Иллюстрация: Соня Владимирова / Медиазона
За последние сутки как минимум пять регионов России подверглись атаке беспилотников. Над Петербургом временно закрыли небо для гражданской авиации и подняли в воздух истребители — по версии Минобороны, из-за внезапных учений. «Медиазона» попыталась разобраться, что все это значит.
Утром 28 февраля стало известно о взрывах и пожаре на территории нефтебазы «Роснефти» в Туапсе. Местные власти утверждали, что речь идет о возгорании в хозяйственном строении. Shot со ссылкой на источник писал, что в ста метрах от нефтехранилища взорвались два беспилотника, начиненные взрывчаткой. Никто не пострадал. «Взрывом немного повредило здание бойлерной, рядом обнаружили две воронки глубиной около полутора метров», — добавил Shot.
Позже Минобороны России сообщило, что украинские войска попытались атаковать беспилотниками «объекты гражданской инфраструктуры» в Краснодарском крае и Адыгее. «Подразделениями радиоэлектронной борьбы ВС РФ БПЛА были подавлены. Оба беспилотника потеряли управления и отклонились от траектории полета. Один БПЛА упал в поле, другой беспилотник, отклонившись от траектории, не нанес вреда атакуемому объекту гражданской инфраструктуры», — говорится в сообщении.
Глава Адыгеи Мурат Кумпилов рассказал, что в поселке Новый Гиагинского района упал летательный аппарат. «Самое главное — нет жертв и пострадавших. Есть незначительное разрушение хозяйственной постройки животноводческой фермы», — написал он.
Shot со ссылкой на источник сообщил, что это мог быть БПЛА советского производства — «Стриж» или «Рейс». На месте падения аппарата обнаружили две воронки: «Диаметр воронок — около двух метров, а глубина — около полуметра, рядом разбросаны металлические обломки».
Утром 27 февраля сообщалось, что три дрона-камикадзе атаковали объект в Брянской области, недалеко от границы с Украиной. Об этом без указания источника рассказали Baza и Astra. По версии Baza, атакована была вышка связи; Astra уточняла, что речь идет о вышке в Севском районе, в которой находился пункт технического наблюдения пограничного управления ФСБ. Губернатор Александр Богомазов не упомянул об этой атаке, но сообщил о другом инциденте: «Сегодня над Суражским районом ВС Российской Федерации сбит БПЛА ВСУ. Пострадавших и разрушений нет».
Вечером 27 февраля губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что в Белгороде обнаружили обломки трех беспилотников. «Пострадавших нет, но есть разрушения: где-то выбиты окна, где-то незначительно повреждены автомобили», — написал он. Мэр Белгорода Валентин Демидов, приехавший на место происшествия, рассказал, что один «БПЛА залетел в окно квартиры». Кроме того, Mash писал, что российские военные также сбили украинский беспилотник, который, вероятно, летел в сторону электрической подстанции.
Американское издание The War Zone назвало беспилотники, атаковавшие Белгород, «новым типом дронов-камикадзе». «Изображения беспилотников позволяют предположить, что это могли быть аппараты украинских войск, которые частично превратили в оружие за счет добавления британских зарядов взрывчатого вещества», — говорится в заметке.
Днем 28 февраля беспилотник упал около деревни Губастово в подмосковном городском округе Коломна. Об этом сообщил губернатор региона Андрей Воробьев. «Целью, вероятно, был объект гражданской инфраструктуры, он не пострадал. Жертв и разрушений на земле нет», — написал он. Рядом с местом падения расположена газокомпрессорная станция «Воскресенск», принадлежащая «Газпрому». Руководство станции заверило, что «на работу [это] никак не повлияло».
Ранее Shot и Baza писали, что это был беспилотник UJ-22 Airborne, которые производит компания «Укрджет». «Наш источник сообщает, что, вероятно, дрон резко потерял высоту (возможно, кончилось топливо), зацепился за деревья и повредил крыло, поэтому и упал», — добавил Shot.
Первоочередная цель массовой атаки беспилотников — психологическое давление, считает военный аналитик Кирилл Михайлов. «[Главнокомандующий ВСУ] Залужный в своей статье еще в сентябре говорил, что наличествует определенный имбаланс, что россияне могут использовать свои дальнобойные средства огневого поражения по всей территории Украины (с поправкой, конечно, на усиление украинской ПВО), а Украина не может бить туда, куда захочет, — отметил он в разговоре с "Медиазоной". — Это говорилось в том плане, что Запад должен поставлять что-то более дальнобойное и позволять Украине бить по территории России, но, как мы видим, пока этого не произошло. Поэтому украинцы стараются собственные возможности так или иначе развивать с помощью беспилотных летательных аппаратов».
По мнению аналитика, такая атака могла быть связана и с желанием украинских властей «принести войну в Россию, потому что для большинства россиян все-таки война где-то там происходит». Он также предполагает, что атака могла быть приурочена к годовщине российского вторжения, но задержалась из-за каких-то проблем.
Кроме психологического эффекта, в таких действиях есть и стратегический смысл: появление украинских беспилотников в тылу заставляет российские войска «растягивать собственные системы противовоздушной обороны», говорит Михайлов. «Каждый "Панцирь", который находится на крыше Минобороны, находится не на фронте и не будет заниматься сбитием украинских беспилотников или каких-то ракет», — отмечает исследователь.
Вероятно, самым громким событием дня стало временное закрытие неба над Петербургом, но неясно, имеет ли это отношение к атаке беспилотников в других регионах. СМИ писали, что решение властей было связано с неизвестным летательным объектом, зафиксированным в 160–200 километрах от города. Baza утверждала, что в небо подняли истребители. Спустя примерно час самолеты снова начали пускать в воздушное пространство над Петербургом.
В Минобороны объяснили эти события тренировкой сил ПВО «по взаимодействию с гражданскими органами управления воздушным движением». «В практической части тренировки были задействованы истребители из состава дежурных сил ПВО Западного военного округа, которые совершили вылеты для отработки вопросов перехвата и идентификации условной цели нарушителя», — добавили в ведомстве.
Военный аналитик Кирилл Михайлов считает, что российские власти будут умалчивать о том, что произошло на самом деле. «Конечно, такие внезапные учения выглядят достаточно странно, причем только в одном населенном пункте, которых раньше не было, — отмечает Михайлов. — Так что, возможно, да, действительно, пытались использовать еще один беспилотник. Но если это так, то это уже как-то очень далеко от украинской границы. Такие возможности украинские беспилотники ранее не демонстрировали. Разумеется, российские власти ничего не расскажут, потому что признавать, что украинские беспилотники летают в Ленинградской области — это уже, как бы, несколько бьет по престижу».
Редактор: Мария Климова