Имена обвиняемых в покушении на Олега Кашина стали известны в ночь на 7 сентября, когда сам журналист предал огласке предварительные выводы следствия. «Человек с букетом — Данила Михайлович Веселов, 11 ноября 1972 года рождения, на тот момент — начальник охраны механического завода в Петербурге (предприятие так и называется — "Механический завод", входит в холдинг "Ленинец", принадлежащий семье губернатора Псковской области Андрея Турчака). Человек со стальным прутом, который вышел из-за спины Веселова — это Вячеслав Борисов, сотрудник той же охраны. Человек, который сидел за рулем "Фокуса", на котором они приехали — Михаил Валентинович Кавтаскин, 12 февраля 1980 года рождения, тоже охранник на том же предприятии», — написал Кашин.
Организатором покушения он называл Александра Горбунова — топ-менеджера компании «Проминвест», управляющей активами АО «Заслон», в которое был преобразован упомянутый журналистом холдинг «Ленинец». Гендиректором и совладельцем «Ленинца» был отец губернатора Псковской области Андрея Турчака Анатолий Турчак; таким образом, версия, согласно которой избиение Кашина могло быть местью за эпитет «сраный», которым он характеризовал чиновника в своем блоге, получила косвенное подтверждение.
Позже Кашин рассказал «Ведомостям», что, по его сведениям, Веселов встречался с Турчаком в Москве и обсуждал с губернатором детали нападения. О том же в своем интервью «Коммерсанту» говорит и жена Веселова, якобы сохранившая диктофонную запись разговора чиновника с исполнителями покушения. Сам обвиняемый просил следствие о досудебном соглашении, обещая дать показания на Турчака и Горбунова.
Последний на момент публикации Кашиным подробностей расследования находился в СИЗО по обвинению в незаконном обороте оружия. Главное следственное управление СК сочло нецелесообразным допрашивать его по делу о покушении на журналиста в качестве подозреваемого. Положительную характеристику Горбунову дал глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. В то же время, в ФСБ, осуществлявшей оперативное сопровождение по делу бизнесмена, настаивали на его переводе в спецблок СИЗО и допускали, что он может быть причастен к разглашению гостайны. 9 сентября суд продлил арест Горбунова, но уже 11 числа новый следователь по делу о нападении на Кашина Вадим Соцков выпустил его под подписку о невыезде. За день до этого стало известно, что раскрывший дело о покушении на журналиста следователь Алексей Сердюков отстранен от расследования всех дел, связанных с именем Горбунова.
Сам Олег Кашин просит передать дело о пережитом им покушении в ФСБ.
Адвокат Веселова: «Мой подзащитный дает показания по делу, оснований предполагать, что он может влиять на следствие и свидетелей, нет, его супруга имеет заболевание, ей нужна помощь по дому, у них есть дети. Женщине угрожали, так как в ее распоряжении есть доказательства, имеющие значение для дела». Говоря о доказательствах, защитник, возможно, имеет в виду запись разговора исполнителей покушения на Кашина с губернатором Псковской области Андреем Турчаком, о существовании которой супруга Веселова рассказала накануне.
Следователь: Веселов задержан на основании статьи 91 УПК, 27 мая ему предъявлено обвинение, свою вину он признал. У следствия есть основания полагать, что у Веселов может скрыться или продолжить заниматься противоправной деятельностью. У следствия нет оснований полагать, что он не будет общаться с потерпевшим и свидетелями с целью оказать давление на них.
Веселов передавал угрозы Горбунову, также известно, что оказывалось психологическое давление на других свидетелей по делу и еще не установленных лиц.
Следствие возражает против изменения меры пресечения, поскольку обвиняемый может скрыться: установлено, что жена Веселова — гражданка Украины, следствие полагает, что он может уехать из страны.
Следователь просит суд учесть, что Веселов действовал по указанию другого фигуранта дела и вероятного соучастника похищения Горбунова — Мешкова.
Судья интересуется, почему следствие считает, что обвиняемый может продолжить заниматься преступной деятельностью.
Следователь говорит, что в отношении Веселова расследуется еще одно уголовное дело,
но не уточняет, какое, так как оно находится не в ее производстве.
Адвокат потерпевшего Горбунова просит оставить Веселова под стражей и говорит, что еще один фигурант дела о похищении бизнесмена — Калинин — «привлекал к преступлению сотрудников полиции» и добивался, чтобы Горбунов изменил показания в пользу Веселова; он просит продлить срок содержания Веселова под стражей. По его словам, через Калинина Веселов угрожал Горбунову и его жене, женщине предлагали «лечь в деревянный футляр».
Теперь выступает сам Веселов. «Я хотел бы уточнить, что заявление следователя и адвоката имеет ряд неточностей. Я проживаю по месту прописки, с матерью. Вторая неточность, что я могу угрожать Горбунову, и знаю место его проживания. Да, я работал на Горбунова, но знаю только адрес работы. Также Горбунов считает, что я имею информацию, которая навредит Горбунову, это не так. Я взял 51-ю статью Конституции (о праве хранить молчание) и изложил свою роль в данном преступлении. Горбунову есть, чего опасаться, но не насильственных действий, а уголовного наказания. Мое пребывание на свободе будет неудобно Горбунову», — говорит Веселов.
Веселов — худой мужчина с серым лицом, пустыми глазами и синеватой щетиной. Сегодня он одет в скромный джемпер черного цвета, коротко, но небрежно подстрижен. Говорил в суде уставшим голосом, но достаточно твердо, описывает Веселова корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
Судья соглашается с большинством доводов следствия: Веселов может скрыться, воспретствовать расследованию дела, имеет родственников за границей, не проживал по месту прописки. Впрочем, данных о том, что он может продолжить заниматься преступной деятельностью, нет, признает судья.
Далее в суде будет решаться вопрос о продлении ареста второму находящемуся в СИЗО фигуранту дела о нападении на Кашина Михаилу Кавтаскину. Суд рассматривает вопрос о мере пресечения по другому делу: Кавтаскина, как и Веселова, обвиняют в похищении топ-менеджера бывшего холдинга «Ленинец» Александра Горбунова. Именно Горбунов — предполагаемый организатор покушения на Кашина, на прошлой неделе он был неожиданно отпущен под подписку о невыезде.
Теперь рассматривается мера пресечения в отношении Михаила Кавтаскина. Как и Веселов, он обвиняется по делу о покушении на Кашина, но непосредственно в избиении журналиста не участвовал. Кавтаскин находился за рулем автомобиля и ждал Веселова и Вячеслава Борисова. Именно они били Кашина металлическими прутами, а Кавтаскин увез их с места преступления.
Приставы провели Кавтаскина по коридору в медицинской маске.
В зале суда, представляясь, Кавтаскин снял маску. Выглядит он плохо, лицо серого цвета, одет в кожаную куртку, джинсы. У Кавтаскина татуировка на руке «За ВДВ».
Следователь просит приобщить заявление Горбунова, что он опасается за свою безопасность и своей семьи.
Представитель обвинения говорит, что несмотря на то, что Кавтаскин способствовал следствию, его преступление особо тяжкое и обладает повышенной общественной опасностью: «У следствия есть основания полагать, что Кавтаскин может скрыться, угрожать свидетелям и потерпевшему. У следствия нет основания считать, что Кавтаскин не будет контактировать с фигурантами дела с целью оказать давление на его ход. В ходе следствия установлено, что Кавтаскин играл важную роль в преступлении». По словам следователя, Кавтаскин передавал угрозы Горбунову и его семье. «Кавтаскин не проживает по месту прописки, а также он скрывался в Беларуси, поэтому он может скрыться снова», – говорит он.
Адвокат Горбунова поддерживает следователя и считает, что Кавтаскина необходимо оставить под стражей. «Из допросов соучастников следует, что к преступлению к похищению Горбунова были привлечены сотрудники правоохранительных органов, которые до сих пор не установлены», – говорит он.
Другой адвокат Горбунова тоже против перевода Катаваскина под домашний арест. Судья говорит, что такого ходатайства никто не заявлял. Адвокат смущена.
Выступает Кавтаскин. «Защитник неправ, что я не признаю свою вину, я ее признал. Угрожать не собирался и не собираюсь, в то время как Горбунов угрожает. Скрываться не намерен. По месту жительства буду находится в квартире с супругой», – говорит он. Его адвокат спрашивает, то он делал в Белоруссии. Кавтаскин отвечает, что находился там не из-за похищения Горбунова. Но что он там делал, не уточнил.
Кавтаскин повторяет, что готов помогать следствию и хотел бы заниматься воспитанием детей – у него их двое.
Его адвокат говорит, что Кавтаскин лично не знаком с Горбуновым, видел его один раз. Кавтаскин не знал, что будет похищение, настаивает его защитник. «Кавтаскина попросили сказать, когда за ворота выедет Горбунов, чтобы преступники его похитили. А Кавтаскин вообще его потом вызволял, и не знал, что происходит», – уверяет адвокат. То есть его вина только в том, что он предоставил преступникам автомобиль. Адвокат Кавтаскина просит изменить ему меру пресечения на домашний арест. Следствие возражает и настаивает на содержании в СИЗО.
Судья удаляется для принятия решения.
В перерыве адвокат Кавтаскина Михаил Анпилогов подтверждает, что в материалах дела упоминается Горбунов как организатор нападения на Кашина. Также Кавтаскин действительно упоминается в материалах по делу Кашина как водитель автомобиля, на котором скрылись участники избиения. По его словам, о заказчике нападения на Кашина и псковском губернаторе Турчаке в материалах дела не говорится. Впрочем, какие-то подробности он разглашать отказался, ссылаясь на подписку о неразглашении. Сам Кавтаскин дал признательные показания, отметил адвокат, но назвал их содержание тайной следствия.