Процесс Александрова и Ерофеева. Заседание 21
Онлайн
5 апреля 2016, 10:11

Процесс Александрова и Ерофеева. Заседание 21

Город Счастье после обстрела, 2014 год. Фото: Сергей Харченко / Zuma / ТАСС

В Голосеевском районном суде Киева продолжается процесс по делу предполагаемых сотрудников российского ГРУ Евгения Ерофеева и Александра Александрова, которых судят по обвинению в терроризме и контрабанде оружия. Сегодня должно состояться первое полноценное заседание без адвоката Юрия Грабовского – его нашли убитым полторы недели назад.

Читать в хронологическом порядке
10:19
5 апреля

В ходе предыдущего заседания 21 марта суд разрешил войти в дело адвокату Валентину Рыбину, который теперь будет представлять интересы Александрова вместо погибшего адвоката Юрия Грабовского. Последний пропал в Одессе 5 марта, а 25 марта следователи обнаружили его труп. Двое подозреваемых в убийстве Грабовского молодых людей уже арестованы; их мотивы следствие пока не называет.

На том же заседании суд постановил предоставить госзащиту адвокату Ерофеева Оксане Соколовской. Охрана была предоставлена ей лишь несколько дней спустя.

Ссылка скопирована!
10:24
5 апреля

Обоих обвиняемых уже привезли в суд, но пока не завели в зал. Адвокаты Оксана Соколовская и Валентин Рыбин уже на месте.

Ссылка скопирована!
10:58
5 апреля

Секретарь суда оглашает состав присутствующих. Адвокат Александра Александрова Валентин Рыбин впервые принимает участие в заседании. Судья интересуется, успел ли Рыбин ознакомиться с материалами дела. «Так точно», – отвечает адвокат.

«Я ознакомился с материалами дела. Изучил материалы, предоставленные стороной обвинения, а также записями заседаний. Поэтому считаю, что нет смысла начинать процесс с начала, все ознакомлены с материалами дела», – отметил Рыбин. Адвокат Ерофеева Оксана Соколовская с коллегой согласилась, прокуроры также заявили, что не против продолжить процесс, так же, как и потерпевшая Пугачева. Судья постановил продолжить заседание.

Перед началом заседания Рыбин предложил почтить минутой молчания память погибшего адвоката Юрия Грабовского.

Ссылка скопирована!
11:01
5 апреля

В качестве свидетеля на суд приехала Наталья Яковцова, врач и судебно-медицинский эксперт из Харькова. Она предоставила служебное удостоверение, которое не вызвало доверия у Оксаны Соколовской. «Удостоверение не говорит о квалификации эксперта», – заявила адвокат. Судья зачитал краткую профессиональную биографию эксперта, которая проводила судебно-медицинскую экспертизу трупа военнослужащего Владимира Пугачева, который погиб в ходе боя, во время которого были захвачены Ерофеев и Александров.

– Осуществляли ли вы при осмотре трупа фото или видео-фиксацию? – начала допрос эксперта Соколовская.

– Фотографировала. Результаты можно обнаружить в архиве, по запросу следствия.

– Опишите, какие повреждения вы обнаружили на теле Пугачева?

– Я зачитаю. Головы — пулевые сквозные повреждения. Касательные пулевые ранения на лице, сквозное пулевое ранение бедра.

– Проводилась ли вами токсилогическая экспертиза?

– Да, конечно. Это самая первая экспертиза.

Допрос продолжает Валентин Рыбин, который просит перечислить стандарт качества при экспертизе трупа. «Забор материала, необходимый для экспертизы. Если что-то обнаруживается, не входящее в мою компетенцию, по постановлению суда назначается другая экспертиза», — отвечает Яковцова. Рентген не провели в связи с отсутствием рентген-аппарата, поясняет она.

— Почему вы не хранили все материалы кожи, которые подвергались экспертизе?

— Трупов очень много, особенно в зоне АТО. Криминалистика завалена этими объектами, и у нас нет возможности их хранить.

— То есть стандарты качества из-за этого не были выполнены? Из-за отсутствия рентген-аппарата и...

— Да, именно так. Мы получали в день по 20 трупов, у нас не было возможности сделать все, что необходимо.

Ссылка скопирована!
11:13
5 апреля

– Покажите, где было входное отверстие пули, как проходил раневой канал, – попросила Соколовская.

Эксперт показала на черепе, как проходил раневой канал на черепе Пугачева.

– Данные повреждения могли возникнуть от воздействия изнутри? – уточняет Рыбин.

– Конечно.

– Мы говорим о том, что повреждения черепа имеют характер внешнего воздействия, извне... – начал объяснять Рыбин суду, но эксперт его поправила:

– Пуля, патрон, любой предмет, который обладает большой кинетической силой, попадает внутрь черепа и повреждает там кости, а потом повреждает внешние мягкие ткани. Пулевое ранение очень сложное, патрон повреждается, кости повреждаются и наносят разрушения мягким тканям сами по себе.

Ссылка скопирована!
11:15
5 апреля

 

Ссылка скопирована!
11:21
5 апреля

– Были ли повреждения мягкой ткани живота?

Яковцова смотрит в записи экспертизы. До этого адвокат Соколовская попросила ее не читать, а рассказывать собственные впечатления, но эксперт продолжила зачитывать материалы своего заключения.

– Ссадина на грудной клетке, – нашла нужное место Яковцова.

– Под животом мы понимаем грудную клетку. Есть, с этим вопросом понятно... – протянул Рыбин. – А повреждения именно грудной клетки были?

– Ссадина каплевидной формы по краю реберной дуги.

– То есть она не могла привести к смерти, потому что вы описываете тяжелые повреждения.

– Эта не могла. Отдельное повреждение я не характеризовала. Она была нанесена прижизненно.

Ссылка скопирована!
11:36
5 апреля

Вопросы продолжает задавать адвокат Соколовская:

– Были ли вами установлены переломы костей конечностей?

– Нет.

– А почему это отражено в заключении?

– Где? Там указаны только огнестрельные ранения.

– А сколько их было всего?

– Сколько были, все огнестрельные.

Эксперт перечисляет все огнестрельные ранения, которые были на теле Пугачева.

– Правильно ли мы понимаем, что в нижних конечностях повреждены только мягкие ткани? Смерть могла наступить в результате этих ранений?

– Только если поврежден крупный сосуд. В данном случае такого не было. Смерть наступила от огнестрельного ранения головы.

– Вы указали, что размер ранения головы 05, на 0,5...

Эксперт прерывает защитника и зачитывает описание раны головы, и поясняет: «При огнестрельных повреждениях описывается размер: эффект минус ткань. Но мы учитываем также "поясок обтирания", который образуется от прохождения пули через кожные ткани – 0,6 см».

– То есть вы хотите сказать, что входное отверстие могло быть увеличено из-за проведения экспертизы? – интересуется Соколовская.

Прокурор протестует, но адвокат его осаживает: «Вы же не эксперт, вот пусть он и отвечает».

– Я эксперт общего профиля. Дается среднее значение — от такого-то до такого-то. Эксперт-баллист может пояснить вам, какая была пуля, разрывалась она или нет, преодолевала ли сопротивление. Размер минус ткань составлял 0,5 на 0,5 см. Я не могу однозначно ответить о калибре пули.

Судья спрашивает обвиняемых, есть ли у них вопросы к эксперту. Те просят время для того, чтобы посоветоваться с адвокатами. Перерыв на 10 минут.

Ссылка скопирована!
12:22
5 апреля

После перерыва прокуроры спрашивают адвокатов, сколько у них еще осталось вопросов для эксперта. «А то у нее поезд на 13:45», — говорит военный прокурор Нимченко и показывает билет. «Всего три, — отвечает Рыбин. — Не беспокойтесь, я на машине, если что отвезу». Российский консул Грубый смеется.

— У меня конкретный вопрос, — интересуется подсудимый Ерофеев. — Отверстие 0,5 на 0,5 — больше пуля могла быть?

— Я даю средний показатель. Баллистическая экспертиза может сказать, могла ли пуля быть больше указанного размера. Патрон, пуля, сердечник пули оказывают разное воздействие, как мы знаем.

— Я считаю, что не получил ответ, — заявил Ерофеев и сел на место в «аквариуме».

Адвокат Рыбин спрашивает:

— Может пуля калибром 9 мм, оставить в черепе дыру размером 0,5?

— Я еще раз повторяю: я не эксперт-баллист, я не могу сказать, как была нанесена рана. Моя экспертиза носит только описательный характер.

Ссылка скопирована!
12:38
5 апреля

Допрос эксперта окончен, ее отпускают. Адвокат Соколовская говорит, что защита готова подать ходатайство об оглашении документов, которые были собраны погибшим адвокатом Юрием Грабовским. Как уточняет Рыбин, таких материалов около 250 листов, подаваться материалы будут со стороны защиты Евгения Ерофеева. Прокурор на это отвечает, что обвинению достаточно десяти минут перед заседанием, чтобы ознакомиться с документами.

Суд постановил продолжить заседание 7 апреля. При этом судья попросил Рыбина, у которого уже запланированы заседания по другим процессам, скорректировать свое расписание.

«В четверг мы будем предоставлять доказательства», – предупреждает Рыбин судью. После этого Соколовская подает ходатайство о допросе с помощью видеоконференции ряда свидетелей защиты.

– Генерал-майора Сергея Козлова… – начинает перечислять адвокат.

– Чьего генерала? – спрашивает судья.

– ЛНР, – отвечает Соколовская. В зале слышится смех.

Среди тех, кого планирует допросить сторона защиты также других военных из самопровозглашенной ЛНР – Павел Гутько; Мараховский; подполковник  Литвиненко, начальник воинской группы Северский Донецк; Андрей Чепрасов, полковник вооруженных сил РФ, старший группы СЦЦК; Фокин Александр, эксперт судебно-медицинской экспертизы…

– Российской? – уточняет прокурор.

– Угу, – отвечает адвокат и добавляет последнее имя: народный депутат Украины Юрий Луценко.

Ссылка скопирована!
12:41
5 апреля

Судья ходатайство Соколовской удовлетворяет и объявляет перерыв до четверга. Следующее заседание состоится 7 апреля в 15:00.

Ссылка скопирована!