Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
14 апреля Владимир Путин подписал закон об электронном «реестре повесток». Россиянин, получивший уведомление о повестке, будет серьезно ограничен в правах: ему запретят распоряжаться имуществом, водить машину, регистрироваться как ИП или самозанятому, а также уезжать за границу. На этом фоне правозащитники советовали покинувшим страну мужчинам сняться с воинского учета. «Медиазона» рассказывает, как это работает на практике и почему военкоматы отказываются убирать из списков некоторых военнообязанных.
«На меня с порога начали кричать: "Мы ничего у вас не примем, уходите", — вспоминает москвичка Марина Ковалева. После начала войны они с мужем уехали из России, а в середине мая Марина вернулась, чтобы снять его с учета в военкомате. — Я сказала: "Нет, я никуда не уйду. У меня есть требование закона, которое должны исполнить"».
Ковалева объясняет, что перед посещением военкомата собрала все нужные документы, но сотрудница учреждения «просто орала и на ходу придумывала» якобы недостающие. «В итоге мы пришли к выписке из домовой книги, где будет указано, что муж прописан в стране, где сейчас живет. Это просто сюр какой-то», — говорит Марина.
Когда москвичка потребовала выдать ей письменный отказ, недовольная сотрудница отправила ее подавать заявление в канцелярию, где другому сотруднику военкомата не понравилась ее генеральная доверенность: «Я его уверяла, что эта доверенность позволяет мне осуществлять любые действия в государственных учреждениях. Он мне сказал, что это не госучреждение, а силовая структура». В итоге, по словам Марины, сотрудник принял у нее документы со словами, что «будет писать отказ».
«Это было все с такими усмешками: "Да вас тут столько ходит, вы думаете, вы одна такая?". И при мне абсолютно миловидная женщина принесла пакет документов, ей по какой-то формальной фигне [отказали]: "А у вас есть копия военного билета? Нет? Ну, идите тогда, до свидания". У меня сложилось такое впечатление, что они в принципе не настроены никого снимать. Видимо, какое-то есть распоряжение "всех впускать, никого не выпускать"», — добавляет Марина.
Через месяц после беседы в военкомате Ковалева получила отказ; в нем ей сообщили, что ее супругу нужно явиться лично, чтобы сняться с воинского учета. «Дополнительно упомянули про административную ответственность за несвоевременное уведомление об отъезде», — отмечает она.
С грубыми замечаниями сотрудников военкомата столкнулась и россиянка Виктория Игнатова. Она с молодым человеком Василием уже больше года живет в Грузии. 12 мая Игнатова пришла в военкомат по Калининскому району Петербурга, чтобы снять его с учета.
Сотрудница военкомата сказала, что начальника на месте нет. В коридоре к разговору подключилась другая чиновница, «в сером костюмчике, с короткой стрижкой, в очках». Она попыталась убедить девушку, что сняться с учета можно только с военным билетом.
«Она поглядела на мою папку, увидела, что там приписное свидетельство — он не служил, — вспоминает Виктория. — И она разводит руками, такая: "Ой, нет, нет, пусть он сам приезжает, на учет встает, а потом, если надо, снимается". Я решила тоже немного права свои качнуть: "Кто же вы такая? И можете мне как-то доказать свои слова?". Ей это не понравилось, естественно, начала тон повышать, говорит: "Самая умная, что ль, пришла? Тут таких, как ты, очень много. Не ты первая, и не ты последняя"».
Игнатова отмечает, что возмущение ее собеседницы было связано с тем, что ее молодой человек не хочет возвращаться в страну и сниматься с учета лично.
«Я говорю, как же так, он, мол, приедет, встанет на учет, ему повестка придет, и он должен будет уехать [в армию], — объясняет девушка. — И тогда она начала разговор о предательстве, о том, что родину защищать надо. С ней еще сидела ее коллега на скамейке, они с ней переглянулись, глаза обе закатили, такая ухмылка какая-то. Как будто за что зацепиться нашлось. Вот и начались разговоры про родину. Я подумала, что лучше с такими людьми вообще не вступать в какое-то конфликтное общение, постаралась свести это на нет и сказала, что его интересы ее не касаются».
После этого Викторию направили в один из кабинетов, а оттуда в следующий. Там, к ее удивлению, вежливая сотрудница без пререканий приняла документы и сняла молодого человека с воинского учета.
Спустя десять дней, 22 мая, в этом же военкомате Петербурга получил отказ юрист Данил Дружинин, который хотел снять с учета своего доверителя, сообщил проект «Идите лесом», который помогает избежать мобилизации. Сотрудники учреждения заверили, что дистанционно сняться можно только через «Госуслуги», хотя на тот момент такая опция была недоступна.
Отказы и препирательства сотрудников военкоматов — это скорее исключения, обычно все проходит спокойно, и люди без проблем дистанционно снимаются с учета, говорят правозащитники. Так, в проекте «Идите лесом» «Медиазоне» рассказали, что в мае 84 человека обратились за консультацией о снятии с воинского учета. Только в пяти случаях заявители в итоге сообщили об отказах.
Телеграм-канал «Военком. Контроль» публикует отчеты подписчиков о визитах в военкомат. С 25 апреля отзывы там выложили 25 человек, семь из них рассказали об отказе.
Одному из пользователей в военкомате Красногвардейского района Петербурга предложили прийти за справкой о снятии с учета через месяц, потому что «у них все уволились и ответственных сотрудников сейчас нет». Жителю Ленинградской области сказали, что ВНЖ Финляндии «не является доказательством постоянного проживания» за пределами страны, и потребовали, чтобы он выписался из квартиры в России. В Выборгском военкомате Петербурга сотрудники настаивали на личной явке военнообязанного: «Жена пообщалась с комиссаром, сослалась на законы, на что получила ответ, что есть негласное распоряжение не снимать с учета без личного присутствия. "Если хотите, подавайте заявление — выдадим отказ". И намекнул, что такие умники поступят в работу первыми».
В одном из военкоматов Самарской области отказались снять с учета офицера с РВП Казахстана, потому что «офицеров снимают с учета только при ПМЖ в другом государстве». При этом сотрудники военкомата пообещали сделать пометку в личном деле, что он находится не в России. Еще одного офицера запаса с ВНЖ Турции отказались снять с учета в Юго-Восточном округе Москвы, потребовав явиться лично.
15 июня на «Госуслугах» появилась возможность подать заявление о снятии с воинского учета дистанционно, одним из первых это заметил юрист Григорий Машанов. Такая опция была прописана в законе о «реестре электронных повесток», но выяснилось, что после отправки заявления «Госуслуги» предлагают ждать личного приглашения в военкомат.
«Я отправил заявление о снятии с воинского учета. Правда, интерфейс предупредил, что потребуется личная явка в военкомат по его приглашению. Но я попробую объяснить, что я уже за границей, и отправлю документы по почте», — писал Машанов.
Юрист рассказал «Медиазоне», что спустя семь дней получил только сообщение о регистрации заявления. Еще через несколько дней его пригласили прийти для снятия с учета в военкомат.
«У меня ощущение, что, так как об этой функции не рассказывали, это они случайно вывели бета-тест на портал или ограниченное тестирование таким образом проводят. Надо знать, что написать, чтобы получить доступ к этой функции», — добавил он.
Два человека, из Московской области и Пермского края, приславших отчеты в «Военком. Контроль», так же безуспешно попытались сняться с учета через «Госуслуги».
В первом случае молодой человек сначала отправил свою представительницу в подмосковный военкомат, где ей сообщили, что по доверенности не работают. Тогда он подал заявление на «Госуслугах» и вскоре получил отказ с перечислением сразу всех возможных причин: выбор не того военкомата, отсутствие необходимых документов, просроченный паспорт, недостоверные сведения и, наконец, неявка гражданина с оригиналами документов. Из ответа неясно, по какой именно причине ему отказали.
В Пермском крае мужчину не стали сразу снимать с учета, потому что у него было только приписное свидетельство. Тогда он подал заявление на «Госуслугах» и получил приглашение прийти в военкомат с документами, подтверждающими, что он живет за границей. В военкомат вновь пошел его родственник, но безрезультатно: «Никаких документов не взяли, сказали, что с учета снимать не будут, т. к. нет военного билета, можно сняться, только если пройти медосмотр осенью и получить справку».
Федеральный закон о военной службе обязывает россиян сниматься с воинского учета, если они планируют уехать за границу более чем на полгода. Согласно старой редакции закона, человек должен был сам прийти в военкомат для снятия с учета, но на практике, говорит юрист проекта «Призыв к совести» Иван Мирный, военкоматы делали это и без личной явки.
«Прошлым летом я помог снять с воинского учета десятки людей по доверенности. Сейчас препятствий должно быть еще меньше», — отмечает он.
Согласно новой версии закона, сняться с учета можно дистанционно. «Проблемы иногда встречаются, но в большинстве известных мне случаев все проходит спокойно: приходит представитель по доверенности, подает заявление, отдает приписное свидетельство или военный билет, получает справку о снятии с учета, и все», — говорит юрист.
Мирный отмечает, что знает лишь о трех случаях, когда военкоматы отказались снимать россиян с учета. В двух военкоматах требовали, чтобы мужчины пришли лично, еще в одном отказе указали, что доказательства проживания за рубежом не были заверены консулом.
«Мы рекомендуем обжаловать эти решения военного комиссариата в военную прокуратуру. Если военная прокуратура мер не примет, то в суд. Судов пока не было», — уточняет он.
Чтобы избежать конфликтов в военкомате, юристы «Призыва к совести» предлагают заявителям настоять на общении в письменной форме. Особенно если там грозят отказом: письменный ответ сотрудников учреждения можно будет обжаловать.
«В каждом военном комиссариате есть отдел делопроизводства, где сотрудник обязан принять от гражданина любое письменное заявление и в течение 30 дней на это заявление ответить. Нужно требовать, чтобы они приняли письменное заявление, не вступая в дискуссии особо. Говорить: "Примите мое заявление, поставьте на копии штамп о принятии — и отвечайте. Если вы считаете, что не обязаны снимать с воинского учета гражданина, который выехал, отвечайте в письменном виде. Мы будем ваш ответ обжаловать". И все».
Мирный подтверждает, что в некоторых военкоматах сотрудники начинают придумывать несуществующие препоны: «Где-то военком требовал, чтобы человек выписался с места жительства для снятия с воинского учета. Это законом не предусмотрено, это бред». В таком случае юрист советует также требовать письменный отказ.
В «Призыве к совести» настаивают, что сняться с воинского учета стоит даже тем, кто старше 27 лет, у кого нет военного билета и кто не живет в России: когда заработает реестр воинского учета, гражданина смогут заочно зачислить в запас вооруженных сил.
«Тогда на него будут накладываться здесь, в России, ограничения. Чтобы этого избежать, лучше подать заявление о снятии с воинского учета, указав, что военный билет гражданин не получил, и сдав приписное свидетельство», — отмечает Мирный.
Редактор: Мария Климова