О задержании жителя удмуртского села Якшур-Бодья 46-летнего Алексея Вересова стало известно вечером 11 ноября 2019 года. В Удмуртии у него прошел обыск, после чего мужчину увезли в Москву и предъявили обвинение по части 2 статьи 280 УК (публичные призывы к экстремизму).
Поводом для дела стал комментарий Вересова «ВКонтакте» к посту о судье Тверского районного суда Алексее Криворучко, который назначил актеру Павлу Устинову 3,5 года колонии. Вересов, как считает следствие, написал: «Сожгите его».
После задержания суд отправил Вересова в следственный изолятор. 23 декабря СК переквалифицировал обвинение Вересову на часть 1 статьи 296 УК (угроза представителю власти). После этого мужчину отпустили из СИЗО под подписку о невыезде.
Алексей Вересов признал свою вину и попросил рассмотреть его дело в особом порядке — без исследования доказательств.
Помимо Вересова, фигурантами дела об угрозах судье Криворучко стали еще трое. 41-летний Сергей Половец признал вину, в конце декабря СК прекратил дело против него. Евгений Ерзунов, также признавший вину, получил 110 тысяч рублей штрафа. Еще одного обвиняемого Михаила Квасова отправили на психиатрическую экспертизу.
Судья Олеся Менделеева входит в зал и открывает заседание. Она разъясняет правила поведения в зале суда и просит Вересова встать. Тот представляется: Вересов Алексей Васильевич, родился в феврале 1973 года в селе Якшур-Бодья, зарегистрирован там же, живет в Московской области.
Затем Менделеева разъясняет Вересову его права, ему все понятно. Судья интересуется, нет ли возражений рассмотреть дело в отсутствии потерпевшего судьи Алексея Криворучко — никто не против.
Прокурор Журавлева начинает читать обвинительное заключение. Согласно нему, Вересов совершил угрозу убийством в отношении судьи в связи с рассмотрением им дела (часть 1 статьи 296 УК).
Гособвинительница напоминает, что Криворучко рассматривал дело актера Павла Устинова и приговорил его к трем с половиной годам колонии. Следом она пересказывает пост про Криворучко из паблика «ВКонтакте» под названием «Все Стабильно» и говорит, что под этим постом Вересов написал комментарий «Сожгите его» и «При сожжении и помучается».
— Осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде нарушения интересов правосудия… — читает представительница прокуратуры.
Криворучко, говорится в документе, ознакомился с комментарием 16 сентября во второй половине дня и «воспринял указанные комментарии как реальную угрозу жизни и здоровью».
Подсудимый Вересов встает и говорит, что обвинение понятно, вину признает, «все так и было, как в обвинительном заключении». Он поддерживает ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке.
Судья Менделеева читает позицию потерпевшего Криворучко: гражданский иск заявлять не намерен, вопрос о наказании оставляет на усмотрение суда.
Затем она удовлетворяет ходатайство об особом порядке и начинает оглашать материалы дела, которые касаются личности Вересова и следственных действий с ним.
Судья Менделеева читает характеристику подсудимого от участкового: оперуполномоченный сообщил, что он живет с женой, подрабатывает по найму, не пьет, в свободное время сидит за компьютером и общается в социальных сетях.
По залу проносится оповещение системы громкой связи суда; кто-то произносит: «Опять?!», имея в виду эвакуацию. За оповещением ничего не следует, судья продолжает читать.
Жена фигуранта «московского дела» Егора Лесных Дарья Блинова, которая пришла поддержать Вересова, хочет уйти. Пристав говорит ей: «Поднимите руку». Та поднимает и спрашивает у Менделеевой:
— Можно выйти?
— Нельзя, — отрезает судья.
Блинова садится на место.
Далее адвокат Мансур Гильманов просит огласить часть из протокола допроса матери Вересова, в которой та дает ему характеристику. Судья Менделеева соглашается и начинает читать.
На допросе женщина сообщила, что ее сын — добрый, но скрытный, все держит в себе. Работал в доме культуры, но последние лет 10 не работает, подрабатывает рабочим на стройках. По ее словам, подсудимый не курит и не пьет, а в свободное время сидит за компьютером.
— Когда я прихожу к Алексею в гости, он все время сидит за компьютером, когда я пытаюсь с ним поговорить, он уходит от разговора, — читает протокол Менделеева.
У прокурора Журавлевой есть вопросы к Вересову:
— С кем проживаете?
— Живу с супругой, — отвечает подсудимый.
— Работаете?
— Подрабатываю.
— В среднем сколько ежемесячно зарабатываете?
— От пяти до 10 тысяч.
— На иждивении есть у вас кто-то?
— Дочь 99-го года рождения.
— В связи с чем вы ей помогаете? Она совершеннолетняя.
— Она учится в университете.
— Отношение ваше к содеянному? — обращается к Вересову судья Менделеева.
— Я совершил ошибку, раскаиваюсь. Комментарий я удалил. Приношу извинения Алексею Вячеславовичу, обязуюсь впредь не совершать таких поступков, — говорит Вересов.
Судья Менделеева предлагает перейти к прениям.
Гособвинительница поднимается со своего места и начинает речь. Она кратко пересказывает обстоятельства дела, просит учесть при назначении наказания характер и степень общественной опасности преступления, а также данные о личности Вересова.
— Прошу Вересова Алексея Васильевича признать виновным и назначить наказание в размере штрафа 180 тысяч рублей. Учитывая срок содержания под стражей, смягчить наказание в виде штрафа размером 170 тысяч рублей.
Подсудимый Вересов в прениях выступать не хочет — он скажет все в последнем слове. Теперь выступает адвокат Мансур Гильманов.
Защитник напоминает, что Вересов признал вину, раскаялся. Он просит зачесть срок пребывания подсудимого в СИЗО и назначить штраф. По мнению адвоката, Вересова нужно освободить от выплаты штрафа путем зачтения срока нахождения под стражей.
— У нас тяжелая экономическая ситуация. В селе Якшур-Бодья нет рабочих мест, он перебивается заработками, просим учесть доход при назначении наказания, — подчеркивает Гильманов.
Второй защитник Вересова адвокат Максим Пашков отмечает, что комментарий Вересова не несет большой общественной опасности, так как его аудитория незначительная.
— Сама ситуация, как говорил Достоевский, похожа на скверный анекдот, — говорит Пашков.
Он замечает, что Вересов не пьет и не курит, «что для удмуртского села — редкость». Судья Менделеева улыбается.
Вересову предоставляют последнее слово.
— У меня было время подумать, проанализировать свой поступок… Я приношу извинения, прошу суд не назначать мне наказание, связанное с лишением свободы, — кратко говорит подсудимый.
Судья Менделеева говорит, что приговор будет оглашен сегодня в 13:30.
Судья Менделеева считает, что обвинение обоснованно. В приговоре суд учитывает общественную опасность действий Вересова, характеристики его личностии и признание вины.
Судья признает Алексея Вересова виновным по части 1 статьи 296 УК (угроза в связи с осуществлением правосудия) и приговаривает к штрафу 180 тысяч рублей.
При определении размера штрафа, суд учитывает срок содержания в СИЗО и смягчает в связи с этим наказание до 160 тысяч рублей.