25-летнего преподавателя математики Московской финансово-юридической академии Дмитрия Богатова задержали 6 апреля по уголовному делу о призывах к массовым беспорядкам во время несогласованной акции протеста 2 апреля в Москве (часть 3 статьи 212 УК). Дело возбудили из-за «текстовых сообщений, призывающих к действиям крайне экстремистского толка», опубликованных неизвестным 29 марта.
Следствие просило суд арестовать Богатова, однако судья отказался это сделать, поскольку такая легкая статья не предполагает содержания под стражей. Однако Богатова не отпустили. Обвинение почти сразу переквалифицировали на попытку организовать массовые беспорядки (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 212 УК) и публичные призывы к терроризму (часть 2 статьи 205.2 УК). 10 апреля Пресненский районный суд отправил математика в СИЗО на два месяца.
«Медиазона» подробно рассказывала о его деле: в вину Дмитрию Богатову следствие ставит два поста в теме «Требуем системных изменений в стране!» на форуме SysAdmins.ru, опубликованных пользователем под именем «Айрат Баширов». В них «Баширов» призывал брать 2 апреля на Красную площадь «тряпки, бутылки, бензин, скипидар, пенопласт, ацетон — по возможности», а также рассуждал о захвате отделов полиции и предлагал «взбодрить мусорское сообщество».
Кроме того, следствие ставит Богатову в вину публикацию «видеоролика, содержащего сцены массовых беспорядков и оказания сопротивления сотрудникам правоохранительных органов» — речь идет о клипе на песню No Church in the Wild рэперов Канье Уэста и Джей Зи, снятый в 2012 году известным режиссером Роменом Гаврасом.
После публикации 29 марта следствие направило запрос к администратору SysAdmins.ru, который живет за пределами России, но он предоставил логи с указанием IP-адресов, с которых осуществлялся вход в аккаунт. В них говорится, что в тот день вход осуществлялся из пяти разных мест, в том числе из Японии, Голландии, Подольска и Москвы.
Математик Богатов — убежденный сторонник свободного программного обеспечения, он пользовался сетью Tor и поддерживал выходной узел сети (exit node, зачастую принято говорить «нода») у себя дома. В России зарегистрированы несколько сотен таких узлов. Принцип действия браузера Tor основан на том, что пользователи получают IP-адреса в случайном порядке: «Айрату Баширову», размещавшему сообщения, которые вызвали претензии СК, мог случайно достаться IP-адрес, зарегистрированный на математика.
Тот факт, что Богатов был оператором выходного узла Tor, следствие пока никак не учитывает. У него есть и другие алиби: жена арестованного математика Татьяна Федорова рассказывает, что в тот день около девяти часов вечера они с Дмитрием были в фитнес-центре, а после этого зашли в супермаркет. Супруги попали на записи видеокамер в супермаркете, которые смогли получить адвокаты.
Дмитрия Богатов в СИЗО уже четыре месяца. Освободить его потребовал Эдвард Сноуден. В середине июля в администрацию президента передали 1544 подписи от студентов, аспирантов и преподавателей МГУ с требованием освободить математика.
23 июля центре Москвы прошло шествие «За свободный интернет», участники которого тоже выступили за освобождение Богатова. «Мемориал» признал его политзаключенным.
Дмитрия Богатова привели в зал суда. Ходатайство следователя будет рассматривать судья Евгений Найденов.
В зале около 25 человек, включая журналистов и группу поддержки. Жена Богатова нервно улыбается и подмигивает ему, тот улыбается в ответ.
Прокурора в зале нет. «Сходи за ним, ну что это такое», — раздраженно говорит судья помощнику. Через некоторое время входит девушка-прокурор.
Следователь Гуляев выступает и говорит, что поддерживает ранее заявленное им ходатайство о переводе Дмитрия Богатова под домашний арест.
— С учетом того, что в ходе обысков были собраны вещественные доказательства, проводятся сложные экспертизы, установлена достаточная причастность Богатова к инкриминируемым преступлениям, нет свидетелей, на которых Богатов может оказать влияние, с учетом наличия заболеваний, в том числе хронических, следствие считает возможным домашний арест, — говорит следователь.
Он просит суд запретить Богатову под домашним арестом пользоваться интернетом и мобильной связью.
Прокурор сбивчиво и как будто в первый раз читает из блокнота: следствие вышло с ходатайством об изменении меры пресечения, Богатов скрываться от следствия не собирается, обладает рядом заболеваний, имеет положительные характеристики, оказывать давление не может. Ходатайство прокурор поддерживает.
Адвокат Александр Мордвинов:
— Мы, конечно, не возражаем против изменения меры пресечения. Просим разрешить Богатову двухчасовые прогулки и возможность посещения медицинских учреждений, просим отразить в постановлении, что оно должно быть немедленно исполнено.
Адвокат Саркис Дарбинян:
— Мы рады, что наконец-то это ходатайство было заявлено.
Адвокат Тепцов и сам Дмитрий Богатов не возражают против перевода под домашний арест.
Судья удаляется в совещательную комнату.
Пока все ждут решения судьи, пожилая женщина, которая говорит, что она знакомая Богатова, развернула плакат на листочке А4 — приставы заставили ее свернуть бумагу.
В клетке суда Богатов сидит с ручкой и листом бумаги, что-то пишет.
Пристав грубит кому-то из зрителей: на телефон снимать-то не надо.
Всех зрителей выгнали из зала. Жена Богатова нервно рассказывает журналистам, что «забыла, что он вообще живой, как будто голограмму пускают». Она благодарит журналистов и активистов.
«Мы купили еды, мы убрали квартиру», — рассказывает она.
Богатова без наручников выводят из зала суда.
Жена Богатова и его знакомые ждут освобождения. Крайний слева — Данил Алферьев, которого в Ульяновске обвиняли в возбуждении ненависти «по признаку принадлежности к представителям власти», однако дело закрыли. Алферьев говорит, что приехал поддержать Богатова.