Иллюстрация: Mila Grabowski / Медиазона
За один только март 2024 года российские военные суды вынесли почти 700 приговоров по делам о самовольном оставлении части (статья 337 УК), выяснила «Медиазона». Количество дел против отказников значительно выросло после объявления мобилизации в сентябре 2022 года, но такого темпа, как в 2024-м, не было еще никогда.
Как и раньше, большинство приговоров по таким делам остаются условными — после этого сбежавшего военнослужащего можно отправить на фронт.
За март 2024 года российские военные суды вынесли 684 приговора по делам о самовольном оставлении части (статья 337 УК). «Медиазона» выяснила это, изучив карточки уголовных дел.
Таким образом, военные судьи выносили примерно по 34 приговора по этой статье каждый рабочий день.
Указ Владимира Путина о «частичной» мобилизации в сентябре 2022 года не только призвал на военную службу сотни тысяч мужчин, но и запретил увольняться из армии — все контракты с Минобороны по сути стали бессрочными. Тогда же Госдума приняла поправки в статьи Уголовного кодекса о преступлениях против военной службы: в них добавили части о совершении преступления во время мобилизации или военного положения.
Вскоре после этого военные суды оказались завалены уголовными делами против тех, кто хотел уйти со службы. Темп прироста таких дел непрерывно увеличивался: почти каждый месяц их поступало в суды больше, чем в предыдущий.
До рекорда в марте 2024 года самым загруженным для судей был февраль: тогда впервые в истории к ним поступило более семисот (718) дел о самоволке; решения были вынесены по 583. Темп не снижается и сейчас: за неполные две недели апреля вынесено почти 300 приговоров.
Всего с начала 2024 года в военные суды поступило около 2,3 тысячи дел о побеге со службы, а с начала мобилизации — почти 7,4 тысячи дел. Большинство из них приходится на Московскую (496 дел), Свердловскую (258) и Оренбургскую (255) области.
«Медиазона» уже писала, что по делам о самоволке судьи предпочитают назначать условные наказания, это делается для того, чтобы солдата можно было отправить на войну (со службы увольняют только в случае приговора к реальному сроку). Иногда условие продолжения службы прописывается прямо в приговоре.
Эта тенденция сохранилась. Из почти 700 приговоров за март 2024 года опубликовано только 44 решения. В подавляющем большинстве из них (32 дела) судьи выбрали именно условное наказание.
Есть среди них и один приговор, который можно считать почти оправдательным. В мае 2023 года контрактник тульского гарнизона Александр Елисеев приехал домой к матери и «сообщил ей, что отказался проходить военную службу, отметив, что вернется обратно на службу позднее». Через полгода он вернулся в часть, но на медкомиссии у него нашли психическое расстройство и перевели в категорию ограниченно годных к службе.
Судья Тульского гарнизонного военного суда Равиль Файзуллин решил, что Елисеев все равно виновен в оставлении части и назначил ему три года лишения свободы, но освободил от наказания «в связи с изменением обстановки».
Иногда помешать отправке на фронт не способен даже приговор с реальным сроком. Так, «Медиазона» нашла новость о гибели Ильсура Фатхутдинова, контрактника из Татарстана, которого в марте 2023 года осудили по статье о самовольном оставлении части на 5,5 лет колонии. Он погиб в Украине 3 февраля 2024 года. Можно предположить, что Фатхутдинов вновь завербовался на войну уже из колонии.
По более строгой статье о дезертирстве (338 УК) в суды с начала мобилизации передали уже 254 дела. По более мягкой статье о неисполнении приказа — 536 дел.
Текст и данные: дата-отдел «Медиазоны»
Редактор: Максим Литаврин