Спутниковое изображение плотины после разрушения, 7 июня 2023 года. Фото: Maxar Technologies / AP
Целиком последствия от разрушения Каховской ГЭС можно будет оценить только спустя время, когда вода полностью отступит. Анализировать ущерб, нанесенный природе этой катастрофой, особенно трудно — ее масштабы беспрецедентны, и специалистам попросту не с чем сравнивать. Экологи не сомневаются, что она приведет к необратимым изменениям в экосистемах областей на юге Украины и в акватории Черного моря. Уже сейчас в районах бедствия сложная ситуация с доступом к чистой воде, есть угроза распространения инфекций; погибло множество животных, а поля могут стать непригодными для сельского хозяйства.
Плотина Каховской гидроэлектростанции, находившейся под контролем России с первых дней вторжения в Украину, была разрушена в ночь на 6 июня. Это привело к неконтролируемому сбросу воды из Каховского водохранилища на Днепре. Вода затопила десятки сел и городов, в том числе Херсон. По данным ГСЧС Украины на 16 июня, подтопленными оставались 17 населенных пунктов на правом берегу Днепра и столько же — на оккупированном левом. Назначенная Россией администрация Херсонской области сообщила о 41 погибшем на левобережье. На подконтрольном Украине правом берегу, по последним данным властей, погиб 21 человек, пятеро из них — во время эвакуации при обстрелах со стороны российской армии.
По информации ГСЧС Украины, к 20 июня подтопленными остаются три населенных пункта на правом берегу Днепра и 17 — на оккупированном левом.
Спустя две недели вода в основном сошла, а ученые начали изучать последствия для экологической ситуации на юге Украины. Все описанные на сегодня данные об ущербе природе — исключительно гипотетические, боевые действия не позволяют специалистам собирать информацию на земле и в ближайшее время опираться можно будет только на спутниковые снимки, сказал «Медиазоне» эколог Евгений Симонов. Но уже сейчас ученым понятно, что ущерб беспрецедентный.
Украинская природоохранная группа (UNCG) по данным со спутников изучила зону затопления юга Украины с 6 по 10 июня. В Херсонской области вода затопила 554,6 квадратных километра, в Николаевской — 57,8 квадратных километра. На снимках отчетливо видно, как загрязненную воду несет в Черное море. Шлейф с поднятым со дна Каховского водохранилища илом, остатками смытых населенных пунктов и слоями почвы течениями относило в сторону Румынии, Болгарии и Турции.
В итоге к 10 июня площадь заиления Черного моря возле одесского побережья увеличилась почти в три раза, загрязнение распространялось с очень большой скоростью, отмечает сотрудничающий с UNCG эколог Алексей Василюк.
На дне Каховского водохранилища, созданного в 1955-1958 годах, десятилетиями накапливались тяжелые металлы, нефтепродукты и радионуклиды — их выбрасывали предприятия Запорожья, Днепра и Каменского. Грязная вода там вызывала вопросы у экологов задолго до начала войны.
«Этот ил лежал там десятилетиями и никого не трогал. Уже 6 июня на космических снимках был виден шлейф — русло реки прорисовывалось в виде темной рыжей полосы. С каждым последующим днем вода становилась все более грязной. Такого масштабного загрязнения еще не было: в море за неделю выбросило отходы, накопленные за 70 лет, которые раньше туда не попадали вообще. И окончательную цифру, сколько, чего и куда попало, сейчас получить невозможно. Поэтому главное — понимание проблемы, а не количественная оценка», — говорит Василюк.
На фоне летней жары такое количество грязи и вредных веществ может спровоцировать цветение водорослей, а оно, в свою очередь, приводит к массовой гибели рыбы и морских млекопитающих и делает воду непригодной для купания.
В море вынесло мины и другие боеприпасы с полос обороны российской армии на левом берегу Днепра, например, на одесском пляже обнаружили якорную речную мину. По словам представителя пограничной службы Украины Андрея Демченко, в воде начались «неуправляемые взрывы», так как «взрывоопасные предметы детонируют, сталкиваясь с другими предметами». Боеприпасы могут сталкиваться с морскими минами, которыми уже «замусорены территориальные воды Украины». Морские животные, например дельфины, из-за взрывов получают акустические травмы. Из-за риска подрывов власти призывают жителей прибрежных районов не купаться в море.
Местные жители находили на берегу каркасы жилых домов, мебель и бытовую технику: диваны, шкафы, кровати, холодильники, телевизоры, двери, матрасы, газовые баллоны, а также посуду и одежду. «Море превращается в мусорную свалку и кладбище животных», — отметили в погранслужбе Украины. На видео очевидцев заметно, что морская вода у побережья мутная, вся в мусоре и грязной пене. В Одессе она приобрела зеленоватый оттенок и неприятный запах.
На одной из видеозаписей видны два трупа оленей, прибитых к камням. Экологи из UNCG подчеркивают, что в море унесло не только мертвых, но и живых животных, в том числе диких, к примеру серну европейскую. На одесском побережье нашли собаку, принесенную течением на обломке доски, и еще одну самку оленя — обоим удалось выжить. Местные жители рассказывают, как вытаскивают из воды птенцов.
Государственная экологическая инспекция Юго-Западного округа Украины зафиксировала опреснение воды в районе Одессы, так, в селе Новая Дофиновка соленость воды ниже нормы в 2,7 раза, на пляже Ланжерон — в 2,9 раза. Временное опреснение — нормальное явление в местах, где крупные реки впадают в море, объясняет эколог Евгений Симонов, сотрудничающий с Ukraine War Environmental Consequences Group (в нее входят международные эксперты, собирающие информацию о влиянии войны на окружающую среду). Большие потоки пресной воды действительно могут сделать некоторые районы Черного моря менее солеными, но все же они пополняются Днепром и Южным Бугом тысячи лет, поэтому долгосрочных последствий, скорее всего, не будет.
В Украине было построено десять крупных плотинных гидроэлектростанций. Все они обеспечивали лишь 11% электроэнергии страны. С осени 2022 года Каховская ГЭС не вырабатывала электроэнергию.
Станцию начали строить еще в 1950 году, создание каскада плотин сопровождалось затоплением деревень и сотен тысяч гектаров земель. Строились промышленные предприятия, которые сбрасывали в воду неочищенные стоки. Все это годами влияло на состояние Днепра и приводило к загрязнению и заболачиванию реки, водохранилище цвело каждое лето. Работа любых крупных ГЭС всегда сопряжена с нарушением баланса экосистем. В долгосрочной перспективе, как отмечают эксперты UNCG, может оказаться, что из климатических соображений более целесообразным будет восстановить естественное течение Днепра.
Экологические проблемы, связанные с Каховской ГЭС, должны были решаться постепенно, но война превратила их в катастрофу. Сама ГЭС уже не подлежит восстановлению, сказали в «Укргидроэнерго».
Специалистов гораздо больше беспокоят грязь, яды и патогены, попадающие в море.
На Каховской ГЭС находились сотни тонн горюче-смазочных материалов, токсичных для животных и людей. Сначала они потекли в Днепр, а потом в Черное море. «На станции в агрегатах и трансформаторах было более 450 тонн масел, — сообщили в "Укргидроэнерго". — Мы сегодня понимаем, что более 150 тонн точно попало в реку. Что касается остальных, то это мы сможем понять только после того, как выясним, разрушены ли трансформаторы, турбины. Именно там находится турбинная и трансформаторная смазка».
«Всего один литр нефтепродуктов может загрязнить миллион литров воды, а 150 тонн приведут к многочисленным последствиям для водных ресурсов Украины», — сказала CNN руководительница отдела климата киевской организации Ecoaction Евгения Засядько.
«Необычайно большое количество загрязняющих веществ, попавших в море, повлияет на все группы живых организмов, от планктона до китообразных», — предупреждают в UNCG. Уже сейчас на берегу в Одесской области находят мертвых креветок и рыб, но точные причины их гибели пока не установлены.
В Херсонской области затопило скотомогильники, хранилища токсичных отходов и удобрений, обработанные пестицидами поля, фермы, выгребные и стоковые ямы, заправки. Украинская служба «Би-би-си» пишет, что под воду ушла свалка около Голой Пристани.
«К сожалению, мы не можем опираться просто на сообщения в соцсетях про свалки. Не хотелось бы спекулировать на этом вопросе. Штук 15 населенных пунктов были превращены в мусор и утекли в море — это гораздо больше, чем любая свалка», — замечает эколог Василюк. При этом, судя по довоенным новостям, в Херсонской области было немало проблем со стихийными мусорными полигонами.
Мониторить ситуацию на захваченном Россией левобережье крайне сложно. Назначенные Россией власти перекрывали подъезды к городам, в том числе к Олешкам и Голой Пристани (они находятся в плоской пойме, и ситуация там особенно тяжелая), волонтеров не пускали через блокпосты, у местных отбирали лодки. Путин поручил создать правительственную комиссию для борьбы с последствиями затопления лишь на четвертый день катастрофы, а 13 июня он назвал экологические последствия разрушения ГЭС «решаемыми».
Информация о последствиях в основном поступает от волонтеров и родственников пострадавших. «Сейчас на лекарства гигантские просто расходы, потому что людей сняли с крыш, но их надо кормить, поить, воду обеззараживать. У жителей там были коровники, хлева, а у военных там стоят минные поля. То есть там плавают мины, там плавают трупы коров, трупы собак», — описывают волонтеры наводнение в Олешках в разговоре с «Медиазоной».
Последствия разрушения Каховской ГЭС для дикой природы в докладе экологов из UNCG разделены на две категории: ущерб от осушения водохранилища и от затопления нижнего течения Днепра.
Каховское водохранилище, расположенное в Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областях, было вторым по площади и самым большим по объему воды в Украине. Министерство природных ресурсов сообщило, что, по информации на 10 июня, из водохранилища вытекло 62% воды. На обмелевших участках уже нашли старинное кладбище и обломки ракеты С-300, упавшей несколько месяцев назад.
OSINT-аналитики в аккаунте WarMapper в твиттере опубликовали снимки со спутника Sentinel-2 за 20 июня, на которых видно, что Каховское водохранилище за две недели высохло практически полностью. «Остались только сама река Днепр, несколько притоков и несколько небольших озер в этом районе», — подчеркивается в публикации.
На снимках заметно, что на поверхность вышел остров Тавань, затопленный в 1930-х годах при строительстве Днепровского каскада ГЭС.
В водохранилище обитали не менее 43 видов рыб. Двадцать из них имели промысловое значение — годовой улов до 2,6 тысячи тонн. Для восстановления запасов рыбы, пишет UNCG, потребуется до десяти лет, так как среда обитания и все нерестилища были уничтожены. Администрация области сообщила, что из-за стремительного падения уровня воды начался мор — власти предупредили, что есть погибшую рыбу опасно из-за риска ботулизма. Жителей они призвали пить только бутилированную воду, так как в Днепре присутствуют токсичные вещества и возбудители инфекций — с тех же кладбищ и скотомогильников, размытых потоками воды.
«Нерест происходит в конце весны — начале лета, в это время действуют специальные запреты — режим "тишины" на водоемах, когда в том числе нельзя ловить рыбу и передвигаться на моторных лодках. <…> Но из-за стремительного осушения Каховского водохранилища почти весь молодняк обречен на гибель», — говорится в докладе UNCG.
«С учетом данных о гибели рыбы можно сделать вывод, что подавляющее большинство живых организмов, населявших Каховское водохранилище, уже погибло», — продолжают экологи. Это ракообразные, беспозвоночные и насекомые; последние были кормовой базой для рыб, птиц и земноводных. К тому же часть пресноводной рыбы из водохранилища могло вынести в море.
Быстрый подъем воды не оставил шансов на выживание большинству наземных животных: млекопитающим, рептилиям и насекомым. «Можно с уверенностью сказать, что масштаб этой катастрофы не сравним с какими-либо предыдущими событиями в Украине. За последние 90 лет пойма Днепра была зарегулирована с помощью шести плотин и заселена видами, у которых нет эффективных механизмов спасения от наводнений», — поясняют в UNCG.
По словам эколога Владислава Балинского, прорыв плотины привел к тому, что «сотни островков, участки уникального пойменного леса, заливные луга и степные участки нижних склонов со всеми обитателями смыло в море».
По информации UNCG, в наводнении могло погибнуть до 70% популяции и так исчезающей березовой мыши Нордмана (мышовки южной), а популяции краснокнижных песчаного слепыша — эндемика юга Украины — и емуранчика могли сократиться в два раза.
Осушение водохранилища и наводнение затронули десятки тысяч птиц, включая цапель, караваек, крачек, лысух, камышниц, лебедей-шипунов, в период гнездования, когда у некоторых уже вылупились птенцы. Восстановление численности погибших хищных птиц, например болотных луней, может занять до десяти лет.
Затопление повлияло на редких муравьев и рептилий — краснокнижных степную гадюку и каспийскую хлыстовую змею. Могли пострадать и прыткая ящерица, и разноцветная ящурка. Загрязняющие вещества, попавшие в реку, негативно повлияют и на амфибий, чувствительных к качеству воды.
Из-за осушения Каховского водохранилища, вероятно, исчезнут местные водные и пойменные растения, а высохшая местность заполнится опасными сорняками.
Одним из неочевидных последствий разрушения Каховской ГЭС экологи называют подъем уровня грунтовых вод в национальном парке «Олешковские пески» на левом берегу Днепра: «Вода уже вымачивает корни деревьев и уничтожает животных в норах». Тревогу вызывает и судьба эндемичной березы днепровской; популяции диких орхидей из Красной книги Украины, по словам ученых, тоже под угрозой уничтожения.
Из-за наводнения и подъема грунтовых вод могут частично или полностью пострадать 47 охраняемых природных территорий на обоих берегах Днепра, в том числе национальные парки «Белобережье Святослава» и «Нижний Днепр», Черноморский биосферный заповедник и «Изумрудная сеть». По расчетам UNCG, осушение Каховского водохранилища повлияет по меньшей мере на 11 охраняемых природных территорий, включая нацпарки «Каменская Сечь» и «Великий Луг».
Трупы домашних животных и скота в жаркую погоду будут загрязнять воду и почву, это может привести к распространению инфекционных и вирусных заболеваний, пишут представители Гражданского экологического движения Украины.
В 1950-1970-х годах между селами Днепряны и Корсунка, которые находятся на левом берегу Днепра, закапывали скот, заболевший сибирской язвой. Теперь эти скотомогильники ушли под воду. «Тот район точно был заражен. Там и раньше постоянно проводили мониторинг, брали пробы почвы, но ведь копали неглубоко. Сейчас вода может размыть все. Значит, споры сибирской язвы могут попасть в Днепр и Черное море», — сказала Украинской службе «Би-би-си» эколог Таисия Козак. Она возглавляет в Новой Каховке экологическую организацию «Мама-86».
«Если споры [сибирской язвы], смытые водой, будут потихоньку уходить в море, риск низкий. Если будут нарушения, будут этой водой поить животных, прогноз будет другим», — отметил в разговоре с журналистами глава украинского Минздрава Виктор Ляшко.
Около 700 тысяч человек оказались без доступа к питьевой воде из-за разрушения плотины. Сейчас 90 групп наблюдателей берут пробы в Херсонской и Николаевской областях и уже находят отклонения: в реке Ингулец они зафиксировали значительное превышение допустимых концентраций взвешенных веществ, повышены показатели по аммонийному азоту, нитритам, хлоридам и железу — все это говорит о том, что сточные воды попали в реку.
Загрязненная вода в питьевых колодцах, которые теперь необходимо дезинфицировать, может привести к распространению гепатита А, сальмонеллеза, шигеллеза и острых кишечных инфекций. По словам главного санитарного врача Украины Игоря Кузина, существует риск вспышки холеры из-за смешивания канализационных вод с питьевыми.
«Южные регионы Украины всегда считались потенциально благоприятными для распространения острых кишечных инфекций и холеры из-за теплого влажного климата и высокого уровня грунтовых вод. Однако сейчас риск заболевания увеличился в сотни раз», — подчеркнули в государственном туристическом агентстве.
Главный санврач Кузин утверждает, что эпидемическая ситуация на подконтрольных Украине территориях «прогнозируемая и управляемая». По его утверждению, противоэпидемические бригады и группы химического наблюдения каждый день контролируют состояние воды: «Сформировано 38 точек мониторинга в Одесской, Николаевской и Херсонской областях».
С 19 июня в этих регионах запрещено купаться и ловить рыбу из-за ухудшения показателей речной и морской воды. В море у Одессы выявили положительные результаты РНК ротавируса А и ДНК сальмонеллы, а на местном пляже «Ланжерон» превышены концентрации взвешенных веществ и железа.
Еще одно последствие разрушения ГЭС — невозможность подачи воды для орошения полей в южной части Херсонской области, где выращивают зерно.
Донные отложения Каховского водохранилища с накопившимися там вредными веществами со временем высохнут, и токсичная мелкодисперсная пыль будет разноситься ветром на большие расстояния. Как отмечает Гражданское экологическое движение Украины, это повлияет не только на здоровье людей, но и на урожайность земель.
Из-за затопления будут потеряны плодородные слои почвы, а подъем уровня грунтовых вод не только повысит влажность земли, но и приведет к ее засолению.
«В населенных пунктах, которые не были затоплены, настолько подскочил уровень грунтовых вод, что дома просто начинают уходить в землю. Этого мы не видим по спутниковым снимкам, но слышим от местных жителей», — рассказывает эколог Василюк.
Каховское водохранилище обеспечивало орошение в Днепропетровской, Херсонской и Запорожской областях. В Министерстве аграрной политики и продовольствия предполагают, что «поля на юге Украины уже в следующем году могут превратиться в пустыню». По данным ведомства, на правом берегу было затоплено до 10 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, а на низком левом берегу, оккупированном Россией, объем затопления может быть в несколько раз больше, причем часть территории может так и остаться под водой.
Расследовательский проект «Схемы» публиковал спутниковые снимки компании PlanetLabs, на которых 9 июня был виден уровень обмеления притока, ведущего к охлаждающему пруду Запорожской АЭС. «Энергоатом» заверил, что в пруду пока достаточно воды, так как все шесть энергоблоков станции заглушили — во время «холодной остановки» они не вырабатывают электроэнергию.
«Конечно, уровень воды в пруду будет медленно падать, но есть альтернативные источники снабжения, например подземные скважины. Если российские военные не взорвут ничего или специально не спровоцируют теракт на энергоблоке, аварии не произойдет», — сказали «Схемам» в «Энергоатоме».
Власти Украины только на первых этапах оценили экологический ущерб от разрушения Каховской ГЭС в 55 млрд гривен. Количество экологических беженцев, по оценкам украинских экологов, может достичь 400 тысяч человек — причиной для этого в том числе станет опустошение плодородных земель.
«У Украины есть опыт Чернобыля, который создал огромное количество экологических беженцев, а сейчас у нас второй случай, — говорит Алексей Василюк. — Причем как-то так вышло, что это люди, которые могли бы стать беженцами войны, но не захотели уезжать, а теперь бегут от экологической катастрофы. Называть здесь точные цифры пока нет смысла, можно просто посмотреть на число затопленных городов и сел и их население. Даже если какой-то один дом в углу остался не затопленным, вся инфраструктура там уничтожена».
В UNCG заключили, что масштаб влияния на экосистемы страны после прорыва плотины уже «несравнимо больше, чем экологический ущерб, нанесенный Украине за все время российского полномасштабного вторжения».
Редактор: Егор Сковорода