Иллюстрация: Соня Владимирова / Медиазона
В начале сентября в Самаре сотрудники ФСБ задержали художницу и экоактивистку Ирину Измайлову, ее обвиняют в незаконном изготовлении взрывчатых веществ. Уже месяц ФСБ не допускает к делу адвоката по соглашению. Измайлова — девушка Александра Кудашева, который раньше занимался в городе проектом «Вторсырье на благотворительность», а этим летом вступил в ряды РДК и теперь воюет на стороне Украины.
Когда Александр Кудашев вступил в ряды РДК в Украине, он договорился дважды в день созваниваться со своей девушкой Ириной Измайловой, оставшейся в Самаре.
Но вечером 1 сентября Ирина на звонок не ответила и не перезвонила. Обеспокоенный Кудашев стал уточнять у общих знакомых, что могло случиться, и через пару часов узнал, что ее задержали силовики в штатском, а в доме на окраине Самары, где Ирина живет с родителями, идет обыск.
«Я тоже стал дозваниваться, звонки не проходили, — вспоминает ее отец Олег Измайлов. — Приехал к дому, где живем, где прописаны. И уже, как бы, все сотрудники здесь стояли. Домой не запускали, весь процесс обыска и задержания проходил в доме».
Адвокат Евгения Рыжкова, за помощью к которой обратились знакомые девушки, говорит, что одним из первых к дому Измайловых приехал ее коллега. Это было около семи часов вечера. На обыск силовики в штатском его не пустили, они даже отказались сказать, из какого они ведомства.
Более того, они заблокировали машину адвоката, чтобы тот не смог отследить, куда повезут Ирину после обыска, добавляет Рыжкова. Сама она в тот вечер ездила в местное управление по борьбе с экстремизмом и Следственный комитет, но там уверяли, что к задержанию не причастны.
Только утром 2 сентября выяснилось, что девушка находится в управлении ФСБ по Самарской области. В отношении нее возбудили уголовное дело по статье об изготовлении взрывчатых веществ.
Во время обыска отец Ирины Измайловой коротко поговорил с одним из силовиков, поспешившим его успокоить. «Вышел руководитель, сказал: "Не переживайте". Ну, это прямо дословно. Он меня в сторону отвел и говорит: "Вы не расстраивайтесь, она сегодня с нами пообщается. Ну, расскажет нам то, что надо. И завтра она выйдет"», — вспоминает Олег Измайлов.
2 сентября суд отправил Ирину Измайлову в СИЗО.
Ирине Измайловой 34 года, она художница и экоактивистка. С Александром Кудашевым девушка познакомилась несколько лет назад. Кудашев тогда возглавлял самарский проект «Вторсырье на благотворительность»: каждую первую субботу месяца команда волонтеров устраивала в Самаре сбор батареек, макулатуры, пластика, стекла и другого сырья, а также убирала мусор на берегу Волги.
Занимался проект и просвещением на тему экологичного потребления и раздельного сбора мусора. За несколько лет своего существования проект стал известен в Самаре, сейчас при поддержке его волонтеров в городе работают несколько экоцентров, куда можно сдать вторсырье. Ирина Измайлова тоже участвовала в акциях «Вторсырья на благотворительность».
«С тех пор общественная деятельность и волонтерство стали одними из ее основных хобби и занятий. Она даже получала какие-то деньги, проводя мастер-классы от общественных организаций», — рассказывает Кудашев.
Другое увлечение Измайловой — рисование и живопись. «У нее были работы свои, она рисовала, делала какие-то свои проекты небольшие. Ее просили сделать по экологии на зонтиках специальные рисунки, еще что-то», — говорит ее отец Олег Измайлов. После обыска, отмечает он, часть рисунков дочери и пара коробок с ее зарисовками исчезли.
Война в Украине разделила пару. После начала российского вторжения Александр Кудашев попытался попасть в Украину, чтобы оказывать там волонтерскую помощь. Ирина осталась в Самаре. После того как украинцы дважды отказали Кудашеву во въезде, он на несколько месяцев застрял в Молдове, рассчитывая получить там политическое убежище, но власти ему отказали.
В Кишиневе Александр устраивал антивоенные акции у посольства России и помогал украинским беженцам. На три месяца, весной-летом 2023 года, к нему в Молдову приезжала Ирина, она тоже втянулась в волонтерскую работу.
«Мы волонтерили в центрах для беженцев. Тоже организовали раздельный сбор отходов для них. Ну и по-разному помогали, от разгрузки какой-нибудь машины с гуманитаркой до установки каких-то мессенджеров для бабушки в телефон, чтобы она связывалась со своими родственниками, — рассказывает Кудашев. — Были люди в основном с Одессы, с Николаева. В большинстве своем русскоговорящие люди, русскоговорящие украинцы. Все относились к нам с пониманием. Ирине было очень жалко этих людей, которых она видела».
Летом 2023 года 41-летнему Кудашеву все же удалось легально попасть в Украину. Для этого ему пришлось записаться в националистический РДК, хотя еще год назад в интервью «Идель.Реалии» Александр говорил, что не возьмет в руки оружие из-за пацифистских взглядов. В первом же бою в середине августа он получил ранение в ногу и сейчас проходит лечение в госпитале.
Его девушка Ирина Измайлова тем временем вернулась в Самару к привычной для себя жизни художницы и эковолонтерки.
Уголовное преследование и арест Измайловой адвокат Евгения Рыжкова связывает с тем, что та — девушка бойца Русского добровольческого корпуса. К этой же версии склоняется и сам Кудашев. Александр при этом уверяет, что Ирина не знала, что он планирует вступить в РДК.
По словам Кудашева, о его участии в войне вообще знал только ограниченный круг людей, а в разговорах с Ириной о принадлежности к РДК он не распространялся — как раз для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность своей девушки.
Сама Ирина в близком кругу не скрывала антивоенных взглядов, но публично их не высказывала.
Александром Кудашевым силовики заинтересовались за несколько дней до задержания девушки. Как сообщало «Идель.Реалии», в конце августа они допрашивали двух волонтеров проекта «Вторсырье на благотворительность».
«Это не было связано с их волонтерской деятельностью. И с нашим экологическим проектом. И не уверена, что сами ребята стремятся к огласке этих событий», — сказала «Медиазоне» одна из сотрудниц проекта Светлана Симонова.
Одного из волонтеров сотрудники ФСБ расспрашивали именно о Кудашеве, сказал «Медиазоне» адвокат Алексей Лапузин, представляющий интересы волонтера. Сам активист не захотел общаться с журналистами. «Он чувствует себя крайне дискомфортно в связи с этой ситуацией и опасается общаться о ней с кем-либо, кроме адвоката»,— говорит Лапузин.
Сам Александр Кудашев находится в розыске, выяснила «Медиазона». Телеканал «Царьград» со ссылкой на источники в силовых структурах утверждает, что против бойца РДК возбудили дело об участии в незаконном вооруженном формировании (часть 2 статьи 208 УК). В середине июля в Госдуме призвали признать Русский добровольческий корпус террористической организацией, но пока этого не произошло.
Адвокат Евгения Рыжкова пока лишь раз виделась с Ириной Измайловой — в кабинете следователя в управлении ФСБ на следующий день после задержания девушки.
«Мне вывели Ирину, она отказалась со мной разговаривать наедине. Она не захотела выходить из кабинета. Естественно, в кабинете были сотрудники. При сотрудниках она поотвечала на мои вопросы, сказала, что с ней все хорошо, но помощь ей моя не нужна», — вспоминает Рыжкова.
Позже адвокат узнала, что допрашивали Измайлову при защитнике, навязанном ей сотрудниками ФСБ. При нем девушка признала вину. «Насилия не было, ее просто запугали», — уточняет Рыжкова.
Евгению Рыжкову в дело следователь пока так и не допустил, хотя она смогла попасть к Ирине в изолятор — девушку поместили в ПФРСИ при ИК-15. При встрече наедине Ирина согласилась, чтобы ее интересы все же представлял адвокат по соглашению.
«7 сентября я все равно поехала к ней в изолятор, в надежде поговорить наедине. Она была там, и меня пустили. Она опять попыталась отказаться от свидания, но мне удалось с ней поговорить и убедить, что я защищаю исключительно ее интересы. Так что она успокоилась и согласилась на мою защиту», — вспоминает Рыжкова.
Во время этих встреч, добавляет она, Ирина ничего не говорила о выдвинутых против нее обвинениях, о задержании и о том, как прошел обыск. «По делу ничего не говорит, следственных действий сейчас нет, к ней никто не приезжает, ее никуда не возят. Езжу просто узнать, как дела. Письма и посылки от родственников получает, в общей камере проблем нет», — говорит адвокат, которая надеется все же вступить в дело.
Александр Кудашев рассказывает, что после того, как к его знакомым по «Вторсырью на благотворительность» пришли силовики, он уговаривал Ирину покинуть страну, но та отказалась.
«В последний раз я ей сказал, что, как бы, звоночков уже довольно-таки много. Это мягко говоря. И надо валить из страны как можно быстрее и куда угодно. Мы с ней практически поругались на эту тему. Она не хотела уезжать», — рассказывает Кудашев.
Он объясняет: «Переезд, эмиграция — это все очень накладно, и у нее не было денег. Соответственно, у меня их в текущей ситуации тоже нету. Я ей предлагал взять кредит. Ну, главное, просто свалить из страны. Но для нее страх эмиграции, страх голодной смерти, что нужно полностью перестраивать свой быт, свою жизнь, он был сильнее страха того, что за ней могут прийти».
Что именно нашли силовики при обыске и принадлежал ли этот предмет Ирине Измайловой, до сих пор неизвестно. Александр предполагает, что взрывчатку могли подбросить сами силовики. Ни он, ни отец Ирины не верят, что девушка была способна на какие-то радикальные антивоенные действия, а в ее настроениях и эмоциях не было ничего непривычного. Она все так же планировала заниматься экоактивизмом, рисунками и бытовыми вещами.
«Буквально за два дня до задержания она попросила, чтобы мы съездили в лес, она очень хотела грибы посмотреть. Дожди прошли перед этим, мы поехали прямо за город, немного грибов собрали, — вспоминает Олег Измайлов. — Никаких особых волнений или каких-нибудь потрясений не было абсолютно. Грибы собрали, сразу же она их помыла, хотела их заморозить на зиму».
Редактор: Егор Сковорода
Исправлено 4 октября: Добавлена информация о том, что адвокат Евгения Рыжкова навещала Ирину Измайлову в СИЗО и та согласилась на защиту. Но следователь защитницу в дело пока что так и не допустил.