1 из 27 жилищ по всей в России подверглось обыску за последние 10,5 лет
Цифра
29 марта 2018, 13:35
1 из 27

жилищ по всей в России подверглось обыску за последние 10,5 лет

Источник: доклад «Агоры» «Политические обыски: призрачная неприкосновенность»

В России не существует неприкосновенности жилища — к такому выводу пришли правозащитники из международной группы «Агора», изучившие данные об обысках по всей стране за последние несколько лет. Всего за десять с половиной лет российские суды одобрили проведение почти двух миллионов обысков. За это время силовики посетили каждое 27-е домовладение в стране.

«После массовых акций протеста против фальсификаций на президентских и парламентских выборах 2011-2012 годов и последовавшего за ними "болотного дела" ни одна неделя не обходилась без сообщения о том, что кого-либо из гражданских активистов после обыска увезли на допрос», — говорится в докладе «Агоры», посвященном росту числа обысков у политических активистов.

Правозащитники подсчитали, что за последние десять с половиной лет российские силовики получили 1 976 021 разрешение судов на проведение обысков или осмотров жилых помещений — это 96,32% от общего числа запросов. По подсчетам «Агоры», за этот период обыск прошел в каждом 27-м жилище в стране. Сейчас ежедневно в России проходит, в среднем, более пятисот обысков.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Конституция. Статья 25

2. Обыск производится на основании постановления следователя.
3. Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.


Уголовно-процессуальный кодекс. Статья 182

При этом судебные разрешения на обыски и осмотры не требуются для нежилых помещений — офисов, складов и прочих подобных помещениях, статистики по которым нет.

«Если вспомнить, что за этот же период времени суды в среднем удовлетворяли 98,35% ходатайств об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, то становится очевидным, что неприкосновенности частной жизни в России не существует даже формально», — констатируют юристы Павел Чиков и Дамир Гайнутдинов.

Они указывают, что при обысках силовики зачастую прибегают к элементам запугивания: приходят в раннее время суток, используют спецсредства, применяют насилие, высказывают угрозы, показывают оружие, проводят обыски у родителей и других близких родственников, взламывают двери или входят через окна.

«Изъятое при обыске оборудование, как правило, трудно вернуть. Агитационные материалы теряют актуальность, а компьютерную технику, даже в случае возврата, приходится менять по соображениям безопасности — нет никаких гарантий, что в возвращенный лэптоп или смартфон не подсадили "жучка"», — заключают авторы доклада.

Источник: доклад международной правозащитной организации «Агора».