Владимир Путин во время встречи с «военными корреспондентами» в Кремле. Фото: Гавриил Григоров / пресс-служба президента РФ / ТАСС
На фоне начавшегося наступления ВСУ Путин решил встретиться с «военкорами». Это не первая встреча российского президента с военными пропагандистами, но раньше они не были публичными. В Кремль пригласили сотрудников государственных изданий и некоторых наиболее лояльных телеграм-каналов, а публичных провоенных критиков «СВО» не позвали. «Медиазона» рассказывает, кого пригласили на это собрание, кого не позвали и как отреагировали провоенные авторы на выступление Путина.
Вечером 13 июня президент Владимир Путин встретился в Кремле с так называемыми военными корреспондентами, пропагандистами, которые поддерживают вторжение в Украину и помогают российской армии. В основном на публичной части встречи они задавали президенту разные вопросы о нынешнем положении дел на фронте и последствиях «СВО», а он пространно отвечал с привычными отсылками к истории.
Аналитики вашингтонского Institute for the Study of War полагают, что Путин все больше «осознает, что убежденные сторонники войны являются его ключевым электоратом», и стремится поддерживать главных представителей «ультранационалистического сообщества». Вероятно, таким образом он также надеется защитить Кремль от нападок в случае очередных военных неудач. В то же время «военкоров», которые «более критически» относятся к военным решениям Путина, на встречу не пригласили.
Сотрудник «Комсомольской правды» Александр Коц рассказал, что ранее «военкоры» трижды встречались с президентом в закрытом формате. «Может быть, это каким-то образом сказалось на открытости президента, потому что мне сегодня он показался немножко другим, нежели на предыдущих встречах», — добавил он. В этот раз приглашенным пришлось соблюдать карантин: «Предыдущие встречи в закрытом формате проходили на расстоянии от пяти до десяти метров, и тогда карантин не проводился».
«Мне очень понравился карантин, потому что можно было семь дней сидеть и никуда не ходить», — призналась авторка телеграм-канала «Катруся» Екатерина Агранович. Она добавила, что участников встречи вокруг Путина рассадили по алфавиту.
Александр Сладков из ВГТРК рассказал, что была еще и закрытая получасовая часть встречи. «Закрытая часть беседы была посвящена проблемам воюющих частей. Президент и в первой части, и во второй многое помечал в блокноте и несколько раз комментировал: "Надо же, я об этом не знал...", "Я о таком впервые слышу...", "Сегодня же созвонюсь с Минобороны и обсужу это с ними..."», — заметил он.
С Путиным встречались 18 человек, в основном сотрудники прокремлевских СМИ: Readovka, Russia Today, «Звезды», «Известий», «Комсомольской правды», ВГТРК, НТВ, Первого канала. Были и люди не из официальных структур: авторка телеграм-канала «Катруся» Екатерина Агранович, основатель телеграм-канала WarGonzo Семен Пегов и блогер украинского происхождения Юрий Подоляка.
Некоторые участники, например сотрудники ВГТРК Александр Сладков и Евгений Поддубный, постоянно выступают на федеральных телеканалах и довольно известны. Еще один корреспондент ВГТРК, Сергей Зенин, проявил себя в мае, когда на камеру помог российским военным зарядить пусковую установку «Град» для обстрела. «Помогать военным считается нарушением журналистской этики. И мы всегда этих норм придерживались. Но тут, я уверен, особый случай. На самом деле это раньше было нельзя, а сейчас уже можно. Потому что воюем-то за Родину. И воюем, на самом деле, с фашистами. Поэтому вот им от меня привет», — так он в репортаже объяснял свое поведение.
На слуху имена журналистов «Комсомольской правды» Александра Коца и Дмитрия Стешина. Последний известен по делу БОРН. В двухтысячных Стешин помогал лидеру неонацистской банды Никите Тихонову доставать оружие для убийств.
Агранович прославилась недавно благодаря ютуб-шоу «Подруги Зет». В этом шоу она, бывшая помощница спикера Госдумы Вячеслава Володина Анастасия Кашеварова и волонтерка Ульяна Стриж обсуждают «СВО». В первом выпуске Агранович сказала, что, несмотря на ПТСР, война — это «место, где люди оживают»; подруги ее поддержали.
Во встрече также участвовала корреспондентка Первого канала Ирина Кусенкова. Кроме работы на Первом, она руководит проектом «Народного фронта» «Служба сопровождения ветеранов СВО» и является амбассадором проекта «Все для победы!», проще говоря, собирает деньги для российских военных на фронте и помогает им с реабилитацией после возвращения домой. 8 июня Кусенкова хвасталась, что за полтора месяца «военкоры» собрали 131 млн рублей на «квадроциклы и индивидуальные рюкзаки с незаменимыми принадлежностями».
Одним из тех, кто позволяет себе осторожно критиковать российское военное руководство, был основатель телеграм-канала WarGonzo Семен Пегов. Например, в начале контрнаступления ВСУ он подробно рассказывал о боях в районе Великой Новоселки. 10 июня он писал, что продвижение ВСУ «имеет место быть, но пока что не носит критического характера», а спустя два дня жаловался на нарастающие «тревожные тенденции, которые могут сделать ситуацию на этом фронте критической», и «неадекватные доклады наверх».
На встрече он спросил у Путина, что делать с кадрами, которые пробиваются наверх благодаря умению «вовремя подлизать начальству». Путин ответил, что талантливых военных надо «искать и тащить наверх». «Надо сказать, что и министр [обороны], и начальник Генерального штаба полностью разделяют мою позицию», — добавил он.
Отвечая на другой вопрос, об участии срочников в боевых действиях, Путин похвалил генерал-полковника Александра Лапина, который «лично с табельным оружием шел вместе с солдатами» в Белгородской области. Вероятно, президент имел в виду события после майского рейда Русского добровольческого корпуса. Тогда Коц выложил два видео с генералом Лапиным: на одном он командует группой солдат с криком «Вперед, парни, за родину!», на другом показывает дорогу БТР, который едет по прямой. Неясно, участвовал ли Лапин в боях с РДК, однако эти ролики были опубликованы уже после завершения рейда.
Приглашенные военкоры в целом остались довольны беседой с президентом. Поддубный, Коц и корреспондент «Звезды» Анатолий Бородкин отметили его «осведомленность», «вовлеченность» и «заинтересованность».
«Этой встречей президент верифицировал этот источник информации, признал его не просто заслуживающим доверия — важным, а потому смог уделить военкорам немало времени», — подытожил Стешин. Некоторых близость к президенту и вовсе привела в восторг. «Докладывать Верховному Главнокомандующему то, о чем он в курсе… Это больше адреналина, чем работать под артой противника или бегать под пулеметом ваххабни. Буря эмоций. Папочку передал. Там много… Свою задачу выполнил», — написал корреспондент Russia Today Андрей Филатов.
Крупнейшие телеграм-каналы более чем с миллионом подписчиков «Операция Z: Военкоры Русской Весны» и «Рыбарь» ограничились информационными сводками о встрече Путина с «военкорами».
Однако были и недовольные, которых не позвали. По-видимому, часть претензий связана с внешним видом «военкоров» на приеме в Кремле. Стешин вступился за своего коллегу Пегова, который пришел в кепке: «Пегов на информационном фронте, сложно разделимом с фронтом реальным, сделал для русских людей Новороссии столько, что может ходить хоть с тульским самоваром на голове».
Претензии у бывшего «министра обороны ДНР» Игоря Стрелкова были более серьезными. Стрелков уже давно критикует руководство России, в том числе Путина, за недостаточную решительность в «СВО». В апреле Стрелков объявил о создании «клуба рассерженных патриотов».
Полевому командиру, заочно осужденному на пожизненное Окружным судом Гааги за сбитый пассажирский самолет, не понравилось, что Путин отказался объявлять военное положение и новую волну мобилизации: «Действительно, зачем? Вот когда при следующей мобилизации еще пара сотен тысяч военнообязанных удерет, а диверсий станет в несколько раз больше — тогда еще раз рассмотрим такую возможность…».
На похвалу Путина в адрес Лапина Стрелков отреагировал так: «Это новое слово в военной науке… Господи, кто составлял ему речь? Какой придурок?». Автор «Канала визионера» назвал Лапина «преданным начальству полевым самодуром», который для подчиненных «куда опаснее штабных крыс». Автор некрупного анонимного телеграм-канал Daily War Z тоже удивился «сказкам про Лапина» и попыткам Путина примирить «военкоров» и высшее военное руководство.
Стрелков предположил, что президент «внимательно слушает Конашенкова и считает его основным источником информации о ходе СВО». Его возмутили слова Путина, что надо относиться «с уважением» к Украине. «Раз с уважением к независимой украине, то на кой ляд вообще начали Спецоперацию? Что за бред?» — спросил он.
Создатель женоненавистнического, гомофобного и националистического движения «Мужское государство» тоже оказался недоволен составом гостей на встрече с Путиным. Он выложил фотографию с Путиным и Подолякой и написал: «Полтора года войны, а в стране нихуя не меняется… Эта фотокарточка — наглядная квинтэссенция карикатурности и оторванности государства. Величайшая афера современности. Человек, с которого буквально ржут все, чей контент — это 90% репостов с других охранительских каналов, выступает в качестве рупора народомнения и получает личное одобрение от первого лица страны».
На встрече не было «военкоров», которые явно представляли бы интересы Евгения Пригожина и его соратников. Путин на встрече поддержал требование Минобороны к добровольцам заключить контракты с ведомством. Основатель «ЧВК Вагнера» ответил ему заочно: «Когда мы начинали участвовать в этой войне, то никто не говорил, что мы обязаны будем заключить договоры с Министерством обороны. Никто из бойцов ЧВК "Вагнер" не готов идти опять по пути позора. И поэтому никто заключать договоры не будет».
Крупный «пригожинский» телеграм-канал GREY ZONE полностью проигнорировал встречу Путина с «военкорами», хотя раньше открыто критиковал руководство страны. Автор значительно менее популярного телеграм-канала AP Wagner высказался довольно резко: «Все военные крысы сидели молча и соглашались с тем потоком отборной ахинеи, которую нес Пыпа. Возражать ни по цифрам, ни по целям, ни по методам прекрасной СВО никто не стал. Обычная политика соглашательства. Ты начальник — я дурак».
Командование неонацистского ДШРГ «Русич» сочло Путина слишком мягким. «А мы думаем, нужно ее тотальное уничтожение и принудительная русификация населения. О каком уважении речь?» — говорится в телеграм-канале подразделения. В сентябре Telegram заблокировал первый канал «Русича» из-за «инструкции», как пытать, «утилизировать» пленных украинцев. Наемники завели новый канал.
Редактор: Дмитрий Трещанин