Украинские солдаты возле Бахмута, Украина, 15 мая 2023 года. Фото: Libkos / AP
На прошлой неделе украинские военные после долгих месяцев обороны Бахмута перешли в локальное контрнаступление. По наблюдениям военных аналитиков, пока продвижение ВСУ на окраинах города имеет весьма скромный успех, но в первые же дни оно вызвало панику среди российских военкоров, а основатель «ЧВК Вагнера» Евгений Пригожин успел обвинить регулярную армию в бегстве с поля боя. «Медиазона» кратко рассказывает, как за последние дни изменилась ситуация вокруг осажденного Бахмута.
Первые сообщения об успешном, хотя и незначительном продвижении украинских сил в районе Бахмута начали появляться 9–10 мая.
Американский Институт изучения войны (ISW) со ссылкой на украинские источники отмечал, что ВСУ удалось уничтожить две роты 72-й мотострелковой бригады 3-го армейского корпуса и продвинуться на 2,6 километра вдоль трехкилометровой линии фронта в районе города. ISW пришел к выводу, что проблемы россиян усугубляются продолжающимися атаками на истощение в районе Бахмута, что, вероятно, и ограничивает их способность отбивать локальные украинские контратаки.
О начале «реализации операции по окружению» российских сил на Бахмутском направлении 11 мая писал и военкор Евгений Поддубный. Вообще, этот день был богат на панические посты в провоенных российских телеграм-каналах: о начале контрнаступления Украины объявили также Анастасия Кашеварова и Александр Коц.
Основатель «ЧВК Вагнера» Евгений Пригожин, который уже давно открыто конфликтует с Министерством обороны, 11 мая и вовсе утверждал, что подразделения регулярной армии РФ без боя сдают позиции в районе Бахмута.
«Ситуация на флангах складывается по наихудшему из прогнозируемых сценариев. Те территории, которые кровью и жизнями наших боевых товарищей брались много месяцев, каждый день проходя по десяткам или сотням метров, сегодня без боя бросаются теми, кто должен удерживать наши фланги», — говорил он в аудиосообщении, распространенном пресс-службой.
Минобороны ответило официальным обращением, в котором подчеркивалось, что «заявления, распространенные отдельными телеграм-каналами об имевших место "прорывах обороны" на различных участках линии боевого соприкосновения, не соответствуют действительности».
Однако уже на следующий день, 12 мая, ведомство подтвердило, что украинские военные действительно предприняли попытку наступления в районе Бахмута, но его удалось остановить. Позже в Минобороны все же признали, что украинская атака оказалась успешной, и отметили, что российские войска «с целью повышения устойчивости обороны» отошли на «рубеж с учетом выгодных условий Берховского водохранилища».
По мнению OSINT-исследователя Эмиля Кастехельми, активность ВСУ под Бахмутом может свидетельствовать о начале масштабного контрнаступления. Он предполагает, что украинцы атакуют окраины города, чтобы заставить Россию перебросить под Бахмут резервы, оголив тем самым другие участки фронта.
«Продвижение наших войск на Бахмутском направлении — это первый успех наступательных действий в ходе проведения операции по обороне Бахмута, — сказал командующий сухопутными войсками ВСУ Александр Сырский. — Последние несколько дней показали, что мы можем двигаться вперед и уничтожать врага даже в таких сверхсложных условиях».
На фоне майского продвижения украинских сил Минобороны России сообщило о гибели под Бахмутом двух полковников — Вячеслава Макарова и Евгения Бровко. Первый был командиром мотострелковой бригады. Его подчиненные, сообщили в ведомстве, отразили две атаки украинской армии и уничтожили «три танка, четыре боевые машины пехоты и два бронеавтомобиля». Макарова ранили во время третьей атаки, он умер, когда его пытались эвакуировать. Бровко служил заместителем командира армейского корпуса по военно-политической работе. Он, как отметили в Минобороны, «героически погиб, получив множественные осколочные ранения».
Военный обозреватель «Би-би-си» Павел Аксенов назвал гибель двух офицеров «тревожным знаком» для российской группировки войск. Комментируя смерть Макарова, журналист отметил, что командир такого уровня «не должен командовать боем, находясь на передовой». «И если такой офицер отправился на передовую и сам стал отдавать приказы на поле боя, то это может означать проблемы с командованием, когда нижестоящие офицеры не способны руководить своими подразделениями, была нарушена связь, и либо противник прорвался к самому командному пункту и атакует его непосредственно», — пишет Аксенов.
По словам замминистра обороны Украины Анны Маляр, уже к 12 мая на Бахмутском направлении ВСУ удалось продвинуться на два километра.
При этом официальный представитель Восточной группы войск Украины полковник Сергей Череватый подчеркивал, что главная цель Украины на этом участке фронта — уничтожать отдельные сосредоточения российских войск и окружить город, а не вести лобовой штурм.
12 мая Череватый говорил, что украинские силы освободили в районе Бахмута 17,3 квадратных километра территории, а 13-го добавил, что в некоторых районах они продвинулись вглубь еще на 300 метров.
14 мая Анна Маляр сообщила, что украинские войска продолжают двигаться по пригородам Бахмута: подразделениям ВСУ только за день удалось захватить более десяти позиций россиян на северных и южных окраинах города, зачистить лесной массив в районе Ивановского и взять пленных, численность которых Маляр не уточнила.
По оценке ISW на 13 мая, в ходе недавних контратак украинские силы освободили в районе Бахмута 16,85 квадратных километра. Впрочем, визуального подтверждения новых украинских позиций вокруг Бахмута пока нет, подчеркивали аналитики. Но в следующей сводке ISW отмечал, что и 14 мая украинские силы продолжили контрнаступление в районе Бахмута.
Евгений Пригожин, в начале мая грозивший вывести подразделения «ЧВК Вагнера» из Бахмута, если Минобороны не обеспечит их снарядами, 14-го числа утверждал, что наемники продолжают штурмовать город. Он рапортовал, что подразделения «ЧВК Вагнера» «продвинулись до 130 метров в так называемом гнезде и вокруг него».
«Под контролем противника 1,69 квадратных километра. Штурмовые группы "ЧВК Вагнера" заняли 91 тысячу метров, за день было освобождено девять многоэтажных домов», — говорил Пригожин. По его словам, всего под контролем украинцев остаются 20 многоэтажных домов в «гнезде Бахмута».
Уже вечером 15 мая он выпустил двусмысленное аудиосообщение, в котором признал, что «фланги потихоньку сыпятся, но это некритично и не мешает подразделениям "ЧВК Вагнер" продвигаться вперед».
На фоне продвижения ВСУ в пригородах Бахмута газета Washington Post со ссылкой на секретные документы Пентагона сообщила, что Пригожин предлагал сотрудникам украинской разведки информацию о позициях регулярной российской армии в обмен на отход ВСУ из Бахмута. Основатель «ЧВК Вагнера» якобы тайно встречался с представителями Украины где-то в Африке, но те отказались от сделки из-за недоверия к бизнесмену, утверждает издание.
В одном из перехваченных разговоров, на которые ссылается газета, руководитель украинского ГУР Кирилл Буданов предполагал, что после этих переговоров россияне могут попытаться представить Пригожина украинским агентом.
Публикацию WP сам Пригожин прокомментировал в обычной для себя издевательской манере: «Да, конечно, могу подтвердить эту информацию, нам вообще нечего скрывать от зарубежных спецслужб. Мы с Будановым до сих пор находимся в Африке».
Позже Пригожин ответил на утверждения Washington Post более развернуто. Он сказал, что не посещал Африку как минимум с начала «специальной военной операции», и назвал информацию издания «домыслами». Пригожин предположил, что либо журналисты попытались «хайпануть», либо кампанию против него ведут «товарищи с Рублевки». «Если по факту сказать, то, конечно же, на меня будут пытаться налить говна столько, сколько у них сил хватит», — сказал бизнесмен.
Редактор: Дмитрий Ткачев
Обновлено в 21:23. Добавлена цитата из свежего аудиосообщения Евгения Пригожина о сыпящихся флангах, она же вынесена в заголовок.