Андрей Медведев. Кадр: Гулагу-нет Официальный канал / YouTube
Бывший командир подразделения «ЧВК Вагнера» Андрей Медведев уехал в Норвегию, чтобы попросить политическое убежище. Летом мужчина отправился воевать в Украину, а через несколько месяцев сбежал с передовой и сообщил правозащитникам о казнях отказывающихся воевать наемников и пленных украинских военных. «Медиазона» коротко пересказывает историю Медведева и его воспоминания о службе в ЧВК.
«Услышал два выстрела, пули прям просвистели так рядом, я достал, сломал телефон, выкинул в лес. И развернулся и прям через лед побежал на свет домов, там буквально, может, расстояние где-то километра два — два с половиной было, и я просто бежал, бежал, бежал, бежал, бежал. Ну и [российские пограничники] видимо, за мной побоялись бежать [из-за тонкого льда], собаку отпустили, она там, как я понял, запуталась в путанке, в проволоке, в сугробе. <…> И добежал уже до населенного пункта», — так бывший командир отделения «ЧВК Вагнера» Андрей Медведев, рассказавший о массовых расстрелах отказников и пленных, описывает свой недавний побег в Норвегию.
О том, что Медведев смог покинуть Россию, рассказал вчера основатель Gulagu.net Владимир Осечкин. В опубликованном правозащитником видео Медведев говорит, что перешел границу в районе населенного пункта Никель в Мурманской области.
В Норвегии Медведева задержали полицейские и пограничники, ему предъявили обвинение по статье о незаконном пересечении границы. Сейчас бывший наемник находится в центре для мигрантов в Осло.
Впервые о Медведеве стало известно в конце ноября, после того как он обратился в Gulagu.net.
«На войне у наемников нет имен и фамилий, друг друга знают лишь по позывным, — писал основатель правозащитной организации Владимир Осечкин. — Но Андрей Медведев, воевавший под позывным Джога, решил нарушить режим молчания и послушания, вышел из созданной спецслужбами и Пригожиным преступной организации и приехал в штаб-квартиру НВФ "ЧВК Вагнера", чтобы отдать жетон и публично отречься от "Вагнера". Но, как это часто бывает у мафий, "вход — рубль, выход — жизнь", и буквально сразу СБ Евгения Пригожина и их сообщники в УМВД по СПб и ЛО незаконно начали розыск Медведева, подключив к этому оперативников УФСБ и уголовного розыска УМВД».
Осечкин опубликовал короткое видео с рассказом Медведева. Сидя в машине, мужчина представляется и объясняет, что 6 июля 2022 года подписал четырехмесячный контракт с «ЧВК Вагнера». Когда договор кончился, Медведев захотел уйти, но узнал, что руководство «в одностороннем порядке» продлило контракт сначала на шесть, а потом и на восемь месяцев.
После этого на записи наемник выходит из машины и идет, как отмечается в публикации, к «центральному офису» ЧВК в Петербурге; снимает Медведева его знакомый. Их окликает охранник, командир отделения отдает несколько удивленному мужчине жетон, говорит: «Всего доброго» — и уходит.
На следующий день, пишет Gulagu.net, Медведева начали разыскивать силовики. Они нашли знакомого Медведева, который подвозил Андрея к центру, и требовали, чтобы он сообщил, где скрывается боец «ЧВК Вагнера».
В середине декабря Владимир Осечкин опубликовал большое интервью с бывшим наемником, в котором тот рассказал подробности о своей службе в «ЧВК Вагнера».
Медведеву 26 лет, он уроженец Томской области. Детство мужчина провел в детском доме — его мать умерла, а отца он не знал. Он говорит, что не получил положенной сиротам квартиры и государство ему «ничем не помогло, даже подъемные деньги и то пришлось выбивать», но в остальном о прошлом до подписания контракта с ЧВК говорить не захотел.
По словам Медведева, согласно подписанным документам, наемники в Украине официально занимаются «охраной стратегически важных объектов и сбором информации», а не воюют. В ЧВК его назначили командиром 1-го отделения 4-го взвода 7-го штурмового отряда.
«Как только заехали, вышли на выполнение боевой задачи, из нашего взвода — 30 человек — осталось всего четверо в живых», — говорил мужчина.
Вскоре, рассказывал Медведев, его перестали устраивать «бессмысленная война, тупые приказы и беспредел со стороны командования», и он стал ждать окончания контракта. Через четыре месяца он попросился в отпуск, но ему отказали: оказалось, что его контракт продлен. Когда наемник высказал недовольство, его «посадили на яму». Оттуда он смог сбежать на территорию России, утверждал бывший вагнеровец.
После того как Медведев сдал жетон, «начались репрессии», и его стали разыскивать не только служба безопасности «ЧВК Вагнера», но и МВД и ФСБ. По его словам, сначала он сам хотел попросить помощи у спецслужбы, но во время первого звонка ему сказали: «Звоните Пригожину», а во время второго спросили: «Разве "ЧВК Вагнера" существует?».
«Если я буду ими пойман, буду ликвидирован, — говорил Медведев Осечкину. — Либо будет казнь, расстрел, не знаю, на что у них фантазии хватит, в любом случае я буду не живой».
Судя по тому, что рассказывал Медведев правозащитникам и журналистам, у него были веские причины опасаться, что его убьют. По его словам, после того как в «ЧВК Вагнера» стали вербовать заключенных, в практику вошли казни отказников и дезертиров.
Летом стало известно, что по российским колониям ездят вербовщики «ЧВК Вагнера» и лично Евгений Пригожин. Заключенных зазывали на войну, обещая деньги и помилование через полгода, но и сразу предупреждали, что за дезертирство последует расстрел.
«Я был свидетелем нескольких таких моментов, расстрелов осужденных, их выводили специально перед другими заключенными и публично казнили в целях запугивания», — говорил Медведев.
Он утверждал, что ему достоверно известно о десяти казнях, а сам он «косвенно» присутствовал при двух. «Были еще моменты, но я как бы не стоял, я ушел оттуда, — говорил Андрей. — Я старался избегать таких ситуаций, так как садизм не у меня в крови».
По его словам, казнями занималась специальная группа службы безопасности «ЧВК Вагнера» МЕД. Медведев считает, что в нее входили «либо отставники, либо действующие офицеры ФСБ». Такой вывод он сделал на основании того, что, когда они выезжали за пределы России, собираясь на войну, их пропустили через границу без каких-либо проверок.
С участниками специальной группы рядовые вагнеровцы старались не разговаривать, поскольку это «плохая примета». Медведев называет их «больными людьми», потому что здравомыслящий человек «на такие действия не пойдет».
Медведев рассказывал, что участники МЕД «обнуляли» не только отказников из числа заключенных или «вольнонаемных», но и пленных украинцев — у них был приказ не брать в плен, говорил он. При этом офицеров ВСУ могли доставить командиру отряда: у них «получали нужную информацию», а затем убивали.
Бывший наемник вспоминал, что во время штурма Бахмута они взяли в плен четверых украинцев, которых потом тоже убили: «Парни сдались сами, фактически угрозы никому не представляют, они там оказались по каким-то непонятным обстоятельствам, мы взяли четырех в плен, привезли их, соответственно, передали командиру взвода, они у них поинтересовались, никакую информацию не получили, и, естественно, приехала группа МЕД, и они были расстреляны у поселка Клиновое».
Медведев утверждал, что под его командованием воевал завербованный в «ЧВК Вагнера» заключенный Евгений Нужин, который в сентябре сдался в плен украинцам. В середине ноябре появилось видео, на котором Нужину разбивают голову кувалдой; в описании говорилось, что тот «сбежал с фронта», а в плену наговорил «то, чего на самом деле нет».
На фронте Нужин несколько раз терял оружие, жаловался на здоровье и в основном занимался тем, что выносил вместе с другими заключенными тела убитых наемников с линии боя, говорил Медведев. Во время одной из таких вылазок Нужин и пропал, но подробностей его исчезновения Медведев не знает — в тот день его самого контузило, и его увезли с передовой.
Изначально, пока не появилось интервью Нужина украинским журналистам, в «ЧВК Вагнера» думали, что его схватила диверсионная группа. «Все ожидали, [что его захотят казнить] но не думал никто, что его с той стороны выдадут», — говорил Медведев.
По утверждению мужчины, казненных, а зачастую и погибших во время боев наемников «захоранивают на месте» и причисляют к пропавшим без вести. Медведев уверен, что это делают для того, чтобы не выплачивать компенсацию. А пышные похороны и награждения погибших бойцов «ЧВК Вагнера», в том числе бывших заключенных, он назвал «показухой».
Изданию The Insider бывший наемник рассказывал, что у него есть видео казни бойцов ЧВК в Алчевске, который с 2014 года находится под контролем самопровозглашенной ЛНР. На момент записи интервью Медведев был еще в бегах и обещал, что если с ним что-то случится, ролик опубликуют.
После того как Медведев оказался в Норвегии, он рассказал в интервью основателю Gulagu.net, что уже 14 января в Осло к нему приходил «следователь по особо важным делам, который расследует военные преступления», но поскольку Андрей был уставшим и у него не было адвоката, беседу перенесли на «понедельник или вторник».
В сегодняшнем стриме Владимир Осечкин уточнил, что Медведев отслужил в армии, после подписал контракт и, вероятно, в 2014–2015 годах «принимал участие в определенных действиях в Донбассе». Документальных подтверждений этому у правозащитников нет — эти вопросы, по словам Осечкина, впоследствии нужно будет задавать самому Медведеву.
Кроме того, Осечкин сообщил, что после службы Медведев «оказался в тюрьме» и по крайней мере в 2018 году находился в одной из колоний в Томской области, где писал жалобы на УФСИН, а после освобождения участвовал в митингах против рабских условий труда в колониях.
Правозащитник также рассказал, что, находясь в России, бывший наемник дважды собирался пересечь границу Финляндии, но в итоге отказывался «по личным мотивам» из-за того, что был «в крайне тяжелом эмоциональном состоянии». Сейчас интересы Медведева представляют два норвежских адвоката, он запросил в Норвегии политическое убежище.
Сам Медведев в разговоре с основателем Gulagu.net признался, что надеется, что его показания сыграют ключевую роль в расследовании против «ЧВК Вагнера» и массовых расстрелов.
«Очень надеюсь, что многим матерям, сестрам, братьям, может, дочерям, ну, детям мои показания и то, что я буду говорить, тоже помогут найти своих мужей, — говорит он. — А возможно, и добиться, может, какой-то мести в отношении "Вагнера" за смерти близких людей».
Редактор: Мария Климова