Иллюстрация: Mari Msukanidze / Медиазона
После покупки Twitter Илон Маск раз за разом привлекает внимание своими неоднозначными решениями. Одно из них — передача внутренней переписки сотрудников компании нескольким журналистам. Сам архив при этом не опубликован, а информация из него выкладывается только тредами с цитатами и скриншотами, которые получили название Twitter Files. «Медиазона» выбрала самое интересное из этих тредов, рассказывающих о взаимоотношениях властей США и крупных соцсетей.
За неполные два месяца после покупки Twitter Илон Маск успел расстаться почти с половиной команды, распугать крупнейших рекламодателей (некоторые потом вернулись, но далеко не все) и ввести подписку Twitter Blue, дающую верификацию аккаунта за 8 долларов в месяц — с ее помощью он намерен поправить финансовое состояние убыточной в последние годы компании.
Маск называет себя «абсолютистом в вопросах свободы слова», он почти сразу амнистировал часть забаненных ранее аккаунтов, пообещав создать совет по модерации контента с «самыми разными точками зрения». Но правила менялись на ходу, и вскоре Twitter стал банить аккаунты с публичными трекерами перелетов частных джетов, в том числе и самолета Маска — а заодно и аккаунты журналистов, дававших ссылки на сайты с этой информацией. Под шквалом критики аккаунты журналистов разблокировали, отменили и спешно введенный запрет на публикацию ссылок на аккаунты или посты в других соцсетях.
Одно из самых неожиданных действий Маска после покупки Twitter — публикация рабочих переписок бывших топ-менеджеров компании. Он передал доступ к архивам нескольким журналистам, в основном это фрилансеры, которые сотрудничают с разными изданиями и ведут собственные блоги. Свои находки журналисты публикуют тредами в твиттере — это условие Маска. Эти треды назвали Twitter Files — по аналогии с другими утечками данных.
Но в отличие от других сливов внутренних документов, например WikiLeaks или DDoSSecrets, Twitter Files не публикуют полученные документы целиком и не дают читателям возможности изучать оригиналы. Вместо этого журналисты выкладывают скриншоты сообщений, подобранных по каким-то ключевым словам или временным промежуткам, это делает процесс гораздо менее прозрачным (хотя пока ни один из упомянутых в тредах людей не оспаривал их аутентичность).
Бывший директор и сооснователь Twitter Джек Дорси предложил выложить эти переписки и документы «в стиле WikiLeaks», уверяя, что компании нечего скрывать. Маск не ответил на это предложение. Доступ к документам еще после первой публикации запрашивали и журналисты New York Times — но и они его не получили.
Вышло уже больше десяти тредов, одна их половина касается в первую очередь американской внутренней политики и подходов к модерации; вторая показывает, как Twitter взаимодействовал с государственными органами, например ФБР или ЦРУ, и как они влияли на контент соцсети. «Медиазона» рассказывает, что можно узнать из этих публикаций.
В одном из тредов Twitter Files журналист Мэтт Таибби, бывший редактор российского таблоида the eXile и бывший колумнист Rolling Stone, называет Twitter «дочерней организацией» ФБР. По его словам, с января 2020-го по ноябрь 2022-го бюро и глава отдела модерации соцсети Йоэль Рот отправили друг другу больше 150 электронных писем. Кроме того, Рот (как и другие топ-менеджеры соцсетей) встречался с сотрудниками бюро и других федеральных ведомств.
Запросы в Twitter, как и в другие соцсети, приходили в основном от группы ФБР по предотвращению иностранного вмешательства. Эта группа была создана после избрания президентом Дональда Трампа в 2016 году и скандалов с российскими хакерами и связанной с Евгением Пригожиным «фабрикой троллей». Доказательств сговора Трампа с Россией тогда не нашли, но вопрос о возможном «вмешательстве в выборы» с тех пор прочно обосновался в американской политике.
Как пишет Таибби, давление властей на Twitter с требованием активнее бороться с «российским вмешательством» началось как раз в 2017 году. Тогда платформа несколько раз провела внутреннее расследование и не нашла следов массовой кампании. Этим остались недовольны крупные СМИ и комитет по разведке Сената.
Судя по тредам Таибби, ФБР отправляло в Twitter ссылки на аккаунты или на конкретные твиты с просьбой проверить, не нарушают ли они правила соцсети. Под прицел попадали даже очевидные шутки. Например, бюро обратило внимание на твит, в котором пользователь написал, что он член избирательной комиссии и не будет считать голоса тех, кто пришел на участок без маски, а за каждый негативный ответ на твит будет добавлять по одному голосу демократам. Еще в нескольких твитах пользователи в шутку обращались к республиканцам с призывом обязательно проголосовать 9 ноября, то есть уже после закрытия избирательных участков. Количество запросов от ФБР накануне президентских выборов в 2020 году так выросло, пишет Таибби, что сотрудники начали их путать.
В другом треде Майкл Шелленбергер, автор нескольких книг об экологии, известный своей критикой современного зеленого движения, замечает, что глава отдела модерации Йоэль Рот все же нередко отказывал ФБР, например, не предоставлял данные пользователей без решения суда.
С запросами к Twitter обращались и другие государственные агентства. ЦРУ в 2022 году разослало по соцсетям информацию об информационных кампаниях, за которыми, по версии спецслужбы, стояли Евгений Пригожин или ГРУ — например о том, что Джо Байден «помог устроить государственный переворот в Украине в 2014 году». После вторжения России в Украину ЦРУ посылало в соцсети списки материалов, помеченных как «антиукраинские нарративы»; иногда, пишет Таибби, соцсети их удаляли.
В другом подобном отчете в марте 2022 года ЦРУ предупредило Twitter, что российские власти пытаются проводить «кампании по дезинформации» через такие издания, как «Газета.ру», «Ведомости», ТАСС и РБК.
Среди других агентств, имевших дело с Twitter — Центр глобального взаимодействия, учрежденный Государственным департаментом США. В 2020 году оттуда прислали соцсети отчет о 5 500 аккаунтах, распространявших «китайскую пропаганду». Основной критерий для попадания в список — подписка на двух или более китайских дипломатов, уверяет Таибби. «Мы делимся этим, чтобы вы были в курсе, никаких действий не требуется», — говорится в письме от центра.
Иногда в Twitter обращались и отдельные представители власти, просившие кого-нибудь забанить. Таибби приводит в пример сообщение офиса главы комитета по разведке Палаты представителей от Демократической партии Адама Шиффа: в 2020 году он просил заблокировать журналиста Пола Сперри, обвинив того в продвижении конспирологической теории QAnon. Twitter отказался. Через два года аккаунт Сперри все равно оказался заблокирован после твита об обыске ФБР в поместье Дональда Трампа.
Как и другие соцсети, Twitter с переменным успехом боролся с попытками государств вести скоординированные информационные кампании в интернете, но для американского правительства было сделано исключение. Журналист Intercept Ли Фанг описывает, как Twitter покрывал созданную США для влияния на Ближнем Востоке сеть аккаунтов.
В 2017 году командование армии США отправило в соцсеть список из 52 аккаунтов на арабском языке, попросив внести их в «белый список» и не блокировать за спам. Twitter выполнил просьбу.
Аккаунты продвигали выгодные военным нарративы на Ближнем Востоке, например, публиковали антииранские сообщения и хвалили «точные» удары американских беспилотников, которые убивают только террористов. Один из аккаунтов использовал как аватар лицо человека, сгенерированное нейросетью.
В переписке 2020 года между Twitter и Пентагоном упоминаются и аккаунты на русском языке, но Фанг, к сожалению, не называет их и не рассказывает о них подробнее.
В августе 2022 года исследователи из Стэнфорда разоблачили проамериканские сетки аккаунтов, и Twitter был вынужден их забанить. Во внутренней переписке сотрудники соцсети остались довольны тем, что их роль в продвижении этих аккаунтов тогда не вскрылась.
Администрации обоих последних президентов США — Дональда Трампа и Джо Байдена — давили на Twitter, требуя внимательнее модерировать контент, связанный с эпидемией коронавируса, пишет журналист Дэвид Цвейг, сотрудничающий с изданием Free Press. Делать это было крайне сложно: ни боты, ни работавшие на подряде компании по модерации контента тогда не могли достоверно отличать факты от вымысла.
По словам Цвейга, в итоге соцсеть считала ложными высказывания, противоречившие позиции американского Центра по контролю за заболеваемостью (CDC). Например, Twitter добавил плашку о недостоверности информации к твиту гарвардского профессора медицины Мартина Кулдорфа, который написал: «Думать, что [абсолютно] все должны быть привиты, так же ошибочно, как и считать, что вообще никто не должен быть привит». Помимо плашки, Twitter отключил возможность репостить, комментировать или лайкать этот твит.
Такую же плашку получил пользователь, сославшийся на данные самого CDC во время спора о том, что коронавирус с декабря 2021 года стал главной причиной детской смертности от заболеваний.
Цвейг в своем треде опубликовал и анекдотичную переписку между топ-менеджерами Twitter. Тогда главе отдела модерации Йоэлю Роту пришлось объяснять коллеге: твит Дональда Трампа о том, что он выздоравливает после коронавируса и людям не стоит бояться этого заболевания — это не дезинформация, а разрешенный оптимизм.
«Меня выпишут из медицинского центра сегодня в 18:30. Чувствую себя отлично! Не бойтесь коронавируса. Не позволяйте ему захватить вашу жизнь. У нас есть отличные лекарства, разработанные в период администрации Трампа. Я чувствую себя лучше, чем 20 лет назад!» — написал тогда президент США.
Согласно публичным отчетам соцсети, с января 2020-го по сентябрь 2022 года Twitter заблокировал больше 11 тысяч аккаунтов и удалил больше 100 тысяч твитов за нарушение правил о «коронавирусной дезинформации».
Мэтт Таибби в очередном треде рассказал, как незадолго до выборов 2020 года руководство Twitter принимало решение о блокировке статьи New York Post о возможном участии нынешнего президента Джо Байдена и его сына Хантера в коррупционных схемах в Украине. Материал был основан на содержимом ноутбука Хантера Байдена: как писало издание, Байден забыл его в ремонтной мастерской, после чего владелец связался сначала с ФБР, а затем — с командой Дональда Трампа. Вскоре после публикации Twitter запретил распространять ссылку на статью, объяснив это тем, что материалы были получены путем взлома.
В опубликованных Таибби фрагментах переписок сотрудники сами не уверены в том, что публикация нарушает какие-либо правила соцсети, тем не менее текстом запретили делиться даже в личных сообщениях. Материал New York Post был разблокирован через два дня, а сооснователь Twitter и бывший генеральный директор компании Джек Дорси признал, что блокировка была ошибкой.
Материалы из ноутбука Хантера Байдена упоминаются еще в одном треде Twitter Files. Майкл Шелленбергер описывает, как в течение 2020 года ФБР убеждало начальника отдела модерации Йоэля Рота, что Россия готовит операцию по вмешательству в американские выборы — речь, как уточнял сам Рот, шла именно о ноутбуке Байдена. За месяц до публикации статьи Рот даже участвовал в посвященном этой утечке тренинге для топ-менеджеров соцсетей и журналистов, его организовала журналистка Вивьен Шиллер, бывшая глава National Public Radio. На занятиях участники моделировали публикацию этой утечки и дальнейшие события.
После выхода текста Рот сомневался в необходимости блокировки, но его смог переубедить вице-президент Twitter Джим Бейкер, до перехода в соцсеть работавший главным юридическим советником ФБР. Перед этим Бейкер единственный из всей команды присутствовал на некоем секретном брифинге ФБР.
Шелленбергер уверен, что ФБР успешно влияло на политику Twitter еще и потому, что бюро платило соцсети деньги: с 2019 по 2021 год общая сумма выплат превысила 3 млн долларов. С такой интерпретацией не согласен Майк Масник, основатель блога TechDirt, больше 20 лет пишущий об отношениях интернет-платформ, государства и пользователей. Масник объясняет: по закону ФБР обязано компенсировать компаниям оплату труда сотрудников, которые выполняют запросы, и речь идет именно о запросах информации по решениям судов и выплатах за их выполнение. Масник напоминает, что в 2013 году Twitter пытался доказать в суде, что не должен выполнять такие запросы, но проиграл.
Сразу три треда касаются бывшего президента США Дональда Трампа, которого Twitter и Facebook заблокировали в начале 2021 года.
До штурма Капитолия сотрудники соцсети помечали некоторые твиты Трампа и его сторонников плашками о дезинформации, а также применяли к некоторым из них «фильтрацию выдачи». Об этом инструменте есть отдельный тред: фильтрация выдачи — это набор мер, который помогает соцсети ограничивать определенных пользователей, не уведомляя их об этом. Например, можно запретить твитам попадать в тренды или убрать аккаунты из поиска.
В тредах о Трампе рассказывается, что Twitter изменил свой подход к модерации ради бана экс-президента — до этого соцсеть не блокировала мировых лидеров, публикующих спорные или резкие заявления.
Еще один тред раскрывает, как сотрудники обсуждали бан Трампа внутри компании: в переписках большинство были этому рады, лишь некоторые выражали беспокойство.
После первых публикаций Twitter Files консервативные Fox News сравнили эту утечку с Уотергейтом и даже обвинили демократов в попытке создать «министерство пропаганды», а республиканский сенатор Джеймс Комер вообще сказал, что ФБР «должно быть разогнано». Другие медиа были гораздо более сдержанны в оценках и критиковали самого Маска за «ручное управление» соцсетью.
Некоторые американские журналисты замечали, что в Twitter Files мало нового: они ссылаются на то, что механизмы взаимодействия государственных агентств и соцсетей были описаны и раньше.
Тем не менее многие журналисты и издания полагают, что Twitter Files поднимают важные темы — и хотя бы некоторые из этих тредов действительно интересны. Они добавляют деталей и показывают масштаб контактов соцсети с государством и их обсуждение внутри компании.
«Самая тревожная проблема, которую выявили Twitter Files — это уровень контактов между социальными сетями и органами государственной безопасности, — пишет в колонке для Guardian британский писатель Кенан Малик. — ФБР регулярно проводило встречи с руководителями Twitter, оказывая давление, чтобы они приняли меры против "дезинформации", даже если это был не более чем сатирический твит, и требуя личные данные пользователей. Twitter, к его чести, часто сопротивлялся. Тем не менее это нездоровые отношения».
Пока неясно, будут ли у публикации Twitter Files какие-то политические последствия в США. Обозреватель CNN Дин Обейдалла предлагает провести слушания в Конгрессе с участием Маска, чтобы изучить все файлы целиком. Однако главная для американской внутренней политики часть — о блокировке ссылок на статью New York Post о Хантере Байдене — и так хорошо изучена. Бывший руководитель Twitter Джек Дорси, как и другие главы соцсетей, уже был на допросе в Конгрессе два года назад, а Федеральная избирательная комиссия не нашла признаков вмешательства в выборы ни в этом эпизоде, ни в «теневых банах» сторонников Трампа.
Редактор: Егор Сковорода