Фото: Маша Кушнир
Суд в Нижнем Новгороде заочно приговорил экс-главу Сахаровского центра Сергея Лукашевского к 8 годам колонии по делу о «фейках» о российской армии. Донос на него написал студент нижегородского ННГУ — активист патриотической организации, которая устраивает встречи учащихся вуза с вернувшимися с фронта солдатами. Еще одна студентка ННГУ, посещавшая такие встречи, стала свидетельницей обвинения. «Медиазона» коротко рассказывает, как появилось дело Лукашевского и что о нем известно.
В Нижнем Новгороде по обвинению в «фейках» о российской армии заочно осудили 48-летнего историка и бывшего главу Сахаровского центра Сергея Лукашевского. Суд приговорил его к восьми годам колонии.
Гособвинитель запрашивал для историка восемь с половиной лет. Такой срок Лукашевского не удивил. «Насколько могу судить, это абсолютно стандартные сроки по таким делам, которые запрашивают гособвинители», — говорил он накануне приговора.
Интересы Лукашевского в суде представлял адвокат Алексей Матасов. «Можно было бы, конечно, отказаться от борьбы — пусть рассмотрели бы дело без моего участия в суде, — добавил правозащитник. — Но я вижу в этом смысл. Смысл есть. Важно зафиксировать происходящее для будущего».
Лукашевский возглавлял Сахаровский центр с 2009 года. В 2023 году столичная мэрия выселила правозащитную организацию из особняка в центре Москвы, напротив которого жил академик и нобелевский лауреат Андрей Сахаров. Позже Лукашевского оштрафовали на три миллиона рублей по десяти протоколам о нарушении закона об «иностранных агентах». Летом того же года Мосгорсуд по иску Минюста ликвидировал Сахаровский центр, признанный «иноагентом» еще в 2014 году.
Поводом для уголовного преследования Лукашевского стали несколько его антивоенных постов, опубликованных в фейсбуке в начале российского вторжения в Украину 2022 году. «Начав войну с целью подчинить себе Украину, Россия уничтожает украинские города и села, убивает и порабощает живущих в них людей», — говорится в одном из них.
В других его постах, которые следствие сочло «фейками», говорится об убийствах в Буче, несправедливой захватнической войне, гибели женщин, детей и о мародерстве. Кроме того, действия российских солдат Лукашевский сравнивал с зачистками во время второй войны в Чечне. Всего историку вменили пять постов.
«На мой взгляд, это выражение мнения, а не распространение фактов. Но и в целом я считаю, что сами статьи УК — 207.3 и ей подобные — неконституционны и противоречат международному праву. Обвинение в ненависти вообще голословно», — говорил «Медиазоне» Лукашевский.
Еще один эпизод, вменяемый Лукашевскому, касается стрима под названием «Война как моральная катастрофа», который транслировался на ютуб-канале «Страна и мир». До 13 апреля 2022 года этот канал был официальной страницей Сахаровского центра. На этом стриме с участием журналистки Олеси Герасименко, историка Сергея Медведева и обозревателя Бориса Грозовского, Лукашевский вновь затронул тему убийств в Буче.
Психолого-лингвистическая экспертиза признала все упомянутые посты и высказывания правозащитника на стриме «не соответствующим действительности», поскольку они расходятся с данными Минобороны. По утверждению следствия, все свои посты историк публиковал «испытывая неприязнь к политической системе Российской Федерации», и сделал это для того, чтобы сформировать у читателей и зрителей негативное отношение к армии и власти.
Лукашевский покинул Россию сразу после начала войны, сейчас он живет в Германии. 2 мая, на первом заседании суда, он через адвоката попросил дать ему возможность участвовать в процессе по видеосвязи из Берлина, однако суд отказал, поскольку система ГАС «Правосудие» не работает в Германии. Вину историк не признал.
«Приговор стандартный. Такой, каких сейчас очень часто выносят российские суды при обвинении по этим делам, — отмечает в разговоре с "Медиазоной" Лукашевский. — Для меня как для человека, который находится вне России, это неприятная реальность. Думаю в этот момент о тех, кто получает такие приговоры, находясь в стране и находясь в тюрьме, просто за слова. Думаю про Надежду Буянову, которая получила пять с половиной лет за слова, которые сказала другому человеку. Или не сказала. Или сказала не эти [слова]».
Уголовное дело против бывшего главы Сахаровского центра появилось после заявления, написанного нижегородским студентом Сергеем Козловым. Молодой человек учится в ННГУ им. Лобачевского на факультете физкультуры и спорта. Козлов поддерживает войну, числится волонтером патриотического центра воспитания «Чкалов» и, судя по всему, в этом качестве ездил на оккупированные территории Донецкой области.
В марте этот центр запросил у фонда президентских грантов 1,1 млн рублей на создание небольшого цеха по пошиву военной амуниции и «отдельной части по 3D моделированию и 3D печати деталей, которые облегчат быт военных в зоне специальной военной операции». В качестве цели проекта заявлено укрепление работы «по нравственно- патриотическому воспитанию молодежи Нижегородской области». «Молодежь, принимающая участие в проекте, будет не только приобщаться к труду и укреплять патриотическое воспитание, но и развивать навыки работы в команде, эмпатии и взаимопомощи», — говорится в грантовой заявке.
В конце марта 2024 года Козлов принимал участие во встрече студентов вуза с российскими военными, вернувшимися из Украины. Как отмечалось в публикации на сайте университета, эта встреча была первой в рамках патриотического и просветительского проекта «В кругу СВОих». Проводить подобные встречи в ННГУ планируют до конца года.
Как утверждает Козлов, на посты Лукашевского в фейсбуке он наткнулся случайно в 2022 году, «в один из дней осени, скорее всего, в октябре». При этом часть постов экс-главы Сахаровского центра, которые следствие сочло «фейками» о российской армии, датируются апрелем, то есть были опубликованы задолго до того, как их обнаружил Козлов.
По словам студента, посты попали к нему в рекомендации, поскольку кто-то из друзей был подписан на Лукашевского. Сам Козлов уверяет, что подписчиком историка не был. Увидев на странице Лукашевского публикации о войне, студент «понял», что информация «носит ложный, недостоверный характер», чем дискредитирует российскую армию и другие госорганы, говорится в обвинительном заключении.
«Медиазоне» не удалось получить развернутый комментарий Козлова. Студент лишь сообщил, что все уже рассказал следствию, и предложил позвонить позже, так как у него «совещание». На последующие звонки молодой человек не ответил.
Очень похожие по содержанию и даже некоторым формулировкам показания против Лукашевского дала 19-летняя Наталья Лебедева — еще одна свидетельница обвинения, связанная с ННГУ. Судя по ее профилю во «ВКонтакте», девушка учится на факультете филологии и журналистики. Имя студентки упоминалось в контексте встречи участников войны в Украине и нижегородской молодежи, которая прошла в феврале 2024 года.
«Когда происходят такие встречи, когда мы можем поговорить с теми, кто находится на фронте, прочувствовать то, что чувствуют они — это важно. Например, у меня сегодня мурашки от каждого соприкосновения с военной техникой, от общения с теми, кто на передовой, потому что я понимаю, какая большая ответственность лежит сейчас на них», — цитировала студентку ННГУ пресс-служба штаба общественной поддержки Нижегородской области.
Следователю девушка рассказала что, как и Козлов, «случайно» попала на страницу историка в фейсбуке осенью 2022 года, где обнаружила пост с «ложной» информацией о войне. «Ей стало неприятно [из-за постов Лукашевского], поскольку ее отец является военным, и по его рассказам, ей с детства привито, что свою Родину надо любить, и уважительно относится к своему государству», — говорится в обвинительном заключении. На вопросы корреспондента «Медиазоны» Лебедева не ответила.
«Фейки» о российских вооруженных силах в ролике «Война как моральная катастрофа» усмотрел еще один нижегородский волонтер Дмитрий Макаров, позже ставший свидетелем обвинения. Судя по его показаниям, Макаров поддерживает политику российских властей, а при получении информации о войне в Украине предпочитает опираться на сообщения Минобороны. Макаров — член «Молодой гвардии Единой России», сам он называет себя волонтером. Он открыто поддерживает вторжение в Украину. «Тема войны тоже со мной связана», — отметил Макаров.
В суде Макаров назвал Лукашевского, «блогером, которого он увидел на сайте». «Он оскорбляет мою страну и вооруженные силы Российской Федерации», — сказал он. Макаров, как и другие свидетели, «листал интернет» и случайно наткнулся на «материалы Сергея Лукашевского».
«На данной видеозаписи было больше оскорблений нашей армии, всяческие фейки и неправда про нее. И меня это очень сильно расстроило, потому что я являюсь гражданином своей страны, а такие высказывания на публику и на широкую аудиторию я считаю недопустимыми», — сказал свидетель. Макаров лично пришел в отдел и написал заявление. Давая показания в суде по делу Лукашевского, провластный волонтер обращал внимание, что, по его мнению, ложную информацию о российской армии распространяет и ООН. Судья Азамат Ионов однако отказался приобщать сведения о развязанной Россией войне с сайта организации, указав на «неизвестность источника», отметил в разговоре с «Медиазоной» адвокат Алексей Матасов.
Одну из экспертиз для следствия готовил Сергей Устикин — профессор, доктор исторических наук из Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова. Он обнаружил в постах Лукашевского мотив «политической ненависти». Судя по всему, следствие попросило профессора полистать страницу Лукашевского в фейсбуке и дать ему характеристику.
В своем отзыве на политические взгляды Лукашевского, Устикин написал что экс-глава Сахаровского центра «исповедует экстремистскую радикально-либеральную политическую идеологию» и «полное оправдание русофобской политики коллективного запада и Украины». На предложение корреспондента «Медиазоны» ответить на пару вопросов по поводу его участия в уголовном деле, Устикин бросил трубку и на звонки больше не отвечал.
Эту экспертизу адвокат Алексей Матасов просил признать недопустимым доказательством. По словам защитника, мотив политической ненависти в деле Лукашевского вменен «совершенно произвольно».
«Как можно без допроса Лукашевского делать подобные выводы? Возможно, психолог мог что-то определить, но следствие решило допросить политолога, который специализируется в другой научной сфере», — отметил адвокат. По его словам, выводы специалиста Устинкина «выходят за пределы его компетенций как историка-политолога и являются субъективными и непроверяемыми».
«Политические репрессии, а это именно они, попытка наказывать за позиции и мнения в итоге никогда страну не развивали и не сохранял, — комментирует "Медиазоне" вынесенный приговор Лукашевский. — Власти по сути пытаются нескольким миллионам человек запретить высказывать свое мнение. Вся страна знает, что другой голос есть».
Редактор: Мария Климова