З — задумчивость pic.twitter.com/AJCk5x7yUz
— anna biryukova (@a_biryukova) 7 апреля 2015
Адвокат Анна Полозова ходатайствует о назначении экспертизы — в материалах дела есть протокол осмотра сюжета НТВ о дне рождения Навального, однако неизвестно происхождение этого видео. Продюсер телеканала Долгих на предыдущем заседании сообщил, что не передавал видеоматериалы следствию, и не помнит, кто именно из сотрудников НТВ это сделал. При этом в документе о выемке видеофайла, который есть в деле, стоит подпись Долгих.
Также неизвестно, кто именно монтировал сюжет, продолжает адвокат. Экспертиза не проводилась, хотя при монтаже могли быть искажены факты. Полозова просит установить, является ли видео на диске из материалов дела оригиналом или копией, содержит ли оно признаки монтажа, подвергался ли файл каким-либо изменениям или манипуляциям.
Минута молчания во владимирском суде pic.twitter.com/OfHyFyM27S
— Георгий Албуров (@alburov) 7 апреля 2015
Тем временем присутствующие в зале встали в память о Борисе Немцове.
Судья Евтухов: что это?
В ответ зал молчит.
— Присядьте, — говорит судья, — я не совсем понял от присутствующих этого жеста.
Албуров поясняет, что сегодня исполняется сорок дней со дня гибели «нашего погибшего друга» Бориса Немцова.
Судья Евтухов отвечает, что если бы его предупредили, он объявил бы перерыв на пару минут «специально для этого».
Суд допрашивает пенсионерку Ольгу Сотову, экс-супругу потерпевшего художника, о вызове которой в понедельник ходатайствовала защита Албурова.
Допрашиваем жену Сотова pic.twitter.com/yttxxBpPcu
— Георгий Албуров (@alburov) 7 апреля 2015
— Показания вы давать готовы?
— Какие?
— Какие спросят.
— Тогда готова.
Сотова говорит, что не ведет совместного хозяйства с бывшим мужем, что живет он отдельно в хорошей двухкомнатной квартире. Дружеские отношения с Сотовым у женщины сохранились, она иногда помогает ему убираться и готовить. «Рисует он, мне кажется, с рождения, всю жизнь. Творчеством его я не интересуюсь и картины его не смотрю. Меня это не интересует и никогда не интересовало. Дома он никогда не рисовал, у меня аллергия на все эти краски и рисования, я ему запретила рисовать дома».
Албуров спрашивает, звонили ли Ольге Сотовой журналисты за комментариями в связи с «плакатным делом». Она отвечает отрицательно.
Защита Албурова вызывает журналиста «Ведомостей» Елену Мухметшину, которая брала у Сотова телефонный комментарий по делу о краже картины. Адвокат художника возражает, что этот свидетель не обладает ни прямыми, ни косвенными сведениями об обстоятельствах происшедшего; прокурор Володин: оснований для отказа, с учетом того, что защита обеспечила явку свидетеля, нет.
Судья:
— Это какие «Ведомости»?
— Просто «Ведомости».
Мухаметшина рассказывает, что 15 сентября 2014 года она взяла комментарий у Сотова, который был опубликован в «Ведомостях». «По общению с Сотовым я поняла, что ему очень нравится внимание и общение с журналистами».
— Я спрашивала, — продолжает корреспондент «Ведомостей», — при каких условиях он подписывал заявление о преступлении. Он сказал, что давал интервью каким-то журналистам, не помнит кому, это было его первое интервью, и он был очень рад. У него спросили, крадут ли его картины, а потом предложили подписать заявление. Он согласился, но говорит, что не читал его, потому что было темно, и он торопился домой и подмахнул не глядя.
"Адвокат" Сотова Ралль спрашивает у Мухаметшиной уверена ли она, что беседовала с Сотовым, а не каким-то другим мужиком АААААА
— Георгий Албуров (@alburov) 7 апреля 2015
Кроме того, Сотов, по словам Мухаметшиной, говорил ей, что возбуждать дело и сажать человека за такой проступок, как кража картины, очень странно. Сотов повторял, что картины его пропадают постоянно, но ему все равно.
Журналист поясняет, что телефон владимирского художника она получила у организатора его выставки в Москве.
Допрос свидетелей защиты окончен, суд возвращается к рассмотрению ходатайств. Судья просит заявить их разом, чтобы ему не пришлось много раз удаляться в совещательную комнату; адвокат Полозова: к сожалению, это невозможно, пока я могу объединить только два ходатайства.
Судья: это не нарушение же, просто оптимизация процесса!
Полозова повторяет ходатайство об экспертизе видеосюжета.
Адвокат Сотова Ралль возражает против ходатайства Полозвой, так как судом уже были допрошены прямые свидетели — продюсер и корреспондент НТВ, и сомнений в подлинности данного сюжета и в том, что он был предоставлен в исходном виде, нет.
Судья зачитывает ответ НТВ на запрос следователя. Сюжет и использованные в нем исходные видеозаписи записаны на два DVD-диска, подписан ответ Долгих.
Прокурор также против ходатайства об экспертизе. «Речь идет о телепередаче, естественно, она подвергалась монтажу, мы взрослые люди и понимаем, что не попадают в эфир немонтированные телепередачи. Следствию переданы все материалы, — говорит Володин. — Факт хищения на этих дисках не зафиксирован. Да, факт распоряжения похищенным имеет значение, но он там зафисирован так, как зафиксирован. Никакого значения вопрос о том, являются ли эти записи копией и подвергались ли они монтажу, не имеет».
Полозова настаивает, что ключевой вопрос другой: «Влияет ли монтаж на качество и содержание информации, которая находится на этом диске. Смонтировать можно как угодно, и это имеет значение».
Судья просит сразу огласить еще одно ходатайство — «сократим время пробежек».
Третье ходатайство защита сейчас заявить не может, сначала нужно услышать результат рассмотрения предыдущих двух
— Кира Ярмыш (@Kira_Yarmysh) 7 апреля 2015
Адвокат Полозова просит суд назначить комиссионную товароведческую экспертизу картины. В деле есть заключения экспертов Михайловой и Рождественского, которые по-разному оценивают стоимость картины, напоминает она.
В связи с этими разногласиями защита просит ходатайствует о дополнительной экспертизе; самостоятельно провести ее защита не может из-за того, что рисунок находится в материалах дела, говорит Полозова.
Защитник Ралль против: он не считает, что эти экспертизы противоречат друг другу. «Это субъективная оценка экспертов, а потерпевший нам уже пояснил, что он вкладывает в эту цену, оценил свой творческий труд. Оценка, сделанная самим потерпевшим, она самая объективная», — говорит адвокат Сотова.
Прокурор Володин тоже возражает против ходатайства Полозовой: «Никаких противоречий в выводах экспертов я не вижу, в первой экспертизе указана только нижняя граница стоимости. Назначение третьей, какой-то "комиссионной товароведческой" экспертизы было бы необоснованно и затянет дело».
Судья отказал в проведении экспертиз стоимости плаката #сюрпризсюрприз pic.twitter.com/JR2RrxjAp1
— Георгий Албуров (@alburov) 7 апреля 2015
Адвокат Ралль против ходатайства Полозовой: сомнений в познаниях экспертов у него нет, «свидетель Долгих уже убедительно объяснил все своим журналистским чутьем». Прокурор Володин также возражает.
«Утверждения защиты голословны, в заключениях экспертов все четко прописано, и нет основания усомниться в их методах, — говорит прокурор. — Долгих, действительно, не смог ответить на вопрос, с какого именно интернет-ресурса он почерпнул информацию о дне рождения Навального и о пропаже картины. Это странно слышать от защиты, которая даже во время моего выступления не отвлекается от своих устройств, и наверняка тоже не вспомнит, какие сайты они посещают. Долгих пояснил, что получил информацию из сети интернет, этого, на мой взгляд, абсолютно достаточно».
Судья Евтухов объявляет 20-минутный перерыв и удаляется в совещательную комнату.
Судья Евтухов: противоречий в заключениях экспертов нет, показания сотрудника НТВ Долгих в суде поясняют происхождение видео, видеозаписи полностью представлены следствию и законно осмотрены, о монтаже также даны исчерпывающие пояснения в суде. Таким образом, суд отказывает защите Албурова во всех заявленных ходатайствах об исключении недопустимых доказательств.
Адвокат Полозова тут же заявляет новое ходатайство — об оглашении рапорта следователя Алексеева и интервью Сотова журналисту Шепелину.
У прокурора нет возражений. Полозова зачитывает рапорт следователя ГСУ СК Алексея Алексеева, в производстве которого находилось дело по факту кражи рисунка: в документе говорится, что 8 сентября следователь обнаружил публикацию о Сотове на сайте "Русской планеты", распечатал ее и приобщил к материалам дела.
Следом за рапортом Полозова начинает читать само интервью художника Илье Шепелину. Судья просит зачитывать материал не целиком, а только те места, которые касаются обстоятельств пропажи картины — творческий путь Сотова суд не интересует.
«Мне было от этого очень радостно и лестно, меня прямо расхваливали»,— с выражением цитирует Полозова рассказ Сотова о реакции прохожих на его уличные выставки.
сказал ему, что мне грозит 5 лет
— Георгий Албуров (@alburov) 7 апреля 2015
На самом деле Сотов сначала сказал, что хотел забрать заявление. А потом ему сказали про сроки. На записи это отлично слышнл
— Георгий Албуров (@alburov) 7 апреля 2015
— Вы понимали, что данные рисунки кому-то принадлежат?
— Нет.
Албуров вспоминает, что «сначала хотел оставить картину себе, а потом решил в шутку подарить Алексею Анатольевичу, который не воспринял это как материальную ценность и поставил за шкаф».
Теперь спрашивает прокурор.Во сколько выехали из Москвы, на какой машине. Угрожающе спрашивает: "на автомобиле под управлением Кулаченкова?"
— Кира Ярмыш (@Kira_Yarmysh) 7 апреля 2015
Прокурор: вы взяли одну картину с забора? Албуров: я взял один РИСУНОК с забора. Самый грязный и адский из них.
— Кира Ярмыш (@Kira_Yarmysh) 7 апреля 2015