Фото: poisk_in_ua, ne_zhdi_novosti / Telegram
В середине сентября на войне в Украине погибли авторитетные в Z-сообществе добровольцы Дмитрий Лысаков («Гудвин») и Сергей Грицай («Эрнест»). Они открыто критиковали своих командиров и незадолго до гибели записали видеообращение, в котором рассказали, что их группу беспилотной разведки расформировали, а опытных операторов отправили в бой как простых штурмовиков. Гибель «Гудвина» и «Эрнеста» — самый известный, но далеко не единственный пример практики, которую даже «военкоры» называют «серийными убийствами личного состава под прикрытием мясных штурмов». Российские военные все чаще жалуются на командиров, которые отправляют неугодных на верную смерть или прямо угрожают им «обнулением».
Кто: «Григорий Котовский» из роты БПЛА 3-го батальона 33-го мотострелкового Берлинского Донского казачьего полка (в/ч №82717).
В чем обвиняет командиров: «Котовский» утверждает, что у военнослужащих вымогают деньги, а тех, кто отказывается платить, отправляют на штурм украинских позиций.
Подробнее: по словам «Котовского», вымогательства начались почти сразу, как он попал на фронт. Он обвиняет в этом старшину с позывным «Бугор» и командира взвода «Москву». «Бугор» и «Москва» говорили солдатам, что деньги нужны на покупку беспилотников. Как утверждает «Котовский», в общей сложности он передал им 90 тысяч рублей, но беспилотники в части так и не появились. Когда «Котовский» отказался платить, ему стали угрожать переводом в штурмовики. После конфликта с командирами кто-то подложил в блиндаж «Котовского» взрывное устройство с посланием: «Ты сам выбираешь, что в нем увидеть». После взрыва и пожара в блиндаже «Бугра» и «Москву» вызвали в комендатуру, допросили и отпустили. Вернувшись в расположение, они назначили «Котовского» пулеметчиком и отправили его на передовую. Позже они все же отдали «Котовскому» деньги, а его самого вернули с передовой.
Цитата: «В итоге старшина приводит меня в посадку, и там валяются старые-старые вещи, старые каски после двухсотых, броники. И он мне говорит: "Выбирай, вот тебе броник, вот тебе каска". Я говорю: "Подождите секундочку, мне выдали новый китель, выдайте мне в конце-то концов новую каску, которая мне положена, новый бронежилет, новый автомат". Я шел по минному полю через трупы, которые лежат уже полгода».
Кто: военнослужащие роты V 30-го мотострелкового полка. Издание Insider отмечает, что отряды под литерой V укомплектованы завербованными заключенными. В отличие от подразделений «Шторм Z», чей статус остается неопределенным, бойцы отрядов V считаются военнослужащими и могут, например, рассчитывать на льготы.
В чем обвиняют командиров: угроза расстрелом за невыполнение приказа.
Подробнее: видео предположительно было записано в октябре 2024 года перед наступлением на Волчанск в Харьковской области. Большинство военнослужащих в кадре — бывшие заключенные, подписавшие контракт с Минобороны, утверждает телеграм-канал «Не жди хорошие новости». На записи командир упоминает других солдат, отказавшихся выполнять приказ и бежавших из расположения части.
Цитата: «Есть приказ. Приказ есть трех видов: письменный, устный и по средствам связи. За невыполнение приказа — видели фильм "Штрафбат"? — расстрел. Решение каждого — идти или не идти. Один хуй вас отловят. Один хуй вы придете и вас поймают в любом случае. Как вы потом жить будете — это уже вопрос второй».
Кто: военнослужащие штурмовой роты 19-го танкового полка 25-й армии, находящиеся на Краснолиманском направлении. На видео от их лица говорит 20-летний Эдгар Кремер.
В чем обвиняет командиров: штурмовики утверждают, что их собираются убить за отказ выполнять «тупые, необдуманные пьяные» приказы, ведущие к большим потерям.
Подробности: видео было опубликовано 20 октября. Кремер (позывной «Азид»), стоя в окружении других бойцов штурмовой группы, рассказывает, как командир батальона Сергей Радченко («Атлас») несколько дней назад начал «обнулять военнослужащих». На фоне слышны звуки взрывов. По словам Кремера, его отряд занял круговую оборону, поскольку находятся между украинцами и россиянами, которые хотят их «обнулить».
Цитата: «В данный момент мы занимает круговую оборону. По ту сторону — пидарасы, которые долбят по нам день и ночь. А по ту сторону — пидарасы наши же, которые хотят нас всех обнулить по той простой причине, что мы отказываемся выполнять их тупые, необдуманные пьяные приказы. Наш командир батальона Радченко Сергей Сергеевич, позывной "Атлас", несколько дней назад начал обнулять наших бойцов. В прямом смысле слова совершать самосуд, убивать наших людей. Вместе со своим товарищем, который относится к группе V, и убивает пацанов за то, что они отказываются идти вперед, по той причине, потому что теряют каждый заход 90% личного состава. В данный момент нас осталось мало и мы находимся под угрозой. Под угрозой наших командиров».
Кто: Эдуард Жугин, 2-й батальон 7-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады.
В чем обвиняет командиров: угрозы «обнулить» за отказ идти на штурм без подготовки.
Подробности: видеообращение Жугина было опубликовано 19 сентября. По словам военного, он служил в железнодорожных войсках, но осенью его вместе с товарищем отправили на курсы операторов дронов. Там он познакомился с бойцами батальона «Эспаньола», который, по сообщениям медиа, сформирован из футбольных ультрас. Они устроили застолье, чтобы отметить знакомство. На следующий день Жугина вместе с товарищем отчислили с курсов; когда они вернулись в железнодорожный батальон, их избили, заперли в казарме и приставили охрану, а позже перевели в штурмовое подразделение. Спустя несколько дней Жугин узнал, что его переводят в штурмовики, во 2-й батальон 7-й мотострелковой бригады. Дав несколько часов на сборы, его отправили в Лисичанск Луганской области, находящийся под контролем России.
Цитата: «Нас встретил комбат, у него позывной "Сумрак". Он сразу нас всех построил и сказал: "Ребята, готовьтесь, вы завтра идете в штурмы". Я сразу начал объяснять, что я без подготовки, меня ничему не учили, и я не пойду никуда. Но он разозлился, начал на меня кричать, начал меня материть и ударил меня. После чего он мне сказал: "Ты все равно завтра пойдешь, если не пойдешь, я тебя обнулю". Я понимаю то, что у меня завтра штурм… Выживу я или не выживу — я не знаю. Если я даже выживу завтра, у меня будут последующие штурма и шансов выжить у меня нету».
Кто: бывшие военнослужащие 174-го разведывательного батальона 150-й гвардейской мотострелковой дивизии. Фамилия одного из них на видео обрезана, но слышно имя и отчество — Александр Альбертович, он был мобилизован в сентябре 2022 года. Второй военный, который появляется на видео, не представляется.
В чем обвиняют командиров: угрозы отправить подчиненных «на мясо» или лично «обнулить».
Подробности: по словам разведчика, чье видеообращение было опубликовано 18 октября, его вместе с товарищами «принудительно» перевели в 102-й мотострелковый полк. Александр утверждает, что командир полк с позывным «Пересвет» угрожал подчиненным расправой, в итоге некоторые бойцы, опасаясь за свою жизнь, сбежали из части.
Цитата: «Там под угрозой командира, что мы пойдем все на мясо, он нас лично обнулит, завалит <…> Это лично его слова, есть голосовые сообщения. Мы выполнять боевую задачу не отказываемся, но, когда тебе говорят в лицо: "Мы тебя убьем, покалечим, изобьем и отправим" — такие команды выполнять мы не можем».
Кто: Александр Дегтяренко, позывной «Моряк». Был старшим разведчиком в отряде «Шторм» 19-го танкового полка 25-й армии (в/ч 12322). В той же части служит Эдгар Кремер.
В чем обвиняет командование: Дегтяренко утверждает, что командир полка с позывным «Пионер» приказал убить его сослуживцев, которые отказались «идти на fpv-дроны».
Подробности: Дегтяренко рассказывает, что весной 2024 года бойцы с позывными «Фенич» и «Сказка» «обнулили» трех человек по приказу «Пионера». Позывные убитых был «Элвис», «Прок» и «Малой». Дегтяренко уверяет, что был свидетелем этого убийства, а в общей сложности в подразделении, по его сведениям, убили шестерых человек. Кроме того, Дегтяренко помнит, как «Атлас» (человека с таким позывным упоминает в своем видеообращении и Кремер) «искал на передке ребят» и убил как минимум одного из них.
Цитата: «Также хотели обнулить меня, из-за чего мне пришлось экстренно покинуть зону боевых действий. Командование посчитало, что я уже больше не нужен, так как я лишний свидетель. Поэтому мне пришлось оттуда экстренно уехать».
Редактор: Дмитрий Ткачев