Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
В последнюю неделю работы перед каникулами депутаты Госдумы принимают самые разнообразные законы. Сегодня они расширили возраст, когда россиян можно призывать на службу, повысили штрафы за неявку по повесткам, дали губернаторам возможность создавать вооруженные подразделения, с помощью которых можно бороться с любыми угрозами, и легализовали на оккупированных территориях заключение под стражу без суда и следствия.
Утром 25 июля, за несколько часов до пленарного заседания Госдумы, в базе парламента появились тексты сразу нескольких законопроектов. Они обсуждались давно, но содержание документов к третьему чтению существенно изменилось. Первым из них оказался законопроект Минобороны о расширении призывного возраста. Он значительно отличается от законопроекта, внесенного в Госдуму этой весной, а поправки в него касаются не только призыва.
Изначально законопроект предполагал, что верхнюю границу призывного возраста поднимут сразу до 30 лет, а потом постепенно увеличат возраст начала призыва: с 19 лет в 2024 году, с 20 — в 2025 году, с 21 — в 2026 году.
С таким же предложением еще в декабре прошлого года выступал министр обороны Сергей Шойгу, а президент Владимир Путин с ним соглашался. «Вместо сопляка, которого призывают сразу после школы, будут призывать достаточно взрослого человека», — вторил им глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
Из окончательной версии изменение нижнего предела призывного возраста исчезло. Призывать будут, как и прежде, с 18 лет — но до 30, а не до 27, как было раньше. Таким образом, законопроект не сдвигает границы призывного возраста, а лишь расширяет его — сразу на три года. Изменения вступят в силу 1 января 2024 года.
В этом же документе депутаты дают правительству Москвы право привлекать свою ведомственную охрану для помощи силовым структурам, как полиции и Росгвардии, в том числе с использованием боевого оружия.
Столичную ведомственную охрану создали в марте этого года. Власти утверждали, что сотрудников набирают для охраны объектов метро. Теперь ее будут привлекать и для защиты таких размытых понятий, как «общественный порядок» и «общественная безопасность». При этом численность сотрудников новой структуры, занятых в такого рода охране, авторы поправок не уточняют. Для сотрудничества с ведомственной охраной силовики будут заключать соглашения с московским правительством, согласования с другими органами власти такие договоры не требуют.
Губернаторы тоже получат свои вооруженные формирования. Им дадут полномочия создавать организации в виде государственных унитарных предприятий, которые будут усиливать «охрану общественного порядка», содействовать силовикам, ФСБ и военным, защищать границы, бороться с диверсантами и вооруженными группировками.
Оружие и патроны к нему, которые будут выдаваться «в качестве служебного», сотрудники «предприятий» будут получать от федеральных структур, к которым можно причислить ту же Росгвардию. Боекомплект будет определяться властями региона. Полученное оружие работники смогут носить с собой — при наличии удостоверения.
«Предприятия» получат те же полномочия, что и ведомственная охрана. Отдельно оговаривается, что их работники будут бороться с беспилотниками путем их сбития или подавления сигнала. Решение о прекращении деятельности «предприятий» будет принимать Путин. Полномочия по их созданию губернаторы получат 1 января 2024 года.
Еще один законопроект, который сегодня приняли депутаты, в первой версии касался отсрочки для многодетных отцов-резервистов. Теперь он запрещает выезжать за границу мужчинам, получившим повестку. При этом поправку об отсрочке для многодетных отцов Госдума отклонила.
«Коллеги, понимаете, уже не раз мы обсуждали, что поправки в закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации" очень чувствительны. Чувствительны они тем, что этот закон написан под большую войну, под общую мобилизацию. И сейчас этой большой войной-то уже попахивает. А мы все продолжаем искать, кого же нам оттуда убрать, кого же защитить? Да некого будет потом защищать! Поймите это», — отчитывал коллег депутат Андрей Картаполов.
Еще в апреле этого года президент Владимир Путин подписал закон об электронных повестках. Согласно ему, если повестка не вручена лично в руки, она все равно считается врученной в течение семи дней с момента ее появления в едином реестре повесток. По истечении этой недели начинают действовать «ограничительные меры», такие как запрет на распоряжение имуществом, вождение машины, регистрацию ИП и выезд за границу.
При этом предполагается, что призывник должен получать уведомление о внесении в реестр повесток в день принятия такого решения военкомом. Таким образом, у призывников оставалась неделя на то, чтобы покинуть страну до начала действия ограничительных мер, но теперь депутаты лишают их такой возможности. В новом законопроекте оговаривается, что запрет на выезд начинает действовать непосредственно с момента получения повестки любым из способов — лично, на работе, по почте или при размещении в реестре.
Депутаты рассматривали в третьем чтении еще один закон, касающийся армии, — о штрафах за неявку по повесткам из военкомата. Сейчас статья 21.5 КоАП предусматривает штраф в размере от 100 до 500 рублей. При первом чтении еще в марте 2021 года депутаты собирались поднять верхнюю планку штрафа до 5 тысяч рублей, однако отложили рассмотрение и вернулись к нему этой весной, одновременно с принятием законопроекта об электронных повестках. Комитет Госдумы по законодательству предлагал увеличить штрафы до 50 тысяч рублей.
Последнее предложение, к третьему чтению, устанавливает штраф 30 тысяч рублей.
При этом штрафы увеличиваются не только для граждан, но и для их работодателей, обязанных содействовать военкоматам. За неоказание такого содействия для юридических лиц предусмотрен штраф до 400 тысяч рублей (в то время как раньше его могли получить только должностные лица, в размере до 3 тысяч рублей).
Еще один принятый репрессивный законопроект выбивается из общего ряда: его текст был известен еще неделю назад, когда депутаты приняли его во втором чтении. Этот закон уточняет норму УПК о задержании подозреваемого. К действующей сейчас норме о том, что задерживать подозреваемого можно не более чем на двое суток, добавляется, что в условиях военного положения он увеличивается до 30 суток. Военное положение сейчас действует в оккупированных регионах Украины: Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях.
Редактор: Дмитрий Трещанин