Верхняя часть звезды на шпиле сталинской высотке на Котельнической набережной в Москве была выкрашена в синий цвет утром 20 августа прошлого года. Спустя несколько часов отдел дознания таганского УВД возбудил уголовное дело по нетяжкой статье 214 УК (вандализм), а оперативники задержали четверых бейсджамперов, фотографировавшихся на набережной после удачного прыжка со здания — Александра Погребова, Алексея Широкожухова, Евгению Короткову и Анну Лепешкину. На следующий день Таганский суд заключил их под домашний арест, а в дело по настоянию Генпрокуратуры добавилась часть 2 статьи 213 УК (хулиганство по политическим мотивам, наказание — до семи лет колонии). Следствие обещало исключить из обвинения статью о вандализме, однако этого так и не было сделано.
По словам парашютистов, о том, что звезда выкрашена и увенчана украинским флагом, они узнали от оперативников — площадка, с которой бейсджамперы прыгали, была удалена от шпиля более чем на 50 метров вниз и огорожена высокой стеной. Сразу после их задержания к высотке приехали «какие-то генералы», говорят парашютисты, а в отделении оперативники стали в жесткой форме уговаривать задержанных признаться в том, что звезду покрасили именно они. Как утверждает бейсджампер Погребов, в ответ на отказ один из сотрудников пригрозил, что возьмет его джинсы и вымажет их краской со шпиля.
На суде обвиняемые рассказывали, что с первого дня задержания оперативники пытались найти следы причастности парашютистов к покраске звезды — сначала внимание полицейских привлекли следы зеленой краски на одежде Лепешкиной, затем из багажника Коротковой в присутствии понятых и журналистов были изъяты два баллончика с краской. Правда, в деле упоминаний о них так и не появилось, поскольку краска в баллончиках из багажника тоже оказалась зеленой, а не синей.
22 августа 2014 года украинский руфер Павел Ушивец, известный по прозвищу Гриша Мустанг, опубликовал в фейсбуке пост о произошедшем. В нем киевлянин брал ответственность за акцию на себя и просил отпустить непричастных к ней молодых людей. Несмотря на публикацию, спустя несколько дней в Санкт-Петербурге был задержан пятый россиянин, которого следствие заподозрило в причастности к акции — 19-летний руфер Владимир Подрезов.
По словам приятеля Подрезова, который в тот день неожиданно был задержан вместе с ним, в отделении полиции молодого человека сильно избили. На следующий день после задержания петербуржца этапировали в столицу и заключили под стражу — поводом послужило отсутствие у него регистрации в Москве и погашенная судимость за кражу.
В тот же день был арестован руфер из Москвы Кирилл Ишутин, известный по прозвищу Кирилл Вселенский. Фигурантом «высотного дела» он так и не стал: в ходе обыска в съемной квартире молодого человека на Тверской оперативники обнаружили сверток с 0,3 грамма «спайса». Весной 2015 года его приговорили к году и 10 месяцам колонии общего режима по части 2 статьи 228 УК.
Защита неоднократно просила вернуть дело на доследование: обвинительное заключение, говорили адвокаты, изобилует неконкретными и высокопарными формулировками, суть которых сводится к тому, что все обвиняемые вступили в преступный сговор с гражданином Украины Ушивцом, направленный на «дестабилизацию социальной обстановки», для чего и решили провести акцию. При этом следователи указали, что сговор состоялся «не позднее 10 августа» — то есть до того, как украинский руфер прилетел в Россию.
По логике обвинения, подсудимые решили покрасить именно звезду на шпиле высотки на Котельнической, поскольку само здание якобы олицетворяет «величие РФ», а на звезде изображены серп и молот, которые являются частью герба Советского Союза, преемником которого, в свою очередь, является Российская Федерация.
Следствию так и не удалось найти объективных доказательств связи между руфером Мустангом и Подрезовым, который с самого начала не отрицал знакомства с ним, с одной стороны, и парашютистами с другой стороны. Спустя полгода следствия в деле сменился руководитель следственной группы — предыдущий, по словам защиты, передал, что «не хочет нести ответственность за невиновных ребят».
С появлением следователя Криворотова, в декабре 2014 года, в деле появились практически идентичные показания свидетеля Ишутина и обвиняемого Подрезова: в них пересказывались якобы сказанные Мустангом слова о том, что после покраски звезды в рамках единой акции с высотки должны были спрыгнуть четверо парашютистов. При этом имен бейсджамперов киевлянин, согласно этим показаниям, не называл. «Медиазона» подробно писала о позиции следствия в обзорном материале, приуроченном к началу судебного процесса по «высотному делу».
Суд по «высотному делу» начался почти через год после покраски звезды, хотя обвиняемые утверждали, что ознакомились с материалами дела еще задолго до этого. На первом заседании прокурор зачитал обвинительное заключение, после чего стороны допросили полицейских, задерживавших бейсджамперов. Главное событие состояло в том, что в первоначальных показаниях они определили найденное в рюкзаках обвиняемых снаряжение как «парашютное», а в суде использовали термин «альпинистское».
Затем состоялся допрос Кирилла Ишутина, который на предварительном следствии признался в том, что встретил и проводил Мустанга, предоставил ему свою квартиру и помог найти продавца украинского флага, но так и остался в «высотном деле» лишь свидетелем. На заседании Ишутин путано отвечал на вопросы защиты, не смог вспомнить многих деталей и якобы узнал в подсудимом Погребове своего знакомого по кличке «Енот», однако сам парашютист подловил свидетеля на том, что тот говорит неправду. По признанию самого Ишутина, о том, что «Енот» — это именно Погребов, ему рассказал его адвокат, которого, в свою очередь, на эту мысль навел следователь.
От ранее данных показаний, в которых говорилось о желании Мустанга привлечь к акции безымянных парашютистов, свидетель Ишутин отказываться не стал.
На втором заседании стороны продолжили допрашивать свидетелей обвинения: мужчину, который утром 20 августа собирался на работу и увидел из окна своей квартиры, как прыгают парашютисты, престарелую жительницу высотки и двоих знакомых обвиняемых. Первым из них стал парашютист Иван Семенов, которого оперативники задержали спустя 10 дней после покраски звезды, однако вскоре отпустили. Он рассказал, что действительно объяснял одному из подсудимых, как попасть на крышу здания на Котельнической, однако происходило это еще в мае 2014 года. На предварительном следствии именно Семенов указал, что у Подрезова и Мустанга с одной стороны и парашютистов с другой есть общая знакомая — Ангелина Николау.
В своих прошлогодних показаниях свидетель говорил, что она могла «умышленно или невольно сообщить ребятам, что 20 августа проход в здание будет свободен», однако в суде Семенов сказал, что следователь его неправильно понял. По его словам, следователь спрашивал, могла ли Николау сообщить парашютистам, что в высотку идет Мустанг, если бы знала об этом, и Семенов ответил, что могла бы — но только теоретически.
Следующей выступила свидетельница Динара Игнатьева 1994 года рождения, которая пять лет назад познакомилась с Подрезовым в Санкт-Петербурге. В показаниях на следствии она рассказывала о том, как пошла гулять вместе с Подрезовым, Ишутиным и Мустангом за несколько дней до инцидента на Котельнической набережной. Однако в суде Игнатьева подробности прогулки вспомнить не смогла, отметив, что у нее было несколько сотрясений мозга.
Третье заседание прокурор посвятил исследованию письменных материалов дела: протоколов задержаний парашютистов, обыска у Ишутина, при котором было обнаружено наркотическое вещество, выемок переписок обвиняемых из «ВКонтакте», при анализе которых специалисты не установили связь между бейсджамперами и Ушивцом, расходных накладных на покупку краски и так далее.
Затем были просмотрены видеозаписи с камер Go Pro, установленных на шлемах парашютистов — звезду ни на одной из них видно не было.
Четвертое заседание началось с допроса свидетеля Ангелину Николау — девушки, на которою свидетель Семенов указывал как на, вероятно, единственную общую знакомую между Ушивцом и Подрезовым с одной стороны и парашютистами с другой. Николау рассказала о том, как за несколько дней до покраски звезды приходила в гости к своему приятелю Ишутину, у которого в то время жил Мустанг. Украинца она охарактеризовала как «зазнавшегося» молодого человека, который сидел в интернете и искал на «Авито» флаг Украины. При этом, по словам свидетеля, Ушивец не рассказал ей о том, для чего именно ему понадобился флаг. По словам Николау, о том, что произошедшее на шпиле высотки было именно «акцией», ей стало известно уже из СМИ.
В ходе заседания свидетель вспомнила, что идея покрасить звезду высотки на Котельнической набережной возникла из уст «ребят из Питера», которые вместе с ней, Ишутиным и Мустангом забрались на одно из зданий за несколько дней до 20 августа. При этом Подрезова тогда с ними не было. Николау также упомянула о давлении со стороны оперативников, которые заставляли ее сказать, что за «акцию» ответственны именно бейсджамперы. Однако нужного им эффекта давление не возымело — девушка подтвердила свои показания в ходе теста на полиграфе.
Поскольку оставшихся двух свидетелей доставить в суд не удалось, после беседы с Николау стороны перешли к допросу подсудимых. Первым выступал руфер Подрезов, которые «косвенно» признал себя виновным в вандализме, объяснив, что был на крыше вместе с Мустангом, знал, что тот нанес краску, но не помешал этому и не вызвал полицию. Вину в хулиганстве петербуржец отрицал, поскольку, по его словам, «на высоте 100 с лишним метров в четыре утра оскорбить чьи-то чувства невозможно». Рассказывая о том, как в августе 2014 года оказался в Москве, Подрезов отметил, что с остальными подсудимыми не знаком, никогда с ними в переписке не состоял и не в курсе, есть ли у них общие знакомые.
Единственное упоминание о бейсджамперах, которое подсудимый, как он уверял в ходе заседания, слышал от Мустанга, произошло уже после покраски звезды — после того, как украинец посмотрел новости и узнал о задержанных. Таким образом, Подрезов опроверг показания, данные на дополнительном допросе в декабре 2014 года, согласно которым Мустанг, спускаясь со шпиля, якобы сказал, что через какое-то время в поддержку акции прыгнут парашютисты. В свою очередь защита обратила внимание на то, что петербуржец написал заявление о необходимости проведения дополнительного допроса на имя следователя Криворотова, хотя на тот момент он еще не руководил следственной группой.
Когда судья в очередной раз зачитывала протокол очной ставки, в которой, как и в протоколе дополнительного допроса Подрезова, говорилось, что Мустанг упомянул о бейсджамперах во время спуска со звезды, петербуржец признался: «Я оговорил бейсджамперов. По просьбе следователя, может быть, даже не следователя, а оперативного сотрудника. Эти люди никакого отношения (к акции) не имеют. Просто их взяли, и не хотят отпускать». По словам Подрезова, человек, попросивший его оговорить бейсджамперов в ходе очной ставки, напрямую не обещал какую-то выгоду для подсудимого, однако по его поведению руфер понял, что речь идет о сокращении срока заключения.
Таким образом, объяснил Подрезов, сначала по настоянию следователя в деле появились лживые показания с якобы произнесенными Мустангом словами о грядущем прыжке четверых парашютистов, а затем, уже по настоянию другого человека — фиктивные протоколы очных ставок, в ходе которых петербуржец говорил одну-единственную фразу: «Подтверждаю ранее данные мной показания в полном объеме». При этом сама процедура очных ставок не была соблюдена даже формально — так, подсудимый Широкожухов вспомнил, что, когда подошла его очередь, Подрезова уже увезли, однако это не помешало следователю Криворотову подписать протокол.
В перерыве с «Медиазоной» поговорил руфер Иван Хлопов — он рассказал, что был задержан вместе с Подрезовым, и что последнего в отделении жестоко избили. Самому Хлопову оперативники, по его словам, также пытались навязать участие в акции, однако спустя какое-то время отпустили восвояси. Молодой человек подтвердил эти показания, выступив в Таганском суде в качестве свидетеля.
Вслед за ним выступил бейсджампер Александр Погребов, который очень подробно рассказал об обстоятельствах прыжка с высотки и отметил, что следователи и оперативники неоднократно пытались заставить его оговорить других подсудимых. Аналогичным образом выступила и подсудимая Евгения Короткова.
На последнем перед прениями, пятом заседании, стороны допросили оставшихся подсудимых бейсджамперов — их выступления были практически идентичны — и перешли к допросу свидетелей защиты. После того, как были допрошены приятель Подрезова, обучавший бейсджамперов инструктор по парашютному спорту, два общих знакомых парашютистов, начальник автомастерской, в которой работает Погребов, родной брат последнего, отец Широкожухова, зачитавший суду ранее не публиковавшуюся переписку с Мустангом, отец Коротковой и мать Лепешкиной, перед судом неожиданно предстал выступающий, не заявленный в списках свидетелей — руководивший следственной группой по «высотному делу» следователь Вячеслав Криворотов.
В начале своего выступления он утверждал, что очные ставки с Подрезовым проходили в соответствии с регламентом, но не смог объяснить, почему петербуржец написал прошение о дополнительном допросе именно на его имя. Аналогичным образом следователь отвечал и по поводу очных ставок с свидетелем Ишутиным — хотя все их протоколы совпадают вплоть до знаков препинания, на суде Криворотов утверждал, что в них содержатся стенограммы свободных рассказов арестованного руфера. Допрос следователя закончился на эмоциональной ноте: парашютисты стали обвинять его в фальсификации документов и давлении на подсудимых, Криворотов все отрицал, но, в конце концов, выбежал из зала с низко опущенной головой.
В ходе прений парашютисты попросили полностью оправдать их, а руфер Подрезов оставил на усмотрение суда возможность определить, был ли в его действиях состав преступления. Прокурор запросил для всех подсудимых по три года колонии общего режима, за исключением беременной Анны Лепешкиной — ей он затребовал аналогичный срок условного лишения свободы.
порамсила с оператором телеканала россия. говорит: «у нас просто требования качества и профессионализма выше»
— маша борзо (@mborzunova) 10 сентября 2015
вову привели. его мама не приехала, опять сослалась на то, что после операции pic.twitter.com/b2O8i4ef3J
— Сологуб (@ivegottheflu) 10 сентября 2015
Судья читает достаточно невнятно, слышно ее плохо, в руках у судьи большая пачка листов. Она читает, что звезду на здании высотки раскрасило «неустановленное лицо», однако Владимир Подрезов, который вместе с ним полез к шпилю, «совершил пособничество в вандализме».
«Совместно с неустановленным лицом Подрезов прошел к шпилю», после чего остался чуть ниже, чтобы «следить за обстановкой», читает Орлова. В это время был покрашен шпиль. Судья пересказывает показания, которые Подрезов давал во время следствия и на суде.
По словам Орловой, вина Подрезова подтверждается показаниями свидетеля и руфера Кирилла Ишутина.
Судья все еще пересказывает показания свидетелей, в частности, Ангелины Николау, которая общалась с Ишутиным и виделась с Мустангом, и других свидетелей-руферов.
Приехала на суд по высотке. Приговор читают с открытыми дверями pic.twitter.com/3Oo0sSy4ig
— Мария Алехина (@MashaAlekhina) 10 сентября 2015
Судья зачитывает письменные доказательства по делу, карточки происшествий, протоколы осмотра и другие документы. В частности, звучит протокол осмотра записи с камеры наблюдения, на которой Подрезов и Ушивец уходят из здания высотки. Орлова перечисляет и вещественные доказательства.
«Таким образом, он совершил пособничество в вандализме по мотивам политической ненависти», — читает судья.
При этом из формулировки обвинения Орлова исключила участие Подрезова в установке украинского флага. Речи о виновности Подрезова в «хулиганстве» пока не зашла.
По делу о высотке судья читает приговор с такой громкостью, что возникают сомнения в том, смогут ли подсудимые его услышать.
— Мария Алехина (@MashaAlekhina) 10 сентября 2015
Первое, что я расслышал за 40 минут чтения приговора бейсджамперам - у одного был сиреневый парашют, у второго красно-желтый
— Andrey Kozenko (@akozenko) 10 сентября 2015
Реально издевательство какое-то
— Andrey Kozenko (@akozenko) 10 сентября 2015
Подрезов. Два года три месяца общего режима. pic.twitter.com/DZRjqugkMM
— Мария Алехина (@MashaAlekhina) 10 сентября 2015
Таким образом, судья Орлова по обвинению в хулиганстве (часть 2 статьи 213 УК) оправдала всех пятерых подсудимых. С парашютистов судья сняла и обвинения в вандализме (часть 2 статьи 214 УК), Подрезова же признала виновным по этой статье.
Сам Подрезов в клетке улыбается и молчит. Оправданные бейсджаперы кричат от радости, что не ожидали, что их могут оправдать.
«Палечка, спасибо, что помог нам!» — говорит Подрезову мама Широкожухова.
«Палево Вездесущее» — ник Подрезова «ВКонтакте». Он находится в СИЗО с прошлого августа и, значит, теоретически уже через месяц сможет подавать на условно-досрочное освобождение.
Прокурор теперь должен оправданным принести извинения от имени государства за незаконное уголовное преследование. Когда приговор устоит
— Pavel Chikov (@pchikov) 10 сентября 2015
Журналисты ждут оправданных парашютистов. Их браслеты дом ареста срезают pic.twitter.com/29lRFfQZCV
— Грани.Ру (@GraniTweet) 10 сентября 2015
«Приговор честный. Всех невиновных отпустили. По-моему слишком жестоко с ним обошлись, но в принципе все честно», — спустившись к журналистам, говорит про Подрезова оправданный Погребов.
«В России есть правосудие», — полагает он.
«До последнего мы в это не верили, это справедливый приговор», — вторит ему адвокат Ольга Лукманова.
Парашютистка Короткова отмечает, что «следствие в отличие от суда не было таким миролюбивым, на нас с самого начала давили, мы не ожидали такого решения суда»
«Спасибо суду. Мы не верили в оправдательный. После рождения ребенка буду продолжать прыгать, и с высоток тоже!» — говорит Лепешкина.
погребов говорит, что не считает, что должен быть благодарен подрезову, который отказался его оговаривать всуде. благодарен он только суду.
— Сологуб (@ivegottheflu) 10 сентября 2015
парашютисты идут гулять, а на этом автозаке сейчас подрезова увезут обратно в бутырку pic.twitter.com/eHNoqooBGc
— Сологуб (@ivegottheflu) 10 сентября 2015