Вчерашнее заседание началось с того, что Надежда Савченко поздравила прокуроров и судей с наступающим Новым годом («несмотря на все, что будет впереди») и попыталась подарить судьям маленькую елочку, которую привезла с собой из СИЗО.
На заседание в качестве специалиста приехала Ольга Возякова — научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ. По просьбе адвокатов она изучала приложенные к материалам дела видеозаписи, сделанные 17 июня 2014 года сепаратистом Егором Русским, специалиста просили астрономическими методами определить время съемки.
Для своего заключения Возякова анализировала отбрасываемые предметами тени и так определяла время событий. Астроном пришла к выводу о том, кто кадры с пленной Надеждой Савченко сделаны около 10:40 по киевскому времени (она допускает ошибку до 15 минут) — то есть до того, как произошел обстрел, в ходе которого погибли журналисты Корнелюк и Волошин.
— Соответствуют ли вашу данные научным стандартам? — интересовался у астронома адвокат Новиков.
— Да. Я готова поставить ящик коньяка тому, кто найдет ошибку.
Адвокат Новиков ходатайствовал о вступлении в дело еще одного защитника — украинского адвоката Александра Плахотнюка, который представляет интересы Савченко на Украине (там расследуется дело о ее похищении) и в Европейском суде по правам человека. Прокуратура возражала против этого, и суд отказался допускать Плахотнюка к защите Савченко.
На сегодняшнее заседание приехали мама и сестра подсудимой. Из защитников присутствует только адвокат Илья Новиков.
— Доброго дня, прокуроры. Я с вами не поздороваюсь, так и вы не поздороваетесь, - говорит Савченко гособвинителям.
— Так мы заняты были, - отвечает один из них. Сегодня прокуроров двое.
Судьи зашли. Продолжается оглашение материалов дела, заявленных защитой. Новиков перечисляет светокопии билетов и чеков погибших журналистов ВГТРК Антона Волошина и Игоря Корнелюка, а также квитанции на такси и билеты на электричку, которые они покупали в Луганской области. Он также оглашает опись вещей журналистов ВГТРК, изъятых в гостинице 17 июня 2014 года.
Теперь Новиков будет оглашать протокол осмотра документов, проведенный в мае 2015 года. В них фигурируют детализованные отчеты звонков журналистов ВГТРК. В частности, звонки, поступившие из ВГТРК в июне прошлого года. Данные, которые зачитывает Новиков, не представляют интереса для следствия, поэтому до этого не оглашались.
В частности, по требованию Новикова, в суде оглашается протокол выемки флеш-карты в Lifenews. В документе отмечается, что сотрудники издания добровольно выдали флешку, на которой было записано интервью с Савченко, сделанное 24 июня 2014 года в СИЗО-3 Воронежской области.
— Я прошу обратить внимание суда на то, что количество подписей на каждом листе по четыре, кроме последнего. Что касается подписи главного редактора издания Сулейманова, то вот здесь она так выглядит. Что с подписью следователя я сказать не могу, нигде она отдельно не стоит. Здесь некий росчерк, который я не знаю, можно ли считать подписью следователя, - обращается к судьям Новиков. - Я прошу зафиксировать в протоколе, что росчерк, схожий с тем, что стоит в других документах рядом с фамилией Петраков, на 189-м листе стоит поверх Сулейманова.
Новиков читает вопросы, который корреспондент Lifenews задавал Савченко во время интервью.
«Корреспондент: Ну то есть я изначально когда ехал, видел, думал будет по другому. Потому что ну вот то, что происходит, как вот эти авианалеты, то есть в Старую Кондрашевку, вы наверное, вас уже наверное, да, вас уже наверное не было тогда вот, когда это все разнесли самолеты», – выразительно читает адвокат. Сидящие в зале смеются.
Корреспондент Lifenews в воронежском СИЗО расспрашивал Савченко про Майдан, Третью мировую войну, а также о ее службе в армии. Он также расспрашивал ее о гибели российских журналистов под Луганском. Она пояснила, что Веселая Гора не контролировалась украинскими военными.
«Как бы, во-первых, не наводила я, не наводчик я, нету у меня такой специальности, нет такого образования. Не то чтобы я не имела соображения как это можно было бы делать, но, действительно, я на это не училась», – объясняла Савченко корреспонденту.
Новиков отмечает, что в протоколе слова Савченко о ВС Украины написаны так: «Збруйные силы». Видимо, от слова «збруя», отмечает адвокат, тогда как правильно было бы написать «Збройнi сили». Объявлен короткий перерыв.
В суд приехала активистка из Ростовской области, которая и раньше часто посещала заседания. Савченко сожалеет, что дом ее родителей разгромили. 14 декабря корреспондент «Радио Свобода» Антон Наумлюк сообщил, что неизвестные разгромили дом ее родителей, расположенный на хуторе Гундаровском на окраине Донецка.
Три дня в неделю в ростовском Донецке идет процесс по делу Надежды #Савченко. Постоянно здесь работает не так много журн...
Опубликовано Антоном Наумлюком 14 декабря 2015 г.
Савченко спрашивает, можно ли активистке чем-то помочь. Женщина отвечает, что самым дорогим там были вещи родителей.
— Надеюсь, этих сволочей тоже посадят, - говорит Савченко. В перерыве она говорила по-украински с мужчиной, приехавшим поддержать ее, и завершила разговор фразой: «Мы не ******** [устанем] махать мечом».
В суде продолжают зачитывать интервью Савченко сотруднику Lifenews. В июле 2014 года он поинтересовался, почему она не хочет, чтобы к ней в Россию приезжали мать и сестра.
«У меня мама прошла Вторую мировую войну, я думаю, что она и это выдержит. Нет, я не хочу, чтобы они сюда приезжали. В Украине с ними встречусь», - говорила корреспонденту Савченко. Корреспондент также поинтересовался о ее мнении насчет крушения Боинга-777. В ходе интервью она говорила о возможных версиях крушениях.
«Во-первых, давайте не будем политиками, не будем заявлять какие-то обвинения. Мы скажем, что это крушение Боинга. То есть пока нету действительно комиссии КАО, специалистов, их выводов, что и как это произошло, почему и где, не будем рассуждать о том, что случилось», - ответила Савченко.
В суде объявлен часовой перерыв на обед.
Между тем, сегодня Владимир Путин назначил на должность начальника столичного главка Следственного комитета России (СКР) Александра Дрыманова, ранее курировавшего следствие по делу Савченко. Кроме того, Дрыманов организовывал расследование по фактам геноцида граждан Южной Осетии во время войны 2008 года, а также довел до суда уголовное дело в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Перед тем, как заседание продолжилось, мать Надежды Савченко Мария Иванова подошла к прокурорам и сказала, что все, что они говорят о ее дочери – вранье. Ее прерывают приставы и просят занять место в зале, она возвращается на скамью.
Стороны продолжили зачитывать ответы Савченко на вопросы сотрудника Lifenews. Она рассуждает о ее призвании в качестве военного, ситуации на Украине и исходе ее дела.
Теперь адвокат зачитывает текст второй записи, в которой Савченко говорит, что в Луганской области сотрудничала с батальоном «Айдар» во время своего отпуска. Потом корреспондент обсуждает с Савченко «диванные войска».
«Это область вранья, эмоций и там мало фактов», - говорила в интервью Савченко.
Новиков зачитывает информацию о еще нескольких видеозаписях с флешки продолжительностью по 15-20 секунд. Стороны процесс закончили изучать шестой том.
У Новикова ходатайство о приобщении материалов. По его словам, показания Плотницкого и других свидетелей о самостоятельном переходе Савченко границы, а в случае с Плотницким, что Савченко отпустили из плена, – ложные. Савченко похитили и доставили в Россию, говорит адвокат. Он также напоминает, что Рубан говорил о передаче Савченко России, ссылаясь на Безлера.
Новиков зачитывает нормы УПК о том, какие доказательства и каким образом может приобщать к делу защита. Адвокат перечисляет приобщенные к делу сюжеты российских телеканалов: Россия-24, Пятый канал»и другие. Он останавливается на сюжете Артема Кола (Россия-24) с интервью Валерия Болотова, главы ЛНР, рассказавшего о задержании Савченко. В сюжете Болотов рассказывал, что задержали ее в районе поселка Металлист, где «разбили батальон "Айдар"», а позже Савченко сбежала из плена и пыталась перейти российскую границу, где ее арестовали. Корреспондент заканчивает сюжет словами, что батальон «Айдар» причастен к гибели мирных жителей.
— Прошу приобщить в качестве вещдока флешку Trancend с видео, содержащий данную информацию, - говорит адвокат.Мать Савченко в ходе заседания комментирует происходящее и вздыхает, прокурор просит ее вести себя потише.
— Будешь еще на мать наезжать мою?! – кричит на него Савченко.
— Пусть она помолчит! – отвечает прокурор.
Подсудимая говорит, что поддерживает ходатайство своего защитника.
— Обвинение смело пользовалось враньем журналистов, я думаю, что можно приложить еще одно вранье, в мою защиту. Я поддерживаю, – говорит Савченко.
Прокурор говорит, что сторона обвинения смотрела эту запись с Болотовым, она есть в вещдоках и ее нет смысла приобщить. Новиков замечает, что в деле есть видеозаписи с Болотовым, но не эта. Адвокат предлагает гособвинителям взять флешку с видео.
— Одну, правда, уже заиграли. У российский адвокатуры много обязанностей, но не снабжать обвинение флешками, - говорит Новиков, но все же дает флешку. Судья объявляет перерыв на несколько минут.
Приобщили запись вот этого сюжета "Вестей" за 10.07.2014
https://t.co/FmcK14FrbC
#FreeSavchenko
— Ilya Novikov (@vertiporokh) December 24, 2015
Пристав говорит с Верой Савченко и знакомым сестер из Украины, дает им документы о правилах поведения в суде: «Я вас не прошу расписываться, но ознакомьтесь». Они уточняют, что именно не так. Пристав поясняет, что мать Савченко не должна подходить к прокурорам.
— Я просто вас предупреждаю, - извиняющимся тоном говорит пристав.
Прокуроры не возражают против приобщения интервью с Болотовым к материалам дела.
— Вы уже какую-то подлость придумали? – посмеиваясь спрашивает Савченко.
— Ну какую подлость, - отвечает прокурор.
Судья предлагает посмотреть сюжет России-24 с рассказом Болотова об обстоятельствах задержания Савченко. По его словам, Надежде удалось сбежать при одной из бомбежек, ее не заметили в суматохе – «на женщину не обратили внимания».
После просмотра записи судьи удовлетворяют ходатайство о приобщении видео к материалам дела. Других ходатайств у Новикова нет. Стороны процесса продолжают исследовать материалы дела, которые они договорились оглашать частично. По словам защитника, будут оглашены те фрагменты, которое не зачитывала сторона обвинения.
Новиков зачитывает результаты психолого-лингвистической судебной экспертизы. Среди прочих, перед экспертами был поставлен вопрос, выявляются ли в ходе просмотра записей с интервью Савченко признаки осуществления ею координации артиллеристского огня.
При проведении экспертизы лингвисты пользовались довольно большим количеством книг, среди которых научно-популярные книги Пола Экмана «Психология лжи» и «Психология эмоций». Профессор психологии Калифорнийского университета Экман стал прототипом главного героя популярного несколько лет назад американского сериала «Обмани меня».
Показал новость Надежде Савченко - она только скептически хмыкнула. Мало ли кто за что высказывается #FreeSavchenko pic.twitter.com/V5U040hZ4x
— Ilya Novikov (@vertiporokh) December 24, 2015