Юнус-Бек Евкуров. Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсант
Ингушского оппозиционера Магомеда Хазбиева судят за возбуждение ненависти к властям республики и оскорбление ее главы Юнус-Бека Евкурова. Сам Евкуров признан по делу потерпевшим, однако за шесть заседаний так ни разу и не явился в суд. «Медиазона» публикует его показания во время следствия — Евкуров утверждает, что видеоролики Хазбиева унижают его честь и достоинство, и просит привлечь оппозиционера к уголовной ответственности.
С 21 июня Магасский районный суд Ингушетии рассматривает дело ингушского оппозиционера Магомеда Хазбиева. Его обвиняют в незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ (часть 1 статьи 222 УК, часть 1 статьи 222.1 УК), оскорблении представителя власти, в частности, главы республики Юнус-Бека Евкурова (статья 319 УК) и возбуждении ненависти к правительству Ингушетии, представителям судебной системы, властных и силовых структур и лично Евкурову (часть 1 статьи 282 УК).
В 2015 году после обыска и появления уголовного дела о хранении оружия Хазбиев уехал в Чечню, где находился под госзащитой по делу о покушении на него. И покушение, и уголовное дело (оппозиционер настаивает, что оружие ему подкинули силовики) он связывает со своей политической деятельностью. В Ингушетии Хазбиев был заочно арестован.
Вернуться на родину оппозиционер решил в начале 2018-го года, тогда же в дом его родителей бросили гранату. Сразу после возвращения Хазбиева задержали и поместили в СИЗО по делу о хранении оружия. Вскоре ему были предъявлены новые обвинения: в оскорблении Евкурова и возбуждении ненависти к нему и другим представителям власти — из-за высказываний в большом интервью, опубликованном осенью 2015 года. Видеозапись интервью длится почти три часа. Хазбиев — активный видеоблогер, он утверждал, что покупал у людей из окружения Евкурова документы «для секретного пользования» и материалы прослушки, доказывающие причастность руководства республики к похищениям и убийствам людей.
Уже на первом заседании Магомед Хазбиев заявил отвод всем судьям Ингушетии и просил передать его дело в суд другого региона. «У нас имеются все основания полагать, что судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия не будут беспристрастны и объективны при рассмотрении уголовного дела и вынесении приговора <...> они находятся в зависимости от руководства Верховного суда и главы Ингушетии; потерпевшим по уголовному делу по обвинению Хазбиева является глава Ингушетии», — отмечал адвокат международной правозащитной группы «Агора» Андрей Сабинин, который представляет интересы подсудимого. Однако дело оставили в суде Магаса.
Потерпевшим по делу об оскорблении и возбуждении ненависти признан глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. По словам адвоката Сабинина, прокурор намеревался начать процесс с допроса Евкурова, но тот не явился. На четыре следующих заседания Евкуров также не пришел, дважды в суд поступали письма о невозможности участия главы республики в заседании из-за занятости по службе.
«Гособвинитель сам предложил порядок исследования доказательств, назвав допрос Евкурова первым процессуальным событием. Когда он не явился, потом они вынуждены были уже менять порядок исследования доказательств», — говорит Сабинин.
«Это в Москве с дубинками разгоняют, а здесь приезжают на бэтээрах». Как в Ингушетии избавлялись от независимых СМИ и оппозиции
Защита Хазбиева настаивает на допросе Евкурова. По мнению Сабинина, гособвинитель не может нарушить заявленный порядок представления доказательств и переходить к исследованию письменных доказательств до допроса потерпевшего. В суде уже допрошены все свидетели обвинения.
«Остался только потерпевший. Не явится — значит, процесс затормозится», — сказал адвокат, уточнив, что будет возражать, если прокурор перейдет к исследованию письменных доказательств, не дожидаясь допроса Евкурова.
Сабинин отмечает, что у его подзащитного есть право на допрос потерпевшего, подтвержденное пленумом Верховного суда. «Как можно исследовать письменные доказательства, по которым Хазбиев обвиняется в оскорблении представителя власти, если мы не заслушали представителя власти?» — говорит он. По словам адвоката, в случае неявки потерпевшего может быть оформлен принудительный привод, о чем адвокат, возможно, будет просить суд, если Евкуров так и не появится в суде.
«Чем Евкуров отличается от простого гражданина? Объем прав и обязанностей как гражданина РФ у него совершенно идентичен нашему с вами, — отмечает адвокат. — Поэтому в данном случае он ничем не отличается от нас, он никакого иммунитета не имеет».
На заседание 13 августа Евкуров вновь не пришел. После этого прокурор решил перейти к исследованию письменных доказательств. Адвокат Сабинин в таком случае предложил прокурору отказаться от обвинения по статье 319 УК (оскорбление представителя власти), но тот ничего не ответил. Защитник попросил его высказать свою позицию по этому вопросу на следующем заседании.
Протокол допроса потерпевшего Евкурова:
«Я являюсь с ноября 2008 года главой Республики Ингушетия. В сентябре 2015 года на интернет-сайте www.galgayche.org опубликовано интервью Хазбиева Магомеда Хамзатовича под названием "Видеоинтервью лидера ингушской оппозиции Магомеда Хазбиева для сайта Г1алгйайче", состоящее из трех роликов.
Хочу пояснить, что с Хазбиевым М.Х. я знаком с 2008 [года]. Он является оппозиционером в РИ; Хазбиев, прикрываясь общественной деятельностью, пытался занять какой-либо пост в РИ, но у него это не получалось, так как он был связан с преступными элементами. Но на определенном этапе нашего знакомства ему предлагалось занять определенный пост в администрации РИ, но он от этого отказался.
Никаких дел с Хазбиевым у меня не было, и личной неприязни я к нему не испытываю.
Кроме этого, осмотрев выше указанные ролики, [я обнаружил, что] он, а именно Хазбиев, высказывает оскорбления в адрес действующей власти, а также и в мой адрес, которые унижают мою честь и достоинство.
Я был ознакомлен с заключением комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизой № 00131/Э от 06.03.2018 года. Данная экспертиза и подтверждает, что высказывания Хазбиева носят признаки возбуждения вражды по отношению ко мне и группам лиц, представителям данной системы, силовых структур, правительства, властных структур, правительства в целом. Кроме этого, высказывания Хазбиева унижают мое человеческое достоинство, то есть он оскорбляет меня, а также [представителей] всех властных структур РИ.
Также в высказываниях Хазбиева в мой адрес имеются следующие высказывания: "Уркабек", "Урка", "Дебилбек", "Враг народа", "Враг Бога" и т.д. Как раз указанные фразы носят оскорбительный характер в мой адрес, в связи с чем заявляю привлечь его к уголовной ответственности».