Акрам Азимов, старший брат арестованного ранее Аброра Азимова, был задержан 19 апреля в одном из поселков Новой Москвы. По версии ФСБ, задержанный оказывал «пособническую помощь по переправке денежных средств, использованных при подготовке террористического акта, а также по организации канала связи с эмиссарами международных террористических организаций». Спецслужба распространила запись задержания Акрама Азимова.
Мать братьев Азимовых утверждает, что ее старшего сына Акрама похитили из больницы в киргизском Оше, а видео задержания в Москве, которое распространила ФСБ — «явная постановка».
«У него не было денег на билет, не было паспорта. Это явная постановка, я хочу справедливости», — прокомментировала она видео.
Отец подозреваемых Ахрал Азимов рассказал «Московскому комсомольцу», что у него четверо взрослых сыновей, в том числе 28-летний Акрам и 26-летний Аброр. Об аресте Аброра он узнал по телевизору, после чего стал звонить бывшей жене в Киргизию. От нее Азимов узнал, что «3–4 дня назад из больницы забрали и нашего первенца Акрама». Молодой человек лежал в больнице с гайморитом, но его «увезли в Москву».
Избрание меры пресечения Азимову было назначено на 15:30. Журналисты в суде с двух сторон обступили вход в кабинет, где пройдет заседание. Неожиданно в образовавшемся коридоре появился Ахрал Азимов, который начал жаловаться на несправедливость задержания его сыновей.
«Как вы так делаете? Зачем моих детей подставляете? А теперь даже не даете мне отдать эти справки», — обратился к людям в форме возмущенный отец.
По его словам, адвокаты сына с ним не общаются — «ничего не говорят, все прячут». Он напомнил, что о задержании Акрама он узнал из прессы.
После эмоциональной речи он ушел, а сотрудники суда потребовали от журналистов прекратить съемку.
В зал, где должно пройти заседание, провели мужчину среднеазиатской внешности. Журналисты начали его фотографировать, но кто-то крикнул, что это не Акрам Азимов.
Ожидается, что ходатайство следствия об аресте Азимова рассмотрит судья Елена Ленская.
Пока журналисты столпились у прохода, приставы водят по суду других фигурантов уголовных дел на заседания. «Они не ко мне пришли все?» — спросил, улыбаясь, мужчина в кепке, которого в наручниках провели в другой кабинет.
В зал вошла судья Ленская. Заседание она начинает с разговора с переводчиком, которому Ленская предлагает поговорить с подозреваемым, чтобы определить, понимают ли они друг друга. После пары фраз Ленская продолжает знакомиться с документами участников заседания.
Азимов представляется. Он родился в Джелал-Абаде, гражданин России, зарегистрирован в Селивановском районе Владимирской области, фактически жил в городе Московском, женат, есть три ребенка, старшему шесть лет, ранее не судим.
Азимов отвечает по-русски и очень тихо. На вопрос, доверяет ли он суду, Азимов отвечает, что непричастен к теракту. Когда Ленская повторяет вопрос, тот говорит «Да, да».
Следователь просит приобщить справку из ИВС, в которой говорится, что подозреваемый здоров. Кроме этого, он просит приобщить копию загранпаспорта, свидетельствующую, что Акрам Азимов дважды был в Турции. Судья удовлетворяет ходатайство. У защиты и подозреваемого ходатайств нет.
По словам следователя, Азимова задержали 19 апреля. При задержании у него якобы изъяли гранату РГД-5 и мобильный телефон.
Указывая на тяжесть преступлений и необходимостью провести большой объем следственных действий, следователь просит арестовать подозреваемого до 3 июня. Представитель прокуратуры поддерживает ходатайство.
«Я свои показания вчера дал. И я хотел сказать, что я не причастен к теракту», — говорит Азимов, когда судья спрашивает, возражает ли он против ареста. Когда судья разъясняет, что речь идет не о его виновности, а о мере пресечения, тот что-то тихо говорит. Переводчик разъясняет ему суть вопроса. Азимов говорит, что возражает против заключения под стражу из-за непричастности к теракту.
Против ареста возражает и адвокат Азимова. По словам защитника, в материалах нет данных о его причастности к теракту и упоминает, что он «действия определенные совершил», но они не связаны с терактом. Мнение следствия о том, что подозреваемый может скрыться или оказать давление на следствие, говорит адвокат, необоснованно. Он напомнил, что у Азимова на иждивении супруга с тремя малолетними детьми. Из допроса, продолжает адвокат, следует, что подозреваемый активно сотрудничает со следствием и дает показания.
Судья исследует представленные следствием материалы. Из документов следует, что дело возбуждено по статьям 205 УК (теракт) и 222 УК (незаконный оборот оружия). Ленская перечисляет документы следствия: протокол допроса, справку-меморандум об ОРМ, рапорт полицейского по факту задержания, постановление и протокол выемки, согласно которому старший оперуполномоченный выдал следователю гранату, ранее якобы изъятую у подозреваемого, а также другие документы.
Судья объявила перерыв и ушла выносить решение о ходатайстве следствия. Журналисты вышли из зала, вслед за ними вывели подозреваемого.
Судья Ленская зачитывает решение. Она поясняет, что, по данным следствия, Акрам получил деньги, которые его младший брат Аброр переводил Джалилову, подорвавшемуся позднее в петербургском метро.
Установлено, что Азимов фальсифицировал документы членов террористической организации, чтобы они могли въезжать в Россию. Кроме того, в Турции он получил деньги, которые потом дошли до Джалилова.
Суд считает, что ходатайство о страже подлежит удовлетворению. Азимов арестован до 3 июня.