Антон Климкин с женой. Фото: личная страница в Facebook
В начале июня Томский областной суд вынес приговор 51-летнему ученому Антону Климкину: сотрудника Института оптики имени Зуева обвинили в «конфиденциальном сотрудничестве» с иностранным государством (статья 275.1 УК) и назначили ему 2,5 года колонии общего режима. Вместе с Климкиным в сентябре 2024 года в институте задержали китайского аспиранта, который так и не защитил диссертацию о лидарах — лазерных устройствах, работающих как дальномеры и локаторы. Над созданием лидаров томские оптики несколько лет работали вместе с китайскими учеными. Однако в чем именно обвинили их коллегу, сотрудники института не знают до сих пор. «Медиазона» рассказывает, что известно об этом деле.
В петербургском отделении Российской академии наук в июле 2024 года пройдет ежегодный международный симпозиум «Оптика атмосферы и океана. Физика атмосферы». В юбилейной в этом году, тридцатой, конференции не сможет участвовать докладчик предыдущих научных встреч — ученый из Томска Антон Климкин, которого в сентябре 2023 года задержали прямо на рабочем месте. Силовики пришли в лабораторию Института оптики атмосферы имени Зуева и задержали Климкина по обвинению в конфиденциальном сотрудничестве с иностранцами (статья 275.1 УК).
«Все были в шоке, когда узнали, что его арестовали, — рассказывает научный сотрудник института оптики Венедикт Капитанов. — На работу пришли, с обыском. Подробностей, конечно, никаких абсолютно, полная неизвестность».
В чем именно обвинили Климкина, ни он, ни его коллеги не знают, говорит Капитанов.
«Обычный научный сотрудник, довольно известный ученый… Никаких таких… Даже не знаю, что сказать, — теряется он. — Мягкий по характеру, доброжелательный, коммуникабельный человек. Всегда можно поговорить на любую тему. Ну какая преступная деятельность! Отец у него тоже работал в институте, известный человек — Владимир Климкин, заведующий лабораторией».
После ареста сотрудники института организовали сбор средств на адвоката, продолжает коллега: «А наняли ли, я совершенно не в курсе. Все молчат». У Климкина есть жена и двое детей; супруга ученого сообщила «Медиазоне», что «пока не готова» комментировать уголовное дело против мужа.
В последние годы Антон Климкин изучал лазеры и возможности их применения в различных сферах, рассказывает «Медиазоне» его коллега Капитанов. Так, выступая на томской конференции по лазерам в 2019 году, Климкин рассуждал об их успешном применении «в медицине, экологии, при добыче полезных ископаемых, в промышленности и так далее». На той же конференции выступила и группа ученых из Китая; за несколько месяцев до научной встречи ученые двух стран объявили о создании Китайско-российского исследовательского центра по атмосферной оптике.
«Ученые двух стран объединили исследования в сфере атмосферной оптики, — говорится в фильме, опубликованном в 2021 году на сайте китайской академии наук. — Это направление открывает различные перспективы: от получения срезов состава воздуха на различных высотах до метеорологических прогнозов и раннего предупреждения природных катастроф. Все это возможно с помощью специального устройства — лидара. Лидар — это установка, которая позволяет получить и обработать информацию об удаленных объектах».
На конференции 2019 года в Томске китайские ученые выступили с докладом «о разработанных ими топографических лидарах, которые они используют для управления беспилотными автомобилями», писали об итогах встречи «Вести-Томск». Такие устройства «могут распознавать другие машины на дороге, людей, различные препятствия, а еще с их помощью можно создавать карту рельефа местности», говорилось в заметке.
Вместе с Климкиным в сентябре 2023 года был задержан его аспирант Чжан Шо, молодой ученый из Китая, рассказывает «Медиазоне» Виктор Сухарев, еще один сотрудник лаборатории атмосферной абсорбционной спектроскопии.
«Мы работаем в разных корпусах института, поэтому вживую я это все не видел, — вспоминает он. — Говорят, пришли на работу и задержали, изъяли компьютеры для проверки».
За четыре месяца до задержания Климкина в журнале, издаваемом научным центром Сибирского отделения РАН, вышла заметка с заголовком «Когда повезло с наставниками». На снимке китайский аспирант Чжан Шо стоит на крыльце института и улыбается в камеру. В интервью он рассказывает, что окончил бакалавриат Цзилиньского университета в Китае, после чего в 2015 году поступил в Томский политехнический университет, а затем в аспирантуру Института оптики имени Зуева.
«Поскольку его научные интересы лежали в области автоматизации эксперимента, Шо было поручено автоматизировать запись метеопараметров в файл данных лидарного зондирования, — рассказывает в этой заметке о своем аспиранте Климкин. — Лидар, если объяснить просто, это лазерный локатор. Ученые нашего института разрабатывают такие приборы и применяют их для исследования атмосферы».
После поступления в аспирантуру Шо «доверили более сложное дело», говорится в заметке: «Молодой ученый занялся созданием 3D-моделей атмосферных объектов, таких как облака или дымовые шлейфы от заводских труб, положенные на карту». Герой статьи называет Климкина «наставником» и рассказывает, что коллега не дает ему почувствовать себя одиноким в чужой стране: Чжан Шо — единственный в институте аспирант из Китая.
«Могу уверенно назвать своих коллег друзьями, мы катались с ними на лыжах, тюбинге, ходили в бассейн, посещали томские музеи и выставки, чтобы я лучше понял Россию и влился в местную культуру. Антон Владимирович часто приглашает меня к себе домой, и я обожаю приготовленные им лазанью и запеченную говядину. Он много путешествовал, о чем захватывающе рассказывает. Старается объяснить природу разных традиций», — говорит Шо.
По словам Сухарева, после задержания Чжан Шо «вернулся обратно домой», однако был ли гражданин Китая выдворен, неизвестно. Судя по информации на сайте института оптики, в мае этого года его диссертацию «Лидарный программно-аппаратный комплекс для пространственного картирования аэрозольных шлейфов» сняли с защиты, которая была назначена на июнь. На сообщения «Медиазоны» Шо не ответил.
Последняя из научных работ, где в списке авторов числится Антон Климкин, называется «Расчет координат объекта лидарного зондирования и его 3D-картографическое отображение», она была опубликована в ноябре 2023 года. Ни один из соавторов ученого не ответил на письма корреспондентки «Медиазоны». Старший научный сотрудник Константин Осипов, тоже указанный в списке авторов этой научной работы, сообщил, что больше не работает в Институте оптики имени Зуева, однако не помнит, когда именно уволился.
«Отвечу так: мне нечего вам ответить, — сказал он. — Я не опасаюсь, и запретов у меня тоже нет. Просто воздержусь от комментариев каких бы то ни было».
Статья за «конфиденциальное сотрудничество» появилась в российском Уголовном кодексе в июле 2022 года. Она криминализует «тайный» контакт с представителем спецслужб или любых международных или иностранных организаций «в целях оказания содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности» России. Как и статья о госизмене, она входит в категорию дел «против конституционного строя и безопасности государства», но наказание по ней мягче: лишение свободы на срок от трех до восьми лет. За госизмену же наказывают лишением свободы от 12 до 20 лет либо пожизненным заключением.
За последние 2,5 года по делам о госизмене силовики арестовали несколько ученых из Сибири: Владислава Галкина, Валерия Звегинцева, Александра Шиплюка, Анатолия Маслова и Дмитрия Колкера. Последний через три дня после ареста умер в московском СИЗО «Лефортово» от рака поджелудочной железы.
Как минимум трех из арестованных ученых обвинили в передаче информации Китаю. По данным Reuters, Александра Шиплюка обвинили в передаче документов во время научной конференции в Китае в 2017 году. Сам он настаивает, что информация, о которой идет речь, находится в открытом доступе.
В мае 2024 года Санкт-Петербургский городской суд по делу о госизмене приговорил 77-летнего новосибирского физика Анатолия Маслова к 14 годам колонии строгого режима и штрафу. Маслов был главным научным сотрудником Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН. По сведениям местного издания новосибирского Академгородка Academ.info, его обвинили в передаче Китаю данных, связанных с гиперзвуком.
По словам сотрудника лаборатории Виктора Сухарева, ни Климкин, ни другие его коллеги не имели доступа к тайной информации, за разглашение которой могло бы грозить уголовное дело.
«Я более чем уверен, что ни Антон, ни его коллеги не обладают подобными сведениями, — говорит он. — Все наработки в этой области можно найти в свободной печати (возможно, в платных, но открытых журналах). Антон занимался организационной работой, оформлением документов, видимо, что-то неправильно оформил».
После визита силовиков обстановка в лаборатории атмосферной абсорбционной спектроскопии, где работал Климкин, изменилась, рассказывает «Медиазоне» старший научный сотрудник лаборатории Борис Тихомиров.
«Все стали более замкнутыми, — говорит он. — Сплошные непонятки. Не знаю, может быть, кто-то [за себя] и опасается».
Известно ли руководству института, в чем обвинили их сотрудника, «Медиазоне» выяснить так и не удалось. «Вы, по-моему, не по адресу обратились», — отрезал заместитель директора института по научной работе Максим Тригуб. Директор Института оптики атмосферы Игорь Пташник по телефону сообщил, что об уголовном деле в отношении Климкина «в институте все знают», но отказался комментировать подробности.
«Давайте не сейчас, мне надо подумать», — ответил он и больше трубку не поднимал.
Редактор: Егор Сковорода