Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
За последние десять лет в России как минимум 623 человека попали под уголовное преследование из-за уличных акций протеста, подсчитал проект «ОВД-Инфо». Речь идет не только о тех, кого задержали на улице, но и об активистах, журналистах и блогерах, освещавших эти акции. «Медиазона» рассказывает, что выяснили правозащитники.
Правозащитники из «ОВД-Инфо» собирают случаи нарушения свободы собраний с 2011 года. Эти данные — часть общей базы политически мотивированных уголовных преследований, которую ведет проект.
Они включают в себя три основных категории.
Первая напрямую связана с массовыми акциями протеста (534 случая преследования). Здесь речь идет о задержаниях непосредственно во время митингов, или в связи с их организацией, или за призывы приходить на акцию.
Вторая категория — это преследования, связанные с массовыми мероприятиями опосредованно (58 случаев). Например, речь идет о делах против людей, к которым внимание силовиков было приковано из-за грядущей или случившейся акции, но формально им вменили что-то другое. Сюда же попадают дела, возбужденные из-за высказываний о последствиях акций, например о жестокости силовиков.
В эту категорию входит уголовное дело редакторов DOXA: их задержали из-за ролика, снятого после массовых протестов в поддержку Алексея Навального в 2021 году. Тогда DOXA обратилась к студентам и призвала их не бояться угрозы отчисления за участие в митингах. Сюда же относится дело об угрозах судье Тверского районного суда Москвы Алексею Криворучко: житель Подмосковья Алексей Ерзунов посоветовал судье ходить и оглядываться из-за приговора фигуранту «московского дела» Павлу Устинову.
Третья категория (47 случаев) — это дела, которые связаны с одиночными пикетами.
Чаще всего людей преследовали за их действия во время самой акции (476 таких случаев). Самая распространенная статья — о применении насилия к представителю власти (318 УК): 222 дела. При этом «насилие над полицейским», как отмечают в «ОВД-Инфо», это очень растяжимое для следствия понятие, под которое может попасть даже «кратковременное состояние опасности», которое возникло у сотрудника МВД из-за брошенной в его сторону пластиковой бутылки. Жестокость со стороны самих полицейских и бойцов нацгвардии следствие игнорирует.
Кроме того, в связи с демонстрациями часто применялись статьи о массовых беспорядках (212 УК) и даже об экстремистском сообществе (282.1 УК). По последней статье, например, возбудили уголовное дело против Алексея Навального и его сторонников: в документах говорилось, что одно из главных экстремистских действий с их стороны — это как раз организация митингов по всей стране.
Как подчеркивает «ОВД-Инфо», важной вехой в истории уголовного преследования за участие в акциях стал 2015 год. Тогда впервые применили статью 212.1 УК о неоднократном нарушении закона о митингах. Уголовное дело по ней могут завести в случае, если в течение полугода человек получил больше двух административных протоколов за участие в демонстрациях. В декабре 2015-го активист Ильдар Дадин был осужден на три года колонии по этой статье.
Именно поэтому за точку отсчета в своем исследовании правозащитники взяли 2015 год.
За прошедшие десять лет больше всего уголовных дел из-за публичных акций завели в 2021 году. Тогда тысячи людей по всей России вышли на улицы в поддержку Алексея Навального — политик вернулся в Россию после попытки убийства и лечения в Германии и сразу же оказался в СИЗО.
В 2022 году российские власти жестоко подавляли протесты против войны с Украиной и акции против мобилизации. Из-за ужесточения репрессий публичные акции стали значительно более редкой формой сопротивления, но уличный протест не сошел на нет. В 2023 году люди проводили одиночные пикеты и даже массовые мероприятия, например, акции жен мобилизованных, требующих вернуть мужей домой.
В 2024 году в Башкирии появилось масштабное уголовное дело из-за схода в Баймаке 17 января. Тогда люди устроили народный сход из-за приговора защитнику шихана Куштау Фаилю Алсынову — он получил четыре года колонии. Силовики разогнали эту акцию, а фигурантами дела о массовых беспорядках (212 УК) и применении насилия к силовикам (318 УК) стали около 80 человек; сейчас больше 70 из них содержатся в СИЗО.
«ОВД-Инфо» также подсчитало, в каких группах уголовных дел было больше всего фигурантов. Группа дел — это совокупность уголовных дел, которые возбудили в связи с одними событиями или совокупностью событий.
На первом месте — «дворцовое дело», которое началось в 2021 году. Так правозащитники обозначают самые разные уголовные дела, возбужденные по всей стране из-за акций в поддержку Алексея Навального в 2021 году. Само название связано с расследованием ФБК о дворце Владимира Путина в Геленджике. Всего «дворцовое дело» объединяет 143 человека, их судили по статьям о насилии над полицейскими (318 УК), неоднократном нарушении правил проведения митингов (212.1 УК) и вовлечении несовершеннолетних в опасную деятельность (151.2 УК).
На втором месте — «антивоенное дело». Так правозащитники обозначили группу дел, объединенных одной тематикой: протестами против вторжения в Украину. В антивоенном деле в связи с протестами преследуют 100 человек.
Третье место занимает дело о протестах в Ингушетии в 2019 году, тогда в республике протестовали из-за передачи части земель соседней Чечне. Непосредственным поводом для дела стал митинг 27 марта 2019 года в Магасе. За участие в нем к уголовной ответственности привлекли как минимум 65 человек, их обвиняли по статьям о массовых беспорядках (212 УК) и применении насилия к полицейским (318 УК).
Числа на графике ниже — это число преследований, а не фигурантов. У преследования может быть больше одной тематики (например, уголовное дело за призыв пойти на акцию — это нарушение и свободы слова, и свободы собраний), поэтому сумма столбиков выше, чем число людей в конкретном деле.
Больше всего уголовных дел из-за акций протеста было возбуждено в Москве: именно здесь проходили крупнейшие оппозиционные митинги, участники которых попадали под репрессии.
Среди других регионов больше всего дел в Башкортостане (сход в Баймаке) и Ингушетии (протест из-за границ республики). На четвертом месте — Северная Осетия. Там большое дело о протестах возбудили в 2020 году, когда около двух тысяч жителей Владикавказа вышли на митинг из-за коронавирусного карантина. «ОВД-Инфо» известно о 37 фигурантах этого дела.