сожалеем, что следователь не приобщил жалобу в ЕСПЧ. Не возражаем, — говорит адвокат Филинкова Виктор Черкасов.
Судьи разрешают огласить эти документа. Прокурор оглашает постановления судов, которые отклонили жалобы Филинкова на решения об отказе в возбуждении дела о пытках сотрудниками ФСБ.