Иллюстрация: Mila Grabowski / Медиазона
С начала 2024 года в российские суды передали 19 протоколов об «участии» в деятельности «нежелательной» организации, которые связаны с независимыми российскими СМИ. Причем под «участием» прокуроры понимают не только работу на издание или комментарий для публикации, но и простой репост — то есть штрафы выписывают обычным читателям.
Наказание за «участие» (осуществление деятельности) в организации, которую российские власти объявили «нежелательной», появилось в 2015 году. Оно работает так: за первое «нарушение» выписывают штраф 5–15 тысяч рублей, а второй протокол в течение года — это уже уголовная статья с наказанием до четырех лет лишения свободы.
«Нежелательных» организаций к апрелю 2024 года уже 158 штук, список пополняется практически еженедельно. Как подсчитала «Верстка», большинство из них — это НКО, связанные с политикой и культурно-просветительской деятельностью (64 на конец 2023 года). Вторая по категории группа — религиозные организации (19). Третье место занимают независимые российские и иностранные медиа (14).
«Медиазона» изучила опубликованные решения судов по протоколам о «нежелательных» организациях и выяснила, что самыми «популярными» у силовых органов на протяжении многих лет оставались именно религиозные организации: «Новое поколение», «Фалуньгун» и другие. Но в 2024 году лидерство по числу протоколов впервые перешло к независимым СМИ, причем наказывают, как правило, не сотрудников, а читателей.
Пока лидером по числу поступивших в суды протоколов остается «Медуза». За первые три месяца 2024 года против читателей и сотрудников издания составили минимум 12 протоколов — это как за два предыдущих года против всех «нежелательных» медиа.
Первым оштрафованным за «участие» в деятельности «Медузы» в 2024 году стал башкирский активист Руслан Габбасов. В феврале его оштрафовали на 10 тысяч рублей за пост со статьей «Медузы» от 16 мая 2023 года, который, согласно решению суда, был обнаружен еще 18 мая 2023 года. Из материалов дела непонятно, почему башкирское МВД ждало полгода, прежде чем оформить протокол и передать дело в суд.
Через месяц после Габбасова штраф пять тысяч рублей выписали жительнице Чувашии с формулировкой: «Осознанно на своей странице в социальной сети Instagram в разделе история разместила репост записи с 6 фотографиями с официальной страницы Medusa Project». Речь идет о сторис, сделанных в декабре 2023 года, которые, как сказали женщине в прокуратуре, попали в «мониторинг ФСБ».
В апреле в суды поступили первые протоколы уже против авторов «Медузы» Дмитрия Кузнеца и Анастасии Жвик. Поводом для составления протокола против Кузнеца стало его участие в ежедневном подкасте «Что случилось?» (свежий выпуск от февраля 2024 года), материалы против Жвик еще не рассмотрены. Дмитрия Кузнеца оштрафовали на 10 тысяч рублей.
В том же месяце в Якутский городской суд отправили сразу восемь протоколов против Виталия Обедина, на что обратили внимание в «ОВД-Инфо». Как рассказал сам Обедин в телеграме, за день до передачи дел в суд его вызвали в прокуратуру: «Оказывается, накануне бдительные сотрудники "Центра Э" не спали ночей, рылись в моих постах аж за 2019-2020 г., чтобы наковырять [из носа] хоть что-то. Ну, дефицит оппозиционеров, врагов режима, просто журналистов, не выхвативших по шапке. Нужно искать!».
В результате на Обедина составили восемь отдельных протоколов за репосты «Медузы», сделанные, как и в случае с Габбасовым, давным-давно, но почему-то заинтересовавшие Центр «Э» только в начале 2024 года.
«Медуза» не единственное издание, читателей которого преследуют за репосты публикаций. В той же Чувашии составили сразу два протокола на местного политика Валериана Викторова, у которого оперативники ЦПЭ нашли посты «Открытой России», написанные еще в 2017 году. В апреле 2024 года судья вынесла предупреждение якутской журналистке Ирине Куриловой за репост «Важных историй» годовой давности.
Помимо читателей, протоколы составляют и на сотрудников изданий, а также тех, кто, по версии МВД, участвовал в подготовке их материалов. В начале года за включение в эфир «Дождя» для комментария на пять тысяч рублей оштрафовали бурятскую правозащитницу Надежду Низовкину. Писателю Дмитрию Быкову назначили штраф 10 тысяч рублей за интервью с Борисом Гребенщиковым, которое вышло в «Новой газете Европа».
Реальное количество протоколов, которые начали в 2024 году оформлять силовики, может быть больше, так как сначала человека формально вызывают для составления документов в прокуратуру, а уже потом (даже если человек не явился) дело уходит в суд.
«Медиазона» напоминает читателям, что российским силовикам не важно, как давно был репост, ссылка или цитата публикаций СМИ, объявленных в России «нежелательными». Если пост доступен на момент, когда оперативник решил «провести осмотр», то тот может составить протокол. И речь, скорее всего, не идет о том, что конкретно ваши соцсети проверяет живой человек: поиск по ключевым словам давно автоматизирован в различных госструктурах. Поэтому, если сомневаетесь, то проверьте свои соцсети до самой ранней публикации.
Редактор: Дмитрий Трещанин