Протестующие у суда в Баймаке 17 января 2024 года. Фото: AFP
По подсчетам «ОВД-Инфо», после акций в поддержку башкирского националиста Фаиля Алсынова фигурантами уголовного дела о массовых беспорядках стал как минимум 31 человек. Самые массовые протесты прошли в городе Баймак в середине января, где местный суд выносил приговор Алсынову. В столкновениях с полицией пострадали десятки человек, а сам народный сход жестко разгонялся с применением светошумовых гранат, дубинок и слезоточивого газа. Один из предполагаемых участников акции умер при странных обстоятельствах после задержания. «Медиазона» кратко рассказывает, как власти на протяжении второй недели после протестов преследуют активистов, выступивших в поддержку Фаиля Алсынова.
Массовые протесты в Башкортостане начались из-за дела против защитника шихана Куштау Фаиля Алсынова, который раньше возглавлял националистическую организацию «Башкорт». 17 января суд в Баймаке приговорил его к четырем годам колонии общего режима по делу о возбуждении ненависти или вражды.
Поводом для уголовного преследования активиста стали его слова на сельском сходе. По версии следствия, Алсынов «выступил с речью на башкирском языке, содержащей высказывания, в которых негативно оцениваются группы лиц… — "жители Кавказа", "Средней Азии", "армяне", а также унижение их человеческого достоинства». Жалобу на Алсынова в прокуратуру написал глава Башкортостана Радий Хабиров.
За пару дней до приговора у здания Баймакского районного суда собрались сотни человек, желавших поддержать активиста. Протесты продолжились и после вынесения приговора, несмотря на то, что дороги к зданию суда были заблокированы автобусом и техникой, а в самом городе глушили интернет.
Сход у здания суда разгоняли десятки омоновцев. Как рассказывала «Медиазоне» одна из участниц протеста, силовики использовали слезоточивый газ и светошумовые гранаты, людей избивали дубинками, сообщалось о 40 пострадавших. Несколько протестующих в этот день арестовали по статье о нарушении правил проведения митингов.
Акции в поддержку Алсынова прошли и в Уфе. Около тысячи человек собрались в центре города на площади Салавата Юлаева. К 23 января в суды Башкортостана поступило больше ста протоколов о «неповиновении» полиции.
В сообщении ведомства подчеркивалось, что накануне приговора Алсынову в социальных сетях распространялись призывы к жителям республики выйти на акцию протеста.
«В ходе массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, в том числе с применением предметов, используемых в качестве оружия, пострадали несколько человек, в том числе сотрудники правоохранительных органов», — утверждали в ведомстве.
Дело возбудили по статьям об организации и участии в массовых беспорядках, а также применении насилия в отношении представителя власти.
Начались аресты: к вечеру 29 января в СИЗО оказался как минимум 31 человек. Родственники задержанных рассказывали, как полицейские и ОМОН разыскивают участников акций по деревням и селам.
Против арестов выступили несколько башкирских деятелей науки и культуры. Они призвали главу Башкортостана Радия Хабирова к диалогу между властью и общественностью, а также попросили прекратить очернять башкир в СМИ и «делить их на своих и чужих».
Протестные акции жестко разгонялись, силовики применяли насилие при задержаниях. Один из задержанных умер при невыясненных обстоятельствах. Речь о Рифате Даутове, который поздно вечером был задержан по делу об участии в «массовых беспорядках». Его сестра Залия рассказала, что бойцы ОМОН схватили мужчину в удаленном селе Новые Чебенки и увезли его в неизвестном направлении. На следующий день, 26 января, участковый пришел к родителям Даутова и позвал их на опознание тела. Даутов находился в розыске с 22 января.
Как утверждает сестра, родственников поначалу не пустили в морг, сославшись на то, что для этого нужен следователь, но 27 января им все-таки удалось опознать тело. При этом семье Даутова так и не назвали причину смерти, сказав, что «заключение будет через 30–40 дней». Анонимный провластный телеграм-канал «Оперсводки РБ» утверждает, что мужчина «умер от отравления суррогатным алкоголем и сопутствующей сердечной недостаточности».
Еще один провластный канал «Техас Хабирова» сообщал, что в его распоряжение якобы попало заключение судмедэкспертизы об отравлении Даутова алкоголем. В приведенной цитате отдельно подчеркивалось, что травматических повреждений у мужчины не было. Родственникам никакого заключения не показали. В канале также выложили смонтированные показания людей, которые утверждают, что были задержаны в ту ночь и видели Даутова. По их словам, Даутов был пьян, «еле стоял на ногах», его «тошнило» и в результате он «перестал дышать»; «крови» или следов избиения на нем «не было». Все ролики были сняты в административных зданиях. Родственники отрицают эту версию, по их словам, Рифат Даутов не употреблял алкоголь.
Как выяснила «Медиазона», центральный аппарат Следственного комитета собирался добиться в московском суде ареста Рифата Даутова по делу о протестах, но тот умер после задержания.
Еще один обвиняемый по делу о массовых беспорядках Дим Давлеткильдин был госпитализирован из СИЗО в больницу. В республиканском управлении ФСИН признали, что в следственный изолятор Давлеткильдин поступил с гематомами, ушибами и ссадинами. 23 января мужчина пожаловался на боли в пояснице, гражданские врачи зафиксировали у участника протеста перелом поперечного отростка в поясничном отделе позвоночника. Родственники считают, что он был избит силовиками.
Редактор: Дмитрий Трещанин