Офис IT-компании ABBYY в Москве (архивное фото). Источник: Wikipedia
Утром во вторник в соцсетях начали появляться сообщения о массовом увольнении сотрудников с российскими паспортами из офисов крупной IT-компании ABBYY в Венгрии, Сербии и на Кипре. На эту тему высказался даже депутат Госдумы Александр Хинштейн, пожурив разработчиков, которые понадеялись на «заботливого иностранного дядю», забыв, что русские за рубежом — это «люди второго сорта». «Медиазона» на условиях анонимности поговорила с четырьмя собеседниками из ABBYY, чтобы разобраться, что же привело к массовым увольнениям.
Около десяти часов вечера в воскресенье сотрудники компании получили сообщение о назначенном на понедельник созвоне. Руководство не сообщило, о чем с ними планируют говорить. Конференции настроили так, что их участники не могли включать ни видео, ни микрофон, также им было запрещено писать в чат. По рассказам собеседников «Медиазоны», начальство объявило об увольнениях не сразу всем, а провело серию таких созвонов, так что те, кто стоял в расписании позже, догадывались, о чем пойдет речь.
«Буквально за десять минут был зачитан заготовленный текст об увольнении, и сразу, как закончилась встреча, доступы к корпоративной сети были отозваны, учетки заблокированы. Ноутбуки превратились в кирпичи. Нам коротко объяснили, что это hard decision, они планируют move forward и на данный момент ваши роли упразднены, your roles eliminated», — рассказал бывший сотрудник офиса компании в Сербии.
По оценкам собеседников, под увольнение попали от 200 до 400 человек из трех офисов.
Источники говорят, что в основном уволили сотрудников с российскими и беларускими паспортами, при этом есть несколько исключений. Так, разработчик из венгерского офиса рассказал, что он знает одного русского с нероссийским паспортом, которого не уволили. В то же время люди с двойным гражданством России и Израиля и один русскоязычный гражданин Латвии были уволены, добавил он.
«Сократили более-менее всех носителей российского или беларуского паспорта, независимо от отдела. А также сократили все R&D независимо от паспорта, — так ситуацию описал другой разработчик из венгерского офиса. — Везде есть два или три исключения. Мне известны двое или трое людей с российскими паспортами, которые каким-то чудом эту волну репрессий пережили. Также мне известны два человека из R&D, кто остался».
Вечером 1 октября в ABBYY ответили на запрос «Медиазоны». Старший директор по корпоративному маркетингу ABBYY USA Джина Рэй написала, что компания «вступила на путь трансформации и модернизации бизнеса и в рамках этих усилий мы реорганизовали ключевые операционные функции», включая отдел R&D. «Эта глобальная трансформация позволяет нам реинвестировать в будущий рост и ускорять инновации продуктов и решений для наших клиентов», — заверила она. В ABBYY подчеркнули, что не будут «раскрывать количество сотрудников, затронутых трансформацией».
Собеседники «Медиазоны» связывают решение об увольнениях с финансовыми трудностями, сменой руководства и недостаточной квалификацией новых менеджеров.
Бывшая сотрудница из сербского офиса рассказала «Медиазоне», что, вероятно, релокация после начала войны «очень непросто далась» компании и в конце 2022 года в ABBYY появилось «антикризисное руководство» из трех американских менеджеров, включая Патрика Джина. Собеседница описывает их работу как не вполне компетентную. Например, в мае они объявили о сокращении всего отдела тестирования. Новая политика привела к недовольству сотрудников, это отразилось во внутренних корпоративных опросах.
«После этих исследований поехало наше антикризисное руководство по странам спрашивать, а чем же мы недовольны, — рассказала она. — Они в открытую говорили: "Вы русские, вы поэтому недовольны, вы не можете нормально интегрироваться в среду, вы релоканты, вы не собираетесь растить детей в Сербии, вы вообще только и мечтаете, что в Россию вернуться". Я немножечко, понятное дело, утрирую». По ее словам, замечания о том, что уволенные из ABBYY находят другую работу в той же Сербии, проигнорировали. Сотрудница добавила, что такие «предположения» высказывал именно Джин.
Другой сотрудник из Венгрии рассказал, что «были встречи с руководством, где обсуждалось [недовольство сотрудников], но прямо прицельных встреч про это не было». Патрик Джин, в частности, во время разговоров с сотрудниками из офиса в Будапеште обещал «учесть их фидбэк» и говорил, что тем, кому не нравится нынешняя страна, «предложат перебраться в Барселону».
Он, как и сотрудница из Сербии, тоже сомневается в «технической квалификации нового менеджмента». Комментируя версию из твиттера о том, что российских разработчиков решили заменить специалистами из Индии, чей труд более дешев, собеседник «Медиазоны» сказал, что в таком случае был бы «нужен какой-то переходный период, чтобы передать знания».
Двое собеседников предположили, что массовые увольнения могут быть связаны с требованиями инвесторов. «Я думаю, что это во многом связано с дискриминацией русских. Ровно по этой причине компания ушла из России в 2022 году, потому что побоялась потерять инвесторов из-за возможной аффилиации с РФ. Просто тогда инвесторы согласились на выход из РФ с релокацией для русских разработчиков, а сейчас, видимо, от них пришли новые требования», — сказал сотрудник из сербского офиса.
Бывшие сотрудники сходятся во мнении, что массовое увольнение сильно навредит компании. «Если вы убираете свою разработку, это означает, что никакой конкуренции с Google и Microsoft точно не будет», — сказал разработчик из Венгрии.
Другой сотрудник назвал это решение «суицидальным актом»: «Они уволили всех людей, которые обладают необходимыми техническими знаниями о продуктах, без этих знаний поддерживать существующие контракты с клиентами непонятно как». Среди сотрудников есть версия, что компанию хотят выставить на продажу, однако «для продажи должно быть какое-то value, а они огромное количество value слили в унитаз», заметил один из разработчиков.
Комментаторы этой истории активно призывают уволенных защищать свои права в суде, однако среди бывших сотрудников пока нет единства по этому вопросу. Они рассказали, что ABBYY дали две недели на заключение обоюдного соглашения, которое предусматривает выплату компенсаций — и отказ от претензий к компании.
Сотрудница из Сербии сказала, что компания предложила «достойные условия увольнения», и она не уверена, что многие готовы будут идти в суд, отказавшись от компенсаций. «Вопрос в том, насколько люди готовы благополучием семей пожертвовать», — сказала она. Другие собеседники «Медиазоны» сейчас советуются с юристами. Разработчик из венгерского офиса отметил, что разбирательство в суде даст возможность легально находиться в Евросоюзе россиянам, приехавшим сюда по работе.
Собеседник «Медиазоны» рассказал, что вечером во вторник руководство провело еще один созвон для сотрудников из венгерского, сербского и украинского офисов. «Не увольняют остальных, кто пережил понедельник. Рассказывали про успешный успех и дух стартапа, раз их мало», — суммировал он. По его словам, кипрский офис, вероятно, совсем закроют, потому что там не было местных сотрудников.
Редактор: Дмитрий Трещанин