«Вот вам, щенки, от академика». Отрывок из книги о слежке КГБ за Андреем Сахаровым — про поддержку политзаключенных и потасовки в судах
Статья
21 мая 2023, 11:01

«Вот вам, щенки, от академика». Отрывок из книги о слежке КГБ за Андреем Сахаровым — про поддержку политзаключенных и потасовки в судах

Андрей Сахаров и Елена Боннэр. Фото: Радий Цимеринов / Архив Сахарова

Две драки с милиционерами и 20-километровый ночной поход через якутскую тайгу ради встречи с осужденным товарищем — в 102-й день рождения Андрея Сахарова «Медиазона» публикует фрагменты из сборника рассекреченных документов, в которых жизнь нобелевского лауреата и диссидента описана с точки зрения наблюдавших за ним 24 часа в сутки оперативников КГБ.

Приведенные ниже документы опубликованы в книге «Объект наблюдения. КГБ против Сахарова», подготовленной «Мемориалом» и выпущенной издательством Corpus. Из собранных исследователями материалов следует, что спецслужба следила буквально за каждым шагом академика: его квартира с 1970 года была «оборудована техникой секретного подслушивания», а председатель КГБ Юрий Андропов в своих донесениях в ЦК КПСС цитировал рукописи, работу над которыми Сахаров еще не закончил, и его разговоры с 14-летним сыном за уроками. Выбранные «Медиазоной» документы касаются посещения Сахаровым и его женой Еленой Боннэр судов над другими инакомыслящими и мест, где те отбывали наказание. Для удобства читателей мы предваряем публикацию краткой справкой об этих людях (в порядке упоминания).

Елена Боннэр — правозащитница, вторая жена Андрея Сахарова. Будущие супруги познакомились в октябре 1970 года в Калуге на суде над тремя обвиняемыми в распространении самиздата. Это был первый политический процесс, на который решил поехать Сахаров. В зал заседний не пускали слушателей, но выгнать академика, трижды Героя Социалистического Труда сотрудники калужского суда не осмелились. Спустя два года Сахаров и Боннэр поженились.

Мустафа Джемилев — один из лидеров движения за возвращение депортированных крымских татар на родину, член Инициативной группы по защите прав человека в СССР. В общей сложности провел в лагерях и тюрьмах более 15 лет. В 1975 году, незадолго до окончания его третьего срока в колонии, на Джемилева возбудили новое дело по статье 190.1 УК РСФСР (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский строй). В знак протеста он объявил голодовку и держал ее 303 дня, его кормили через зонд. В апреле 1976 года Омский областной суд назначил ему 2,5 года строгого режима.

Андрей Твердохлебов — физик-ядерщик и правозащитник. Вместе с Сахаровым был соучредителем Комитета прав человека в СССР, позже основал советскую секцию Amnesty International. В 1976 году Московский городской суд приговорил его к 5 годам ссылки по статье 190.1 УК РСФСР.

Юрий Орлов — еще один физик-ядерщик и правозащитник. Основатель Московской Хельсинкской группы. В 1978 году Московский городской суд приговорил его к 7 годам лишения свободы и 5 годам ссылки по статье 70 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). В 1986 году Орлова лишили советского гражданства и выслали в США.

О хулиганских действиях САХАРОВА и его жены БОННЭР

Сообщение КГБ в ЦК КПСС

15 апреля 1976 г.

№ 847-А

Секретно

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР информирует о том, что 14 апреля сего года САХАРОВ и его жена БОННЭР совершили хулиганские действия в здании суда города Омска, куда они прибыли в связи с началом судебного процесса над ДЖЕМИЛЕВЫМ, привлеченным к уголовной ответственности за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.

САХАРОВ и БОННЭР пытались войти в зал суда, места в котором были уже заполнены. В ответ на предупреждение дежурных милиционеров о том, что мест в зале нет, САХАРОВ учинил дебош, ударив по лицу двух работников милиции, сопровождая его выкриками: «Вот вам, щенки, от САХАРОВА». БОННЭР также ударила по лицу коменданта здания суда, пытавшегося навести порядок.

САХАРОВ и БОННЭР были задержаны и доставлены в отделение милиции. В письменном объяснении САХАРОВ признал, что он действительно ударил сотрудников милиции, однако пытался утверждать, что сделал это после того, когда представители милиции якобы пытались выкручивать ему руки. На предложение провести медосвидетельствование САХАРОВ категорически отказался. БОННЭР в объяснении заявила, что совершила свои действия преднамеренно и знала, на что она идет. После оформления соответствующих документов САХАРОВ и БОННЭР освобождены.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ АНДРОПОВ

О судебных процессах над ТВЕРДОХЛЕБОВЫМ А.Н. и ДЖЕМИЛЕВЫМ М. и хулиганских действиях САХАРОВА и его жены БОННЭР

Сообщение КГБ в ЦК КПСС

16 апреля 1976 г.

№ 876-А

Секретно

14-15 апреля 1976 года состоялись судебные процессы в г. Москве над ТВЕРДОХЛЕБОВЫМ А.Н. и в гор. Омске над ДЖЕМИЛЕВЫМ М., привлеченными к уголовной ответственности за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.

ТВЕРДОХЛЕБОВ, будучи изобличен многочисленными доказательствами и показаниями 16 свидетелей, признал, что в течение 1970-1976 гг. изготовлял и распространял различные клеветнические документы. В последнем слове он пытался оправдать свои преступные действия демагогическими ссылками на положения Заключительного акта Совещания в Хельсинки, Декларацию прав человека и т. п., в связи с чем суд принял решение лишить его последнего слова. ТВЕРДОХЛЕБОВ приговорен к 5 годам ссылки.

Виновность ДЖЕМИЛЕВА также была доказана в судебном заседании. В последнем слове ДЖЕМИЛЕВ заявил, что он остается на прежних «идейных» позициях и намерен продолжать враждебную деятельность. Суд приговорил ДЖЕМИЛЕВА к 2,5 годам лишения свободы.

Присутствовавшие на судебных заседаниях граждане встретили вынесенные приговоры с одобрением.

Антиобщественные элементы предприняли попытки оказать влияние на ход судебных процессов. Собравшись группой около 35-40 человек у здания Московского городского суда, они пытались вызвать своими выкриками в поддержку ТВЕРДОХЛЕБОВА нарушения общественного порядка.

Прибывшие в г. Омск САХАРОВ и его жена БОННЭР допустили хулиганские действия в отношении работников милиции и представителей общественности. В ответ на отказ дежурных милиционеров пропустить их в зал судебного заседания по причине отсутствия свободных мест САХАРОВ и БОННЭР учинили дебош. Выкрикивая: «Вот вам, щенки, от САХАРОВА» и сопровождая эти слова другими оскорблениями, САХАРОВ ударил по лицу двух работников милиции. БОННЭР также ударила по лицу коменданта здания суда, пытавшегося навести порядок.

Будучи доставленным в отделение милиции, САХАРОВ пытался оправдать свои хулиганские действия тем, что работники милиции якобы выкручивали ему руки. Однако от предложения пройти медицинское освидетельствование для подтверждения этого он категорически отказался. БОННЭР заявила, что совершила свои действия преднамеренно.

Елена Боннэр и Андрей Сахаров. Фото: Радий Цимеринов / Архив Сахарова

Действия САХАРОВА и БОННЭР задокументированы. Они содержат состав преступления, предусмотренного ч. II ст. 191.1 УК РСФСР (оказание сопротивления работнику милиции или народному дружиннику при исполнении этими лицами возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, сопряженное с насилием).

Принято решение ограничиться сделанным САХАРОВУ и БОННЭР официальным предупреждением, не ставя в настоящее время вопрос о привлечении их к уголовной ответственности. Имеется в виду использовать факт совершения САХАРОВЫМ и БОННЭР уголовного преступления в мероприятиях по разоблачению их антиобщественной деятельности.

Сообщается в порядке информации.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ АНДРОПОВ

О злостных хулиганских выходках академика САХАРОВА

Докладная записка КГБ в ЦК КПСС

26 мая 1978 г.

№ 1051-А

Сов. секретно

В последние годы САХАРОВ, открыто попирая действующие в стране законы, встал на путь совершения дерзких уголовных преступлений.

<…>

Игнорируя предупреждение органов власти, 19 мая с. г. у Люблинского районного народного суда г. Москвы, где проходил судебный процесс по делу ОРЛОВА, САХАРОВ вновь учинил дерзкие хулиганские действия, в ходе которых несколько раз ударил по лицу работника милиции, пытавшегося предотвратить нарушение общественного порядка со стороны САХАРОВА и его жены БОННЭР.

Действия САХАРОВА задокументированы. Они содержат состав преступления, предусмотренного ч. II ст. 206 и ч. II ст. 191 УК РСФСР (злостное хулиганство и оказание сопротивления работнику милиции или народному дружиннику при исполнении этими лицами возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, сопряженные с насилием). Органами милиции решается вопрос об ответственности САХАРОВА.

Учитывая изложенное, а также крайне отрицательную реакцию советской общественности в связи с непринятием законных мер в отношении САХАРОВА, систематически допускающего хулиганские действия, считали бы целесообразным довести настоящую информацию до сведения Президиума Академии наук СССР для последующего обсуждения его преступного поведения в Академии наук СССР.

Просим согласия.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ АНДРОПОВ

О поездке САХАРОВА к ТВЕРДОХЛЕБОВУ, отбывающему ссылку в Якутской АССР

Сообщение КГБ в ЦК КПСС

26 августа 1976 г.

№ 1924-А

В апреле с. г. Московским городским судом за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, был осужден к пяти годам ссылки ТВЕРДОХЛЕБОВ А.Н., один из ближайших единомышленников академика САХАРОВА. Местом отбывания ссылки ТВЕРДОХЛЕБОВУ определили поселок Нюрбачан Якутской АССР.

Как известно, САХАРОВ и его жена не присутствовали на судебном процессе над ТВЕРДОХЛЕБОВЫМ, так как находились в другом городе.

Однако, желая оказать моральную поддержку ТВЕРДОХЛЕБОВУ и сгладить негативную реакцию своих друзей по этому поводу, САХАРОВ и БОННЭР 13 августа с. г. вылетели из Москвы в районный центр Якутии Нюрбу. Их неоднократные попытки воспользоваться каким-либо видом транспорта с тем, чтобы добраться до поселка Нюрбачан, находящегося в 20 километрах от Нюрбы, успеха не имели. В результате чего САХАРОВЫ отправились ночью пешком. По их выражению, натерпевшись страха, они в 3 часа ночи 15 августа прибыли к ТВЕРДОХЛЕБОВУ. В беседе с ним они неоднократно возмущались отказом местных жителей довезти их до дома ТВЕРДОХЛЕБОВА. Беседы САХАРОВЫХ с ТВЕРДОХЛЕБОВЫМ носили преимущественно бытовой характер.

Во время прогулки по тайге САХАРОВ повредил ногу, в связи с чем в Москву возвратился на костылях, а в настоящее время на больную ногу наложен гипс.

В последнее время САХАРОВ довольно часто выезжает в различные города Советского Союза, где, как правило, принимает участие в антиобщественных акциях. Во время таких поездок САХАРОВА не исключена любая неожиданность, несчастный случай и т. п., что противником может быть выдано за преднамеренную акцию против САХАРОВА.

В связи с изложенным Комитет госбезопасности полагал бы целесообразным по линии Отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС поручить Президиуму Академии наук СССР провести с САХАРОВЫМ беседу, в которой указать ему на нежелательность поступков, в результате которых он может оказаться в условиях, грозящих его здоровью.

Просим рассмотреть.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ АНДРОПОВ

Выписка из рабочей записи заседания Политбюро ЦК КПСС

8 июня 1978 г.

Сов. секретно

Председательствовал тов. БРЕЖНЕВ Л.И.

Присутствовали т.т. Андропов Ю.В., Гришин В.В., Громыко А.А., Кулаков Ф.Д., Пельше А.Я., Суслов М.А., Устинов Д.Ф., Демичев П.Н., Кузнецов В.В., Пономарев Б.Н., Соломенцев М.С., Черненко К.У., Долгих В.И., Рябов Я.П., Русаков К.В.

11. О Сахарове

БРЕЖНЕВ. На днях тов. Андропов Ю.В. информировал меня о том, что Сахаров все больше распоясывается, ведет себя просто по-хулигански. Дело дошло до того, что он вместе с женой вступил в драку с милиционером около здания суда, когда проходил процесс над Орловым.

Причины нашего сверхтерпеливого отношения к Сахарову вам известны, но всему есть предел. Оставлять его выходки без реакции нельзя. Было предложение о том, чтобы обсудить поведение Сахарова на Президиуме Академии наук. Наверное, нужно это сделать.

Члены Политбюро, кандидаты в члены Политбюро и секретари ЦК поддерживают это предложение.

Редактор: Дмитрий Ткачев

Источник: «Объект наблюдения. КГБ против Сахарова» (Москва, НИПЦ «Мемориал», 2022).