Иллюстрация: Анна Макарова / Медиазона
За два года после признания ФБК «экстремистской организацией» в России за ее финансирование осудили всего несколько человек, хотя недвусмысленно угрожали всем, кто продолжает помогать организации. Вероятно, силовики так и не смогли установить жертвователей (кроме нескольких человек, чьи данные стали известны банкам из-за технического сбоя). При этом число уголовных дел по статье о «финансировании экстремизма» постоянно растет — неполный 2023 год, как выяснила «Медиазона», уже стал рекордным. Но преследуют по ней не оппозиционеров: чаще всего судят «Свидетелей Иеговы», а в этом году резко выросло число дел против заключенных, которых силовики считают сторонниками «экстремистского движения» А.У.Е.
Когда два года назад, в августе 2021-го, вступило в силу решение Мосгорсуда о запрете Фонда борьбы с коррупцией как «экстремистской организации», у многих из донативших ФБК появились опасения, что их могут привлечь по статье о финансировании экстремистской организации (статья 282.3 УК). Страх подкреплялся утечками, например, в сети появилась база «донаторов ФБК», судя по всему, созданная при участии силовиков.
Команда Навального заранее отключила возможность переводить пожертвования на старые счета, а позже объявила о начале нового анонимного сбора донатов через американский сервис Stripe. Только через год, в августе 2022 года, появилось первое уголовное дело о донатах ФБК: задержали журналиста «Новой газеты» и сооснователя «Диссернета» Андрея Заякина.
Тогда из материалов дела Заякина «Медиазона» выяснила, что журналист, вероятно, стал жертвой технического сбоя в первый день анонимного сбора донатов: как минимум в нескольких случаях российские банки получили информацию о назначении платежа — именно это позволило силовикам возбудить уголовные дела о финансировании экстремизма.
Одновременно с Заякиным оперативники установили еще пятерых человек, пожертвовавших деньги ФБК 5 августа 2021 года. Двое из этого списка, по информации «Медиазоны», так и не вернулись в Россию, Заякин уехал из страны и сейчас в розыске. Об уголовном преследовании еще одного молодого человека ничего не известно (его имя не упоминается ни в решениях судов, ни в базе розыска МВД).
А вот двоим из них суды вынесли приговоры прошлой зимой.
В декабре 2022 года Коптевский районный суд Москвы оштрафовал 56-летнего Сергея Ширяева на 500 тысяч рублей, рассказала «Медиазоне» пресс-секретарь суда Анастасия Васильева. Как считают силовики, москвич перевел ФБК 5 тысяч рублей. В суде он вину не признал.
Через месяц, в январе 2023-го, Магаданский городской суд оштрафовал на те же 500 тысяч рублей 51-летнего Алексея Коновалова; он перевел ФБК 10 тысяч рублей. Защита настаивала, что Коновалов отправил донат, когда лежал в областной больнице и из-за приема лекарств «не мог в полной мере осознавать и контролировать свои действия». Суд с этим не согласился. Из приговора Коновалову следует, что с обыском к нему пришли за две недели до Заякина — 13 августа 2022 года.
Недавно в Краснодарском крае суд признал 29-летнего Андрея Коваленко виновным в финансировании экстремизма и распространении вредоносных программ; по версии следствия, он не только совершал покупки в интернет-магазинах с помощью украденных данных, но и переводил деньги ФБК.
Если это правда, то на Коваленко силовики, вероятно, вышли не благодаря техническому сбою 5 августа (как на Заякина, Ширяева и Коновалова), а во время расследования компьютерных взломов.
Кроме того, статью о финансировании экстремизма — среди многих других — инкриминировали самому Алексею Навальному и его соратнику Даниэлю Холодному (в начале августа суд приговорил Навального к 19, а Холодного к восьми годам заключения).
Похоже, за два года силовики так и не смогли установить других россиян, делавших пожертвования ФБК после запрета. «Медиазона» изучила все вынесенные судами решения по этой статье и не обнаружила других дел, связанных с донатами созданному Алексеем Навальным фонду.
Зато выяснила, что 2023 год уже побил рекорды по числу поступивших в суды дел о финансировании экстремизма, и по этой статье теперь активно преследуют не только «Свидетелей Иеговы», но и людей, которых силовики причисляют к движению «граждан СССР» или криминальному миру.
Статья о «финансировании экстремистской деятельности» (282.3 УК) с каждым годом все активнее используется силовиками. Она появилась в июне 2014 года, но первые несколько лет почти не применялась, активно выносить приговоры по ней начали с 2019-го.
В большинстве приговоров речь шла о «Свидетелях Иеговы». Верующих по всей стране преследуют с 2017 года, когда Верховный суд запретил их организацию (по подсчетам самих «Свидетелей», за это время через уголовное преследование прошли уже больше 750 человек).
Значительная часть дел о финансировании экстремизма тоже касалась этих верующих: 36 случаев из 81 известного (часто судят по несколько человек сразу, среди фигурантов «свидетелей» оказалось 93 человека из 157). А вот националистов и мусульман по этой статье преследуют редко (несмотря на огромное количество ультраправых или исламских организаций, признанных экстремистскими).
В последнее время растет количество обвинений в экстремизме, выдвинутых против адептов разнообразных течений «граждан СССР»: всех их объединяет вера, что СССР все еще легитимное государство, в отличие от Российской Федерации, законам и властям которой они не обязаны подчиняться.
Силовики борются с ними последние несколько лет, последовательно запрещая как экстремистские созданные «гражданами СССР» организации и преследуя их сторонников.
Преследование по этой статье вообще постоянно набирает обороты: только за первые семь месяцев 2023 года в суды уже поступило рекордное число дел о финансировании экстремизма (25 дел против 18 за весь 2022-й).
Растет и число обвиняемых: если к концу 2022 года в России осудили 60 человек, то к середине августа 2023-го в судах оказались уже 97 обвиняемых (29 человек осуждены, процессы над 68 еще продолжаются).
Резко выросла доля дел против представителей криминальной субкультуры — три года назад Верховный суд по просьбе Генпрокуратуры запретил «молодежное движение экстремистской направленности» А.У.Е. (ведомство расшифровывает это как «Арестантское уголовное единство»).
С тех пор силовики стали последовательно возбуждать уголовные дела об участии в экстремистской организации или ее финансировании против заключенных, которые так или иначе относят себя к «воровскому миру».
Типичный пресс-релиз Следственного комитета о подобном деле звучит так: «Один из фигурантов, отбывая наказание в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю, совершал умышленные противоправные действия, направленные на формирование у заключенных, соприкасающихся с криминальной средой, мнения о его принадлежности к криминальной среде, его особом доминирующем положении в преступной иерархии в запрещенном Верховным судом РФ движении АУЕ. <…> Кроме того, к уголовной ответственности привлечены шесть заключенных, имеющих неформальные статусы в запрещенной организации и совершающие действия организационного характера, направленные на продолжение противоправной деятельности запрещенного общественного движения».
Судя по всему, осужденные и криминалитет могут стать основной целью борцов с экстремизмом наравне со «Свидетелями Иеговы», уже сейчас по карточкам в судах видно, что такие уголовные дела расследуются против десятков людей.
При участии Антона Вшивцева
Редактор: Дмитрий Ткачев