Иллюстрация: Анастасия Крайнюк / Медиазона
«Медиазона» собрала все карточки розыска из базы на сайте МВД и обнаружила, что Россия ищет по уголовным делам не только десятки политиков и чиновников из Европы, но и главу государства — премьер-министра Эстонии Каю Каллас. А также множество высокопоставленных украинских военных и сотни людей, которых следователи считают «иностранными наемниками» в рядах ВСУ. Для всех любопытных — удобный поиск по базе МВД (можно поискать себя, однофамильца или любого, кто взбредет вам в голову).
Осенью 2020-го, за полтора года до вторжения в Украину, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин создал специальный отдел по «денацификации». По его задумке, сотрудники этого отдела должны расследовать преступления, связанные с «реабилитацией нацизма» и «искажением истории». В протокольном интервью РИА «Новости» Бастрыкин назвал это вынужденной мерой «в условиях продолжающейся информационной войны» и «попыток реабилитации нацизма как внутри нашей страны, так и из-за рубежа».
Поначалу заметной роли это подразделение не играло: занималось розыском тех, кто выложил фото Адольфа Гитлера на сайт «Бессмертного полка», или безуспешно пыталось подвести под «реабилитацию нацизма» снос в Екатеринбурге аэровокзала 1937 года постройки. Вскоре отдел сфокусировался на исторических исследованиях: следователи по всей России собирали материалы и допрашивали живых еще ветеранов Великой Отечественной, а потом требовали от судов признать совершенные немецкой армией массовые убийства «геноцидом советского народа».
Все изменилось с началом войны в Украине: «денацификация» стала одним из предлогов для вторжения, и бастрыкинский отдел быстро оказался завален работой. Уже в марте 2022-го, например, появилось дело против украинского журналиста Дмитрия Гордона, а пресс-релизы о борьбе с нацизмом стали появляться в телеграме ведомства почти каждую неделю. Ожил и другой политический проект Бастрыкина: созданный еще в 2014 году отдел по расследованию обстрелов Донбасса.
Изучив базу розыска МВД, «Медиазона» выяснила, что результатом работы этих отделов стали сотни уголовных дел на иностранцев, которые вряд ли когда-либо окажутся в России. Среди них — украинские военные, солдаты Интернационального легиона ВСУ, а также европейские политики и чиновники, которые «реабилитируют нацизм», принимая решения о сносе советских памятников.
Если следователь считает, что обвиняемый скрылся от правосудия, такого человека объявляют в розыск. Базу розыска ведет МВД; министерство не раскрывает подробности того, как она устроена, но у ведомства есть публичный сервис, который позволяет проверить, ищут ли человека — но только если поиск происходит «в установленном порядке с использованием СМИ».
«Медиазона» собрала и изучила все карточки розыска, доступные на сайте МВД. По состоянию на начало февраля по уголовным делам разыскивались 96 752 человека и еще 41 535 — как пропавшие без вести.
Есть несколько видов розыска. Самый первый — это местный, он подразумевает поиск человека на территории одного региона России. Следом идут федеральный (по всей стране) и межгосударственный, который действует на территории СНГ; фактически они равны друг другу.
Если человек обвиняется в преступлении, максимальное наказание за которое превышает три года лишения свободы, его могут объявить в международный розыск — тогда российское МВД обратится в Интерпол. Но Интерпол уже не раз отказывал российским коллегам в содействии по очевидно политическим уголовным делам. Впрочем, это не мешает российским силовикам напрямую обратиться к конкретной стране с запросом о выдаче разыскиваемого.
Кроме того, в России такого обвиняемого могут заочно арестовать. Если преступление тяжкое или особо тяжкое (от пяти лет лишения свободы), то и судебный процесс могут провести заочно.
Разыскные карточки попадают в публичную базу МВД не сразу. Например, основателя Conflict Intelligence Team Руслана Левиева объявили в федеральный розыск в начале мая 2022 года. Через неделю розыск сменили на международный, а его карточка появилась на сайте МВД только в начале июня.
В разыскных карточках не указано, по какой статье преследуется человек, поэтому выделить политические дела из общей массы практически невозможно.
«Медиазона» решила изучить, как в России ищут иностранцев, и обнаружила, что почти все разыскные дела оформлены на граждан России или стран бывшего СССР, остальные страны занимают всего 2% общего числа карточек. И четверть из этого небольшого числа закреплена за московскими УВД: десятью окружными управлениями и одним городским управлением на Петровке, 38. Именно через эти управления были объявлены в розыск фигуранты многих громких политических дел.
Например, если вы встретите председателя Международного уголовного суда Петра Хофманьского, выдавшего ордер на арест Владимира Путина, звонить надо в УВД по Восточному административному округу Москвы. Пресс-секретаря компании Meta Энди Стоуна, заочно арестованного по делу о содействии терроризму, ищут в УВД по ЦАО. А Северо-Восточному управлению московской полиции поручили розыск трех литовских судей — по мнению СК, в 2019 году они вынесли «заведомо неправосудный приговор» по делу о штурме телецентра в Вильнюсе в 1991 году: тогда судьи признали 67 человек, включая бывшего министра обороны СССР Дмитрия Язова, виновными в преступлениях против человечности.
Сосредоточившись на московских управлениях МВД, «Медиазона» обнаружила разыскные карточки более чем 700 иностранцев, которые вряд ли когда-то окажутся в России, но тем не менее находятся тут под следствием по явно политическим мотивам.
Самая многочисленная группа иностранцев, которых разыскивают московские УВД, — это украинцы. «Медиазона» обнаружила в этом списке минимум 176 граждан Украины, которых заочно преследуют за участие в войне, близость к властям страны или даже за публичные высказывания.
Большинство заочных дел о боевых действиях — это результат работы как раз военного отдела Следственного комитета, который перешел с удаленной работы на полевую. Сам Александр Бастрыкин тоже не упускает возможности заехать в Донецк, чтобы покрасоваться в военной форме и заслушать доклады подчиненных.
Некоторые уголовные дела, начатые уже после вторжения в 2022 году, касаются событий прошлых лет. Например, летом 2022 года Басманный суд заочно арестовал капитана Андрея Янченко — активиста Евромайдана, который в 2014–2015 годах командовал в Донбассе батальоном и, в частности, руководил эвакуацией из Дебальцевского котла. Янченко уволился из армии еще в 2015 году и перешел на госслужбу, но семь лет спустя СК обвинил его в применении запрещенных методов ведения войны и геноциде.
В российском розыске находятся три бывших министра обороны Украины (Михаил Коваль, Степан Полторак и Андрей Загороднюк), два бывших главкома ВСУ (Михаил Куцин, Руслан Хомчак), а также другие участвовавшие в АТО генералы, бывшие депутаты Верховной рады и чиновники. Уже бывшего главкома ВСУ Валерия Залужного в розыск объявили только в мае 2023 года, через две недели его заочно арестовали по тому же обвинению в применении запрещенных методов ведения войны.
СК регулярно отчитывается о делах против украинских военачальников, но деятельность следователей этим не ограничивается. Например, в октябре 2023 года был заочно арестован фермер, который записал обращение к Владимиру Зеленскому со словами: «Вова, ебашь их, блять!».
До этого Басманный суд Москвы заочно вынес приговор телеведущей Марии Ефросининой за посты в инстаграме, а еще трое украинских телеведущих — Наталья Мосейчук, Янина Соколова и Фахрудин Шарафмал — арестованы заочно.
Но российские следователи не ограничивают себя украинскими военными или общественными деятелями и пачками добавляют в розыск иностранцев, которых считают воюющими на стороне ВСУ «наемниками».
Бойцы Интернационального легиона и других иностранных соединений украинской армии — это еще одна большая категория иностранцев в розыске, которую удалось вычленить «Медиазоне».
«Иностранные наемники» — одна из любимых тем для публичных выступлений МИД и Владимира Путина, а вслед за ними — и Александра Бастрыкина. Председатель СК регулярно собирает с подчиненных доклады о делах против них. На последнем совещании в начале февраля ему доложили: «В настоящее время расследуются уголовные дела в отношении 593 иностранцев из 46 стран».
«Медиазона» смогла идентифицировать в базе розыска 396 человек из 36 стран, которых ищут за наемничество. СК приводит большее число, с чем это связано, неизвестно, может быть, не все фигуранты этих уголовных дел объявлены в розыск, а может, некоторые подозреваемые проходят как неустановленные лица.
Самая большая группа — сто человек — граждане Грузии, вероятно, их связывают с Грузинским легионом. Кроме того, уголовные дела возбуждены против 93 граждан Великобритании и 62 беларусов (их, видимо, ищут как бойцов полка имени Кастуся Калиновского).
Каким образом следователи составляют подобные списки и завышают число фигурантов уголовных дел, можно понять на примере одного показательного случая.
В начале апреля 2022 года телеграм-канал «Рыбарь», созданный бывшим сотрудником пресс-службы российского Минобороны, опубликовал картинку со статистикой по иностранным наемникам в ВСУ. Со ссылкой на неуказанные источники авторы утверждали, что в тот момент в украинских войсках служили 635 иностранцев из 47 стран.
Через два дня после этого поста Следственный комитет отчитался: «В распоряжении следователей имеется список почти из 600 [иностранных] граждан, прибывших на территорию Украины из 47 стран». Очевидно, речь шла именно о публикации «Рыбаря».
Поименный список этих иностранцев «Рыбарь» выложил в конце апреля, заявив, что он был получен из взломанных «личных переписок» главы Николаевской области Виталия Кима. В посте были упомянуты те же самые 635 человек — у каждого указаны страна, дата рождения и якобы номер удостоверения личности.
В итоге 257 человек из списка «Рыбаря» оказались в российском розыске — ровно с тем же объемом данных на каждого (ФИО, дата рождения и страна). Даже фотографии следователи нашли только у 38 из разыскиваемых. В базе розыска есть и очевидные ошибки при переводе списка «Рыбаря» на русский: так, австралиец Phillip McInerney из списка в телеграме превратился в Филлипа Макэнеми, Andrew Woodhead стал Эндрю Вудханом, а Dylan Farminer стал Диланом Фермером.
«Медиазоне» не удалось отследить происхождение «списка наемников» от «Рыбаря». Неясно, как следователи проверяли этот список и существуют ли в реальности упомянутые в нем люди.
Такой подход отличается от других дел на иностранцев — остальные карточки, как правило, заполнены гораздо подробнее; маловероятно, что их загружали единовременно каким-то списком.
Судьбу подозреваемых силовики, видимо, тоже отслеживают спустя рукава. Так, в розыске до сих пор числятся попавшие в плен еще в 2022 году беларусы Сергей Дегтев и Ян Дюрбейко и погибший в феврале 2023-го Эдуард Лобов.
Еще один важный для Следственного комитета элемент «борьбы с нацизмом» — уголовные дела против восточноевропейских политиков, как правило, связанные с демонтажем монументов времен СССР.
Так, в мае 2022 года Следственный комитет объявил, что по поручению Бастрыкина следователи оценят действия Сейма Латвии; тогда депутаты проголосовали за то, чтобы выйти из договора с Россией о сохранении мемориалов. Это позволило сносить в Латвии советские монументы, в том числе памятник советским солдатам в рижском парке Победы.
В августе — уже после начала сноса — СК отчитался о возбуждении дела об уничтожении захоронений. Но кого именно следователи решили привлечь к ответственности, тогда оставалось неизвестным.
Теперь же «Медиазона» выяснила, что в розыск попали 59 из 68 депутатов Сейма, голосовавших за выход из договора о памятниках. Ни один из членов партии «Согласие», высказывавшейся против этого закона, в розыск объявлен не был.
Кроме того, в розыске оказались 15 муниципальных депутатов из Риги, принимавших решение о сносе памятников советским солдатам (всего было отдано 38 голосов за).
В розыск попали и несколько депутатов Сейма, не принимавших участие в том голосовании, а также министр внутренних дел Латвии Мария Голубева. Последняя тоже выступала за снос памятника и возглавляла МВД в тот момент, когда рижская полиция задерживала протестующих у монумента 9 и 10 мая. Вскоре после этого Голубеву отправили в отставку — за то, что МВД вообще допустило этот митинг.
Среди тех, кого ищет российская полиция, — нынешний министр сельского хозяйства Латвии Армандс Краузе, министр финансов Арвил Ашераденс, а также министр юстиции Инесе Либиня-Эгнере. Во время голосования по памятникам в 2022 году все трое были депутатами Сейма (и, видимо, тогда же были объявлены в розыск).
Литовских политиков Следственный комитет тоже не обошел вниманием. В Клайпеде, где в июле 2022 года демонтировали мемориал советским солдатам, МВД разыскивает мэра Арвидаса Вайткуса, его заместителя, 13 членов городского совета, а также чиновников и двух историков, которые публично поддержали снос памятников, — всего 25 человек. В Вильнюсе после решения о демонтаже памятника советским военным в розыск попали не только шестеро депутатов горсовета, но и министр культуры Литвы Симонас Кайрис.
Вероятно, именно из-за сноса мемориалов Россия разыскивает в Польше мэра Валбжиха Романа Шелемея, директора Института национальной памяти Кароля Навроцкого и замминистра госактивов Польши Кароля Рабенду, а в Украине — мэров и депутатов городских советов Луцка и Ровно.
По скупым данным в базе розыска сложно понять, по какой логике следователи выбирают виновных в сносе советских памятников, но в розыск они, как правило, попадают после публичных заявлений и поручений Александра Бастрыкина.
В конце 2022 года Бастрыкин дал подчиненным указание заняться властями Эстонии, где демонтировали мемориал в виде танка Т-34 в Нарве и другие советские монументы.
После этого в российском розыске впервые в истории оказалась глава другого государства — премьер-министр Эстонии Кая Каллас, высказывавшаяся за снос советских памятников. Вместе с ней российские власти разыскивают госсекретаря страны Таймара Петеркопа.
Это только самые яркие примеры того, как в России следователи массово возбуждают уголовные дела против людей, которые вряд ли когда-то приедут в Россию и уж тем более окажутся в суде.
Но в картотеке могут быть и другие примечательные находки, которые мы пока не обнаружили. «Медиазона» решила предоставить такую возможность читателям — для этого мы сделали удобный поиск по карточкам из базы розыска МВД (актуальным на начало февраля 2024-го). Полный набор данных вы можете скачать здесь.
Изучая базу МВД, «Медиазона» нашла в ней около 800 человек, явно оказавшихся в розыске по политическим мотивам: это уже упомянутые в тексте украинские военные и политики, европейские чиновники и депутаты, а также российские активисты, политики, журналисты и блогеры. Для удобства мы разбили их на категории — в поиске можно посмотреть как отдельные категории, так и все, размеченные нами.
Мы не ставили перед собой задачу найти вообще всех, поэтому кого-то в нашем списке может не оказаться. Если заметите что-то интересное и ускользнувшее от нашего внимания, вы можете написать «Медиазоне» любым удобным вам способом.
На всякий случай напомним: если вы не нашли себя в розыске (у нас или на сайте МВД), это не дает гарантии того, что против вас не возбуждено уголовное дело. Как и в случае со справкой о несудимости.
Таблица ниже была обновлена 15 мая 2024 года. Данные в поиске актуальны на начало мая. Обзорный текст о находках из базы розыска, собранных за весну 2024-го, вы можете прочесть здесь.
Обновление 26 ноября 2024 года. Мы завели отдельную страницу для всех последующих обновлений базы розыска. Таблица ниже по-прежнему актуальна на май 2024 года, самую последнюю версию вы можете найти в нашем обновляемом материале по ссылке.
Текст и данные: дата-отдел «Медиазоны»
Инфографика: дата-отдел «Медиазоны»
Редакторы: Максим Литаврин, Егор Сковорода