Рендер применения GLSDB. Изображение: Saab Group
Ранним утром 1 февраля агентство Reuters со ссылкой на двух неназванных американских чиновников сообщило, что США планирует поставку Украине вооружения на сумму 2,2 миллиарда долларов, в том числе и ракет GLSDB, чья дальность поражения составляет 150 километров. Почему эти «бомбы с крыльями» принципиально важны для Украины, как они устроены, сможет ли их сбить российское ПВО и почему наличие такого вооружения сможет изменить логистику и ход боевых действий, «Медиазона» выяснила у трех военных экспертов.
Первые поставки западных РСЗО — ракетных установок HIMARS и M270 — в Украину начались в июне 2022 года, до этого в распоряжении страны были только советские установки.
В декабре The Wall Street Journal писала, что США за полгода поставили Украине 20 ракетных установок HIMARS. Применение этих систем серьезно повлияло на логистику и изменило расположение командных пунктов российской армии, говорит военный аналитик Кирилл Михайлов. В первую очередь, россиянам пришлось переносить стратегически важные объекты гораздо дальше от линии фронта.
«Российская логистика завязана на железной дороге и предусматривает массовую выгрузку боеприпасов в районе так называемого "конечного выгрузочного пункта" — там, откуда поезд дальше не пойдет, потому что дальше фронт, — объясняет он. — Мы все помним кадры постоянно взрывающихся огромных складов [с боеприпасами]. Сейчас крупные командные пункты, логистические базы и так далее не размещаются в пределах, условно, ста километров от фронта — туда HIMARS не "застрелит"».
Как исключение Михайлов вспоминает ракетный удар по базе мобилизованных в Макеевке в новогоднюю ночь. «Видимо, расположение мобилизационного полка в Макеевке ценным объектом не является, поскольку человек ценится в России невысоко», — горько при этом шутит он.
В случае, если Украина получит дальнобойные ракеты GLSDB от США — их предполагаемое количество и сроки поставки пока не называют — российской армии придется еще дальше отодвинуться от линии фронта, что значительно усложнит подвоз боеприпасов, добавляет Михайлов. Но и на этом потенциальные проблемы россиян не заканчиваются.
«Это бомба, к которой приделан ракетный реактивный двигатель, и после выстрела, когда она набирает высоту и скорость, на ней раскрываются крылышки — и уже летит сама дальше, планируя», — объясняет «Медиазоне» устройство GLSDB военный аналитик Юрий Федоров. Он добавляет, что такой вид оружия достаточно точно попадает в цель, потому что может корректировать свою траекторию с помощью встроенной спутниковой навигации.
По данным Reuters, GLSDB производят американская компания Boeing и шведская Saab Group, их дальность составляет 150 километров. Одна такая бомба способна пробить «до одного метра железобетона», пишет военное издание TopWar.
«Изначально это корректируемая авиабомба — но запускается она не с современных самолетов, которые Украине пока не дают, а с помощью старых некорректируемых ракет от тех же HIMARS и M270, которые выводят ее на достаточную высоту, — говорит Кирилл Михайлов. — GLSDB к ним приделывают и, после того как эта ракета отработает как своеобразная разгонная ступень, GLSDB отделяется. Дальше бомба раскрывает крылья и продолжает корректируемый полет».
Из-за небольших габаритов российским военным будет сложнее сбить GLSDB, уверен эксперт по внешней оборонной политике Павел Лузин. С коллегой согласен аналитик Федоров.
«Способность российской армии сбить такую ракету небольшая, поскольку само это устройство — летающий боеприпас — имеет очень маленькую эффективную отражающую способность, — говорит он. — Это такая доля радиолокационного излучения, которая, попадая на объект, отражается и доходит до антенны радиолокатора. А поскольку сам по себе размер ракеты небольшой, то и отраженный сигнал — и, соответственно, способность радиолокатора засечь этот летающий объект — очень малы. Чем слабее отраженный сигнал радиолокатора, тем на меньшей дальности радиолокатор способен увидеть этот летающий объект».
Диаметр такого боеприпаса составляет 20 сантиметров, уточняет Кирилл Михайлов. По его мнению, небольшие размеры GLSDB действительно усложнят задачу ПВО — особенно в случае залпового выстрела — однако сама траектория падения бомбы может сделать ее уязвимой.
«Российское ПВО предназначена, по большому счету, для классических целей вроде самолетов, крылатых ракет и малых дронов, — говорит Михайлов. — Она не приспособлена для подобных ракет и, скорее всего, залп из шести ракет достигнет цели. После сброса GLSDB не падает, как обычная бомба, а планирует, корректируя свой курс по GPS и прилетает в нужную точку. Пока летит, она выглядит как цель, которую можно сбить. Но малоразмерная — поэтому вопрос в том, можно ли по ней попасть».
Использование дальнобойного вооружения сильно усложнит логистику российской армии, считают эксперты. «Российским войскам придется отодвигать крупные базы снабжения дальше в тыл, а в зоне поражения максимально распределять материальные запасы, что увеличит организационные и временные издержки, а также сократит возможности для концентрации войск», — говорит Павел Лузин.
Зона доставки боеприпасов тоже отдалится от линии фронта — либо российская армия будет вынуждена меньше использовать артиллерию. The New York Times еще в сентябре со ссылкой на источники в американской разведке писала о проблемах с поставками артиллерийских снарядов и ракет.
«Живую силу, боеприпасы, все прочее придется перебрасывать не на несколько десятков километров, как сегодня, а на 110-120 километров, — рассуждает Юрий Федоров. — Это потребует либо в два раза увеличить количество грузовиков, либо в два раза снизить поток доставляемых боеприпасов».
Кроме того, в зону риска обстрелов попадает территория, которую привыкла контролировать российская армия — Крым и оккупированные территории Украины.
Снаряд GLSDB сможет легко долететь до севера полуострова, где находятся важные логистические узлы российской армии, говорит Кирилл Михайлов.
«Или та же Алексеевка Херсонской области на фактически границе с Крымом, — перечисляет он. — Джанкой, Армянск — там находятся много ремонтных баз, тоже логистических объектов полно. Ну и в любом случае, это ухудшает российскую логистику еще сильнее. И может улучшить перспективу украинского наступления в этом направлении — если не в сам Крым, то, по крайней мере, с далеким прицелом выйти на Херсонскую границу с Крымом. Но, опять же, все упирается в количество и сроки поставки».
Аналитик Юрий Федоров называет «относительно дешевым» производство одного боеприпаса GLSDB — около 40 тысяч долларов за штуку. Благодаря высокой точности поражения таких ракет требуется меньше: по его оценке, США может поставить Украине «несколько сотен» GLSDB.
«При этом нужно иметь в виду, что высокая точность позволяет снизить количество ракет, которые необходимы для поражения того или иного объекта. Если точность невысокая — значит, для поражения, ну, скажем, условно говоря, танка или танковой роты нужно несколько десятков ракет, которые будут бить по площадям — так, как это происходит с российскими системами, "Град", "Ураган" и так далее. Если точность высокая — ну, скажем, один-два метра, ну тогда достаточно, скажем, двух ракет для поражения одного объекта. А у других систем доставки нужно несколько десятков [ракет]. Вот и считайте».
В конце января канцлер Германии Олаф Шольц спустя почти месяц переговоров между союзниками по НАТО пообещал передать Украине первые 14 танков Leopard II. Cпустя еще несколько дней The Washington Post со ссылкой на источники в Вашингтоне сообщил, что США специально произведут 31 танк Abrams M1A2 без урановой брони для украинских военных. Также США пошлют примерно по сотне гусеничных БМП Bradley, колесных БМП Stryker и бронетранспортеров M113, а Франция пообещала передать Украине часть из своих 248 бронемашин AMX-10 RC. Великобритания и Польша в начале января также пообещали Украине танки. Кроме того, в Украину отправятся боевые машины из других стран — немецкие Marders и шведские CV90.
«Мне кажется, на Западе поняли, что Украине победить просто советским оружием невозможно, — рассуждает Кирилл Михайлов. — И запасы его конечны. Также это может быть связано с тем, что Россия объявила мобилизацию — то преимущество в живой силе, которое было у Украины, пока Россия воевала профессиональной армией (которая постоянно истощалась), в целом если и не сведено на нет, то существенно ограничено».
Украинской армии остро не хватает средств дальнего поражения — их наличие у России остается весомым преимуществом последней.
«В Украине нигде нельзя чувствовать себя в безопасности, российские ракеты могут полететь куда угодно — мы все это наблюдали, — говорит Михайлов. — И это российское преимущество никак не нивелировано. Хотя украинцы пытаются создавать собственные далеко летящие дроны или использовать советские доработанные реактивные беспилотники — но, тем не менее, это все полумеры. Именно массовые поставки дальнобойного оружия — это то, что должно хоть как-то уравнять шансы, даже если это оружие не будет применяться по территории России».
У США для той же системы HIMARS есть и более дальнобойные ракеты ATACMS — они способны поражать цель на расстоянии до 300 километров. Однако, как пишет Reuters, Вашингтон отклонил просьбу Украину об их поставках.
«ATACMS — конечно, мечта, в том плане, что она, во-первых, баллистическая — ее довольно сложно сбивать, — продолжает Михайлов. — Россиянам их сбивать удавалось, конечно, но это были более старые ракеты вроде "Точки-У", когда их запускали по территории России. Но, тем не менее, это достаточно сложно, тем более если их будут запускать в достаточном количестве, чтобы делать залп из нескольких ракет, то как и в случае с HIMARS, мимо одна да пролетит. А также такая ракета в 2,5 раза мощнее ракеты HIMARS, и это означает, что будет покрытие практически всей оккупированной территории Украины».
Из-за того, что Россия может посчитать эскалацией конфликта поставку Украине столь мощного вооружения, американцы действуют аккуратно, считает Михайлов.
«Разумеется, Украине хотелось бы наносить удары по всей территории Крыма, а в идеале и по приграничным территориям России, — говорит он. — Но США на это не согласятся».
Юрий Федоров считает, что между странами действует негласная договоренность не запускать дальнобойные ракеты по территории России.
«Договора как некого международного документа не существует, а есть, как говорят дипломаты, "взаимное понимание", — рассуждает он. — Грубо говоря, американцы могли сказать Украине: "Если вы будете стрелять этими боеприпасами по территории России за пределами границ 1991 года, мы подумаем о том, стоит ли вам такие боеприпасы поставлять". В ответ украинцы могли сказать: "Да, конечно, понимаем". Это не договор, а обмен предупреждениями. Думаю, что-то в таком духе существует».
00:36 Дополнена цитата Юрия Федорова
Редактор: Дмитрий Трещанин