Украинский военный держит неразорвавшийся осколочный суббоеприпас, которые разбрасывает ракета с кассетной головной частью. Харьковская область, 21 октября 2022 года. Фото: Clodagh Kilcoyne / Reuters
США будут поставлять Украине кассетные боеприпасы. Киев обещает применять их только вдали от населенных пунктов и только на оккупированных территориях. Сергей Шойгу пригрозил, что в ответ Россия тоже «начнет» использовать такие снаряды, при этом за полтора года полномасштабной войны правозащитники уже не раз сообщали об их применении обеими сторонами (но Россией — куда чаще). При помощи военного аналитика Кирилла Михайлова «Медиазона» разобралась, что кассетные боеприпасы могут изменить на фронте.
Каждый раз, когда союзники Украины объявляют о поставках нового типа вооружений, Москва жалуется, что это затягивает конфликт, и грозит ответными мерами. Так же произошло и с кассетными боеприпасами: 7 июля Белый дом объявил о готовности передать их ВСУ, а 11 числа министр обороны Сергей Шойгу заявил, что у России тоже есть такое оружие, но она его до сих пор не применяла, чтобы избежать жертв среди мирного населения.
«В случае поставки США кассетных боеприпасов на Украину российские вооруженные силы будут вынуждены в качестве ответной меры использовать аналогичные средства поражения против ВСУ. Необходимо отметить, что у России на вооружении имеются кассетные боеприпасы, что называется, на все случаи жизни. При этом они гораздо эффективнее, чем американские, их номенклатура шире и разнообразнее», — хвастался Шойгу.
На самом деле независимые журналисты и правозащитники уже много раз фиксировали использование кассетных боеприпасов обеими сторонами, особенно в первые месяцы полномасштабного вторжения — и Россия применяла их куда чаще, чем Украина.
«Я хочу, чтобы мы на это посмотрели как на справедливость. Россия постоянно использует кассетные снаряды на нашей территории, убивает наших людей», — сказал президент Украины Владимир Зеленский на саммите НАТО в Вильнюсе 12 июля.
Прошлым летом журналисты «Би-би-си» посетили места пяти обстрелов в Харькове, сфотографировали их и показали снимки экспертам, а те пришли к выводу, что российские военные применяли кассетные боеприпасы в городе с населением больше миллиона человек.
Правозащитники из Amnesty International констатировали, что из-за применения Россией боеприпасов неизбирательного действия в Харькове тогда погибли сотни мирных жителей. «Люди гибли в своих домах и на улицах, на детских площадках и на кладбищах, стоя в очередях за гуманитарной помощью и покупая продукты и лекарства», — говорила старший эксперт программы AI по реагированию на кризисы Донателла Ровера.
Правда, Human Rights Watch, одна из крупнейших правозащитных организаций в мире, утверждала, что ВСУ весной 2022 года обстреляли такими же снарядами Изюм — город в Харьковской области, который на тот момент был оккупирован россиянами. По подсчетам сотрудников HRW, от этого обстрела погибли восемь мирных жителей и пострадали 15.
В своем докладе правозащитники писали, что Украина «применяла» кассетные боеприпасы и это повлекло «смерти и тяжелые травмы», а Россия «широко применяла» их, что стало причиной «множества смертей и тяжелых травм». Организация призвала обе стороны отказаться от вооружений этого типа; еще в прошлом году HRW объявила, что Украина — единственная страна мира, где сейчас применяются кассетные боеприпасы. Более того, Foreign Policy со ссылкой на источники утверждал, что Турция еще в ноябре 2022 года начала поставлять Украине кассетные бомбы.
Евросоюз тоже не стал открыто поддерживать поставки кассетных боеприпасов ВСУ. Представительница внешнеполитической службы Евросоюза Набила Масрали дипломатично сказала, что это — вопрос отношений между США и Украиной, и что ЕС «в целом поддерживает поставки боеприпасов» для защиты от российской агрессии.
Министр обороны Украины Алексей Резников подчеркивал, что кассетные боеприпасы будут применяться только на украинской территории для ее деоккупации и вне населенных пунктов — это должно помочь избежать потерь среди мирного населения. А советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, объясняя решение о поставках, сказал, что, помимо потенциальной опасности от кассетных бомб, «мирному населению Украины также грозит большой риск, если российские военные захватят новые позиции и завоюют еще больше людей».
В 2008 году более ста стран мира подписали конвенцию об отказе от кассетных боеприпасов из-за их неизбирательности и опасности для мирного населения.
Кассетные боеприпасы бывают разных типов: артиллерийские снаряды, снаряды для систем залпового огня, свободно падающие авиационные бомбы, баллистические ракеты. Все их объединяет принцип действия— на подлете к цели из большого снаряда выбрасывается множество мелких суббоеприпасов, в результате площадь поражения намного увеличивается.
CNN со ссылкой на издание американской армии eArmor писал, что Украине передадут снаряды для гаубиц, каждый из которых содержит 88 суббоеприпасов, имеющих, в свою очередь, площадь поражения в 10 квадратных метров. Отставной военный, попавший под обстрел подобными снарядами во время операции «Буря в пустыне», сравнивал пережитое с ощущениями человека, который оказался бы внутри пакетика с попкорном при нагревании в микроволновке.
Поскольку контролировать траекторию множества разлетающихся суббоеприпасов трудно, кассетное оружие нельзя назвать точным, и нередко его использование приводит к большим жертвам среди мирных жителей. Кроме того, не все суббоеприпасы разрываются сразу, поэтому жертвы могут появиться и много позже обстрела.
«Дети особенно подвержены травмам [от неразорвавшихся суббоеприпасов], поскольку бомбы могут напоминать маленькую игрушку», — пишет корреспондент «Би-би-си» по вопросам безопасности Френк Гарднер.
Впрочем, как отмечал Джейк Салливан, места боевых действий в Украине «все равно придется разминировать».
Военный аналитик Кирилл Михайлов говорит «Медиазоне», что многие типы кассетных боеприпасов не обладают бронебойной способностью, поэтому их можно применять только против пехоты или легкобронированной техники вроде грузовиков, и здесь они значительно превосходят другие снаряды по эффективности, особенно — в условиях нехватки боеприпасов. При этом ВСУ будут получать и бронебойные артиллерийские боеприпасы, которые можно применять против других российских целей.
«Снаряд взрывается в воздухе, разбрасывая суббоеприпасы кумулятивного действия, и эти суббоеприпасы могут наносить удары, в том числе, по технике, причем в крышу, что для техники неприятно, потому что крыша обычно наименее бронирована. От этого, конечно, можно в определенной степени обезопаситься — теми самыми пресловутыми мангалами, которые сейчас активно устанавливаются на технику, причем обеими сторонами», — рассказывает Михайлов.
«Возвращаясь к примеру с грузовиками: для того, чтобы поразить колонну грузовиков, что должно оказать серьезное влияние на российские логистические возможности, нужно либо десяток обычных 155-миллиметровых осколочно-фугасных снарядов, либо один-два кассетных. Разница определенная есть», — приводит пример эксперт.
Михайлов полагает, что о поставках кассетных боеприпасах речь зашла потому, что союзники не смогли обеспечить ВСУ достаточным количеством обычных снарядов, а во время контрнаступления нужно поддерживать высокий «огневой темп». При этом у США есть достаточные запасы кассетных снарядов, отмечает аналитик.
Специалисты из британского Королевского объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies, RUSI) утверждают, что кассетные боеприпасы серьезно помогут украинской пехоте в штурме траншей, которые российские военные вырыли, ожидая контрнаступления.
«Направленный в российское оборонное сооружение, обычный артиллерийский снаряд с небольшой вероятностью убьет российских военных — только если попадет непосредственно в окоп. Осколочно-фугасный снаряд, даже если попадет в окоп, просто разорвется шрапнелью в точке попадания. Кассетный боеприпас, для сравнения, выпустит 72 суббоеприпаса — это значительно увеличивает шансы на то, что множество снарядов попадут по военным в окопах», — объясняет RUSI.
Что касается российской армии, то она, по наблюдениям Михайлова, сильно сократила использование кассетных боеприпасов — последний подтвержденный случай приходится на январь. По мнению исследователя, это свидетельствует об истощении запасов; теперь Россия использует кассетные боеприпасы по мере производства. Правда, это не касается бомб свободного падения — их на складах хватает, но и здесь есть объективные ограничения.
«Их применение несет очевидные риски для авиации, поскольку нужно находиться прямо над целью. А ПЗРК как бы никто не отменял, и хотя считается, что фронтовая ПВО у ВСУ достаточно слабая, те же вертолеты Ка-52 продолжают бить с максимальной дальности, и управляемые авиабомбы запускают с максимальной дальности, так что, видимо, довольно мало готовых применять кассетные боеприпасы ценой самолета», — заключает он.
Редактор: Дмитрий Ткачев