Сергей Железняк. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсант
«Мрачные параллели», «западные советники», культивация «русофобии и сербофобии» — ответственный за внешнюю политику депутат Госдумы Сергей Железняк дал подробное интервью сербскому изданию, которое в Черногории восприняли как «новые инструкции» для местной оппозиции, обвиняемой в связях с Россией и причастности к попытке госпереворота.
Перевод интервью члена комитета Госдумы по международным делам Сергея Железняка, опубликованного в сербском издании Alo, появился на сайте «Единой России» 21 августа. Железняк подробно отвечает на два вопроса — зачем Россия требует дипломатический статус для сотрудников российского гуманитарного центра в сербском Нише и как следует действовать оппозиции в Черногории.
Депутат Госдумы многословно обличает «одну державу из-за океана», которая пытается навязать «гегемонию и протекционизм» всем балканским странам, используя для этого «контролируемый ею военный блок» — «рудимент "холодной войны"». Позиция же России, по его словам, основывается «на уважении интересов и поддержке воли самих балканцев, на понимании полицентричности Балкан и многобразия традиций народов региона».
Он дает советы черногорской оппозиции, которую сейчас обвиняют в причастности к попытке госпереворота: «Логичным и обоснованным представляется продолжающийся бойкот оппозицией Скупщины (черногорского парламента — МЗ), требование проведения досрочных парламентских выборов и отказ от сепаратных переговоров и сделок с Демократической партией социалистов». Российские власти последовательно поддерживают бойкотирующую работу парламента черногорскую оппозицию во главе с блоком «Демократический фронт», лидеров которого Милана Кнежевича и Андрию Мандича прокуратура обвиняет в причастности к попытке переворота.
Переворота, по версии российских властей и Железняка, вовсе не было — и это «больше напоминает фарс, чем трагедию». В официальную версию событий, по его мнению, были вписаны «выдуманные наспех при помощи западных советников планы захвата парламента и устранения премьера Джукановича». Такие злодеяния, отмечает депутат, «вызывают недоумение и мрачные параллели с поджогом в 1933 году Рейхстага, который осуществили национал-социалисты в целях установления в Германии гитлеровской диктатуры».
Аналогичными терминами Железняк оперировал и в июле, когда обличал действия черногорского «режима» по укреплению «личной диктатуры» и культивации «русофобии и сербофобии». «Произволу властей должна быть дана честная международная оценка, а политические заключенные, содержащиеся под стражей, должны обрести законную свободу», — так квалифицировал заместитель секретаря генсовета партии «Единая Россия» процесс над предполагаемыми заговорщиками.
«Наивно предполагать, что следование оппозиции указаниям западных официальных лиц приведет ее к победе. Поэтому имеет смысл слушать то, к чему склоняют оппозицию представители США и ЕС и не идти у них на поводу, а действовать принципиально иначе», — напутствует оппозиционеров Железняк. При этом он демонстрирует свою глубокую вовлеченность в черногорскую внутреннюю политику, предлагая выдвигать «единого оппозиционного кандидата на предстоящих в 2018 году президентских выборах» и «играть на разногласиях между кланами ДПС (Демократической партии социалистов — МЗ)».
Черногорская пресса не слишком радушно встретила откровения «деятельного товарища Железняка». «После краткого затишья для черногорской оппозиции поступили новые инструкции из России от Сергея Железняка», — комментирует издание Pobjeda интервью российского депутата. «Представитель "Единой России" Железняк уже неоднократно позволял себе давать советы черногорским партиям и оценивать политическую ситуацию в стране, — прокомментировал интервью представитель оппозиционной Социал-демократической партии Черногории Мирко Станич. — Не считая того, что его никто не спрашивал, правила хорошего тона предписывают представителям партий не вмешиваться во внутренние дела других государств, хотя об этом Железняк очевидно не знает».
«Мы считаем это заявление обращением к [молодому политику из центристской партии "Демократическая Черногория"] Алексе Бечичу, который внезапно, я бы даже сказал неопытно, сообщил о прекращении всех контактов с "Демократическим фронтом"», — посетовал Йован Вучурович из входящей в этот фронт «Новой сербской демократии». Бечича Железняк упоминал по имени, отмечая, что от переговоров «Демократического фронта» и его партии «будет во многом зависеть успех всей предстоящей выборной кампании».
Упоминание «острой полемики» между черногорскими оппозиционерами было неслучайным. Железняк разговаривал с сербским изданием через две недели после обмена резкими заявлениями: сначала «Демократический фронт» предлагал найти Бечича на фотографии с членами партийного истеблишмента Демократической партии социалистов и «агентом ЦРУ» из посольства США Б. Биксом Алиу (этого человека ранее упоминал в беседе с «Медиазоной» один из фигурантов дела о перевороте Неманья Ристич), а затем на сайте партии Бечича появился ответ: «Демократы — ДФ: нам стыдно, что таких как вы называют оппозицией!».