Суд вынес приговор экс‑замминистра просвещения Марине Раковой и бывшему ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Главное
Статья
19 марта 2024, 15:00

Суд вынес приговор экс‑замминистра просвещения Марине Раковой и бывшему ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Главное

Сергей Зуев. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Никулинский районный суд Москвы вынес приговор экс-заместительнице министра просвещения Марине Раковой, бывшему ректору «Шанинки» Сергею Зуеву и еще пятерым их подчиненным. Все они стали обвиняемыми по делу о мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК). 40-летнюю Ракову приговорили к пяти годам заключения, 69-летнего Зуева — к четырем годам условно. «Медиазона» коротко напоминает о деле.

Аресты

Дело о мошенничестве против бывшей замглавы Минпросвещения Марины Раковой возбудили два с половиной года назад, в сентябре 2021-го у нее дома провели обыск. Ракова, ранее возглавлявшая Фонд новых форм развития образования (ФНФРО), стала заместительницей министра просвещения в октябре 2018 года, а в марте 2020-го заняла пост вице-президента «Сбера» и курировала «Цифровые платформы образования».

После того как Ракова не пришла на допрос, 1 октября ее объявили в розыск. За день до этого арестовали других фигурантов дела — экс-гендиректора ФНФРО Максима Инкина, его бывшего заместителя Евгения Зака и экс-сотрудницу фонда Кристину Крючкову, которая на момент ареста занимала должность исполнительного директора «Шанинки». Через несколько дней в СИЗО отправили гражданского мужа Раковой Артура Стеценко, который тоже работал в фонде. 6 октября чиновница сама пришла в полицию, ее задержали, а на следующий день арестовали. Тогда представители Сбербанка отчитались, что с 4 октября Ракова не работает в компании.

Ректор «Шанинки» Сергей Зуев (во втором ряду). Фото: Медиазона

Ректора «Шанинки», 67-летнего Сергея Зуева, задержали по этому делу спустя неделю после ареста Раковой — прямо в больнице, где он лежал с гипертоническим кризом. Изначально ему назначили домашний арест, больше двухсот студентов и преподавателей вуза подписали открытое письмо против такой меры пресечения.

За время домашнего ареста Зуева дважды госпитализировали, ему провели срочную операцию. Спустя примерно месяц после задержания ректора «Шанинки» отправили в СИЗО, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. На заседании Зуев говорил, что в 2021 году ему провели операцию на сонной артерии и шунтирование правой ноги с протезом.

Обвинения

Всем фигурантам вменили несколько эпизодов мошенничества. Так, по версии следствия, в 2018-м они «фиктивно» трудоустроили 12 сотрудников Минпросвещения в РАНХиГС, а в следующем году Ракова добилась выделения бюджета Фонду новых форм развития образования на проект «Учитель будущего», подрядчиком которого была «Шанинка». Обвинение утверждает, что в итоге фигуранты похитили все выделенные деньги — около 50 млн рублей.

В самой «Шанинке» настаивали, что контракты с Фондом новых форм развития образования «точно соответствовали техническому заданию». В заявлении вуза говорилось, что «Шанинка» успела выполнить два этапа работ из трех, при этом за третий, невыполненный этап вуз денег не получал. «С нашей стороны обязательства перед Фондом новых форм развития образования по тем этапам контрактов, за которые "Шанинка" получила оплату, были выполнены — отчеты точно соответствовали техническому заданию, все акты приема работ были подписаны заказчиком», — отмечалось в релизе. Затем началась пандемия коронавируса, и в фонде сменилась команда, занимавшаяся этим проектом. Из-за «затрудненной коммуникации» договор расторгли по соглашению сторон, и «Шанинка» выплатила неустойку.

Изначально почти все обвиняемые отрицали вину. Однако уже в ноябре стало известно, что признательные показания дала исполнительный директор «Шанинки» Кристина Крючкова. Она же, как утверждал «Интерфакс», свидетельствовала против Сергея Зуева и остальных фигурантов дела. Агентство отмечало, что Крючкову после этого перевели из СИЗО под домашний арест.

В следственном изоляторе здоровье Сергея Зуева сильно ухудшилось. В конце ноября 2021 года его перевели сначала в тюремную, а потом и в гражданскую больницу, но меру пресечения ему менять отказывались. «С трудом ходит с палкой, слабость, головокружение», — говорил его адвокат в январе 2022-го. Состояние подзащитного он назвал «предынфарктным». Посетивший ректора член ОНК рассказывал, что Зуев «уже не всегда может встать с кровати». При этом ФСИН настаивала, что состояние Зуева «удовлетворительное».

Зуева не отпускали из СИЗО, даже несмотря на слова Путина, что он не видит «необходимости держать его за решеткой». Несколько десятков членов и профессоров Российской академии наук в ноябре 2021-го обращались в открытом письме к Владимиру Путину с просьбой смягчить меру пресечения ректору «Шанинки». Они назвали факт обвинения Зуева «абсурдным», а действия следственных органов, суда и прокуратуры — «жестокостью». «Невозможно представить, чтобы Сергей Эдуардович Зуев был причастен к какому-либо мошенничеству или хищению», — говорилось в письме.

Позже член СПЧ Леонид Никитинский рассказал «Новой газете», что во время закрытой части беседы с правозащитниками Путин, комментируя уголовное дело ректора «Шанинки», сказал, что не видит «необходимости держать его за решеткой». Тем не менее Зуев оставался в СИЗО до августа 2022 года — его перевели под домашний арест только после того, как он «признал вину, погасил ущерб, а также изобличил других соучастников».

Последствия

В марте 2022 года прокуратура решила, что программа обучения Зуева Liberal arts в РАНХиГС «направлена на разрушение традиционных ценностей». По итогам проверки выяснилось, что программа «направлена на искажение истории». От академии потребовали устранить нарушения и исключить факты «деструктивного иностранного влияния на российскую молодежь через образовательные программы». Вскоре программу переименовали в «Многопрофильный бакалавриат».

Такие же нарушения прокуратура нашла в программе Liberal arts в «Шанинке». Одновременно с этим МВД запросило у вуза документы о работе «нескольких преподавателей», которые критиковали власти и выступали против войны. В их числе политолог Екатерина Шульман, социологи Григорий Юдин и Константин Гаазе, а также историк Илья Будрайтскис.

В конце июня 2022 года по делу о мошенничестве задержали Владимира Мау, экономиста, ректора РАНХиГС и члена совета директоров «Газпрома». Его тоже обвинили в фиктивном трудоустройстве 12 сотрудников Минпросвещения и отправили под домашний арест. Во время заседания по избранию меры пресечения стало известно, что Марина Ракова на допросах упоминала о взаимодействии с экономистом. Сам Мау отрицал вину. 3 августа Мау освободили, и он вернулся к работе в академии. В октябре 2022-го дело против него прекратили. Позже в деле появился еще один фигурант — проректор РАНХиГС Иван Федотов, летом 2022 года его отправили под домашний арест. Еще одна обвиняемая объявлена в розыск.

Бывшая замглавы Минпросвещения Марина Ракова (в центре). Фото: Медиазона

Бывшая замглавы Минпросвещения провела в СИЗО больше года. Марине Раковой изменили меру пресечения только в ноябре 2022 года. Тогда же из СИЗО отпустили и остальных фигурантов, им назначили запрет определенных действий — как и Сергею Зуеву, который к тому времени уже находился под домашним арестом. За три месяца до этого стало известно, что чиновница тоже признала вину. «Ракова дала признательные показания и написала явку с повинной, выразила готовность возместить ущерб», — говорил ее адвокат. Признательные показания по делу в итоге дали и остальные фигуранты.

В марте 2023 года Сергея Зуева уволили с поста ректора «Шанинки». Такое решение в вузе объяснили тем, что «исполнение его обязанностей затруднено в полном объеме в силу продолжающегося судебного процесса». Зуев, однако, остался научным руководителем «Шанинки» и сможет участвовать в «обсуждении дальнейшей стратегии движения университета». Ректором вуза стала Мария Сигова, которая раньше занимала пост ректора Международного банковского института и была директором института финансовых кибертехнологий в «Финтехе». В 2019 году она была избрана депутатом муниципального совета в Петербурге от партии «Единая Россия».

Суд

Расследование дела было завершено в январе 2023-го, после этого его передали в Никулинский районный суд Москвы. Рассмотрение дела в суде заняло больше года. В итоге обвинение запросило реальные сроки для всех фигурантов. Почти максимально возможное наказание — 8 лет колонии — и миллион рублей штрафа для Марины Раковой, 6,5 лет и такой же штраф для Сергея Зуева. Ивану Федотову запросили 5,5 лет заключения и штраф в 900 тысяч рублей, Евгению Заку и Максиму Инкину — по 3,5 года колонии, а Артуру Стеценко и Кристине Крючковой — по 3 года и штрафы по полмиллиона рублей.

Узнав о запрошенных сроках, четверо из семи подсудимых стали настаивать на переквалификации и оправдательном приговоре. До этого они признавали (некоторые частично) вину и возместили вред, писал «Коммерсант». Обвинение указало на смягчающие обстоятельства только у двух фигурантов, «которые изначально заявили о полном раскаянии», отмечала газета. В итоге, выступая на прениях, Ракова высказалась об отсутствии в ее действиях признаков мошенничества. Она, а также Сергей Зуев, Крючкова и Федотов потребовали их оправдать. Остальные трое обвиняемых — Стеценко, Инкин и Зак — просили только о снисхождении.

«Сказать, что мы удивлены жесточайшей и несправедливой, по нашему мнению, позицией прокуратуры, — это не сказать ничего! Надеемся только на профессиональное и беспристрастное решение суда», — говорила в комментарии «Коммерсанту» адвокат Марина Ярош, защищающая проректора РАНХиГС Ивана Федотова.

19 марта суд огласил приговор. Ракову приговорили к пяти годам колонии общего режима и выплате 900 тысяч рублей, а бывшего ректора «Шанинки» Зуева — к четырем годам условно.

Еще один реальный срок получил Иван Федотов, его приговорили к трем годам общего режима. Остальным фигурантам, как и Зуеву, назначили условное наказание: Евгению Заку — 4,5 года, Максиму Инкину — 3,5 года и штраф 600 тысяч рублей, Артуру Стеценко и Кристине Крючковой — по три года.

Бывшую замминистра Марину Ракову не стали заключать под стражу в зале суда — до вступления приговора в силу она останется под запретом определенных действий.

Редактор: Мария Климова