На прошлом заседании сторона обвинения показала 2 млн долларов, которые, по версии следствия, глава «Роснефти» Игорь Сечин передал министру Улюкаеву за одобрение сделки по покупке акций «Башнефти». Картонную коробку и пакет с пачками долларов в суд принес мужчина в пальто.
Прокурор Борис Непорожный спрашивал у подсудимого, получал ли он эти деньги 14 ноября 2016 года, однако тот отказался отвечать на вопросы обвинения. Защитники Улюкаева не стали сверять номера и серии купюр, так как настаивают, что он не получал их и не видел в момент передачи. Прокуроры также продемонстрировали саквояж, в котором, предположительно, лежали 2 млн долларов.
После обвинение попросило направить повестку в суд Игорю Сечину; адвокаты Улюкаева были удивлены, что его не вызывали ранее. В итоге судья Лариса Семенова согласилась вызвать главу «Роснефти» в суд, а прокуроры объявили, что закончили представление доказательств.
Защитники бывшего министра экономического развития огласили на заседании несколько неиследованных материалов дела и ходатайствовали о вызове в суд свидетелей.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев перед заседанием сказал, что глава компании Игорь Сечин не получил повестку в суд.
Представитель Замоскворецкого суда Эмилия Хиль сказала «Интерфаксу», что повестку Сечину отправили заказным письмом на адрес «Роснефти».
Сегодня на заседание пришел первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер, его вызвали в суд в качестве свидетеля по ходатайству защиты Улюкаева.
«Готов к труду и обороне», — ответил он на вопрос о готовности к даче показаний.
Судья объявляет заседание открытым и начинает перебирать бумаги на столе. Объявляется, что на процессе меняется секретарь, у новой фамилия Кузнецова. Затем Семенова привычно отказывает в съемке в зале суда.
На прошлом заседании суд удовлетворил ходатайство о вызове пяти свидетелей и направил им повестки. От ФСБ пришло письмо, в котором говорится, что лейтенант из управления «К» Калиниченко сейчас в командировке и выступить не сможет.
Помимо Текслера, в суд явились заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Безменов и сотрудник ведомства Сергей Волченков.
Защита просит начать с допроса первого замминистра энергетики.
Начинается допрос первого замминистра энергетики Текслера — 44-летнего мужчины в синем костюме. Судья предупреждает его об ответсвенности за дачу ложных показаний, свидетель расписывается в документе и встает за кафедру.
Адвокат Виктория Бурковская спрашивает, что входило в должностные обязанности Текслера, тот отвечает, что у него «широкий круг обязанностей». В «Башнефти» он был членом Совета директоров, но денег за это не получал.
«Мы согласовали план приватизации "Башнефти", нам поручили экономический блок», — рассказывает Текслер.
На вопрос об отрицательном отзыве на приватизацию компании в августе 2016 года он отвечает так: «Мы подготовили свое мнение в соответсвии с требованием президента и правительства. В нем говорилось о нецелесообразности участия в приватизации госкомпании».
Затем судья снимает вопрос о том, могла ли его позиция быть связана с работой в «Башнефти».
После свидетель замечает, что он не был заинтересованным лицом в сделке по «Башнефти», а Улюкаев не давал ему каких-либо распоряжений.
Как пишет «Медуза», судья Семенова в начале заседания сказала, что приставы пытались передать повестку Сечину через сотрудников «Роснефти», однако те отказались ее получать.
При этом повестку отправляли также электронной почтой и факсом.
Прокурор Непорожный интересуется документами, которые были у Текслера при заключении на сделку. Свидетель в ответ упоминает поручение правительства и документы о приватизации.
Затем замминистра уточняет, что при принятии решений руководствовался позицией вице-премьера, курирующего ведомство Минэнерго (за это в правительстве отвечает Аркадий Дворкович — МЗ). Текслер вспоминает, что в правительстве тогда давали негативную оценку участию госкомпаний в приватизации «Башнефти».
Прокурор спрашивает, как теперь оценивается сделка, и Текслер говорит: в целом она положительно сказалась на энергетической отрасли.
Больше вопросов к свидетелю нет, он уходит.
Следующий свидетель — Иван Безменов, заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития.
На вопрос адвоката Бурковской о своей работе он отвечает: «Я готовлю предложения по проектам докладов, актов, по части приватизации, конфискованного имущества и так далее».
Он рассказывает, что отбирал агента сделки по приватизации «Башнефти». Отбор проводился в два этапа, победила «ВТБ Капитал». Свидетель готовил проект поручения о назначении агента, документ был согласован с правительством.
Свидетель был среди тех, кто готовил распоряжение о приватизации «Башнефти» «Роснефтью». Безменов вспоминает рабочие совещания на эту тему с участием сотрудников «Башнефти» и Минэкономразвития. Рассматривался вопрос участия иностранных компаний в приватизации, но было решено, что это нецелесообразно.
Что касается российских госкомпаний, то к определенному решению тогда не пришли. Тем не менее, в заключении Росимущества, по словам свидетеля, говорилось, что «Роснефть» может участвовать в приватизации.
Бывший министр Улюкаев откинулся на спинку стула и смотрит на свидетеля.
— Помните, какие правки вносил Улюкаев в отчет? — спрашивает адвокат Бурковская.
— Текст был скорректирован в двух местах. В одном из вычеркнутых абзацев говорилось, что участие «Роснефти» создает дополнительный конкурентный стимул, — говорит свидетель. По его словам, в выводе говорилось, что ограничение на участие «Роснефти» возможно при соответствующих актах правительства.
— Вам лично Улюкаев давал поручения по подготовке этого документа?
— Лично мне — нет
Затем Безменов отвечает, что до этого участвовал в приватизации АЛРОСА, и вопросы начинает задавать прокурор Гриднев. Его интересует, были ли распоряжения о приостановке приватизации «Башнефти». Свидетель вспоминает поручение о дополнительной проработке продажи акций, а затем начинает рассказывать про совещания участников приватизации.
«Почта России», тем временем, уверяет, что повестку Сечину вовремя доставили в отделение «по месту вручения», передает РБК.
На вопрос о том, почему Сечин мог не получить повестку, в «Почте России» сослались на пункт 4 статьи 63 ФЗ «О связи» (тайна связи).
«Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям», — говорится в законе.
Продолжается допрос свидетеля Безменова. Он говорит прокурору Непорожному, что договор с «ВТБ Капитал» заключили в первой половине июля 2016 года.
— Вам известно что-то о публичных заявлениях Улюкаева, что «Роснефть» — ненадлежащий покупатель? — спрашивает Непрожный.
— Известно из СМИ, — отвечает свидетель.
Затем он на вопрос прокурора об участии Улюкаева в приватизации АЛРОСА вспоминает, что министр давал какие-то комментарии по итогам сделки. Безменову неизвестно, что подвигло Улюкаева критиковать участие «Роснефти» в сделке по «Башнефти».
Теперь адвокат Бурковская интересуется, влияли ли на общий вывод абзацы, которые Улюкаев вычеркнул из заключения на сделку. Безменов отвечает не слишком разборчиво, РБК цитирует его так: «Они влияли на полноту обоснования. И поскольку они были в конце доклада, конечно, они были значимыми».
После он утвердительно отвечает на вопрос прокурора о том, был ли вычеркнутый абзац о конкурентности важным. Экс-министр Улюкаев спрашивает, опирался ли тезис о конкурентности на какие-то расчеты, свидетель не помнит. Больше вопросов к нему нет, и Безменова отпускают.
В зал заходит третий свидетель, мужчина в джинсах и свитере. Это Сергей Волченков, ведущий советник Минэкономразвития по информационным технологиям.
Он объясняет, что работает техническим специалистом, в ведомстве занимается серверами. В ноябре 2016 года ему довелось участвовать в следственных действиях: нужно было сделать выемку служебной переписки. «Это мной и было сделано», — говорит свидетель.
Выемка распространялась на переписку за все время, продолжает Волченков. Переписку Улюкаева следователи скопировали на флеш-карту. Сотрудник Минэкономразвития вспоминает, что посмотрел те письма, но их содержание он уже не помнит
— Скажите, а если мы сейчас захотим посмотреть переписку, мы сможем? — интересуется прокурор.
— Боюсь, что нет. Если сотрудник увольняется по каким-то причинам, то его учетная запись блокируется и хранится около 30 дней потом, — отвечает свидетель.
На этом его допрос окончен, больше свидетелей у защиты на сегодня нет.
Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил «Ведомостям», что сегодня Игорь Сечин примет участие в русско-турецких переговорах в Сочи с участием президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Ранее Песков говорил, что основным вопросом на встрече будет положение дел в Сирии.