Квир‑сопротивление. Активисты, юристы, организаторы вечеринок и авторы фанфиков — о новом законе против «ЛГБТ‑пропаганды»
Статья
25 октября 2022, 13:45

Квир‑сопротивление. Активисты, юристы, организаторы вечеринок и авторы фанфиков — о новом законе против «ЛГБТ‑пропаганды»

Фото: Давид Френкель / Медиазона

20 октября в Госдуму внесли новый закон о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений» — теперь он касается не только детей, но и взрослых. Противники закона используют один из немногих оставшихся легальных способов выразить недовольство и пишут обращения депутатам Госдумы с требованием не принимать поправки. «Медиазона» разобралась, что происходит в квир-сообществе в преддверии очередного ужесточения законодательства.

«Нам не нужны европейские навязывания». Планы депутатов Госдумы

«Это законы, которые позволят нашим семьям спокойно жить, не бояться за детей, которые уходят в школу, не бояться за них, когда они идут посмотреть фильм, не думать о том, какой будет показан спектакль, так как сегодня это все зачастую несет в себе разрушающие ценности», — так председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил вынесенный на рассмотрение закон о запрете «ЛГБТ-пропаганды» на парламентских слушаниях 17 октября.

Ввести многомиллионные штрафы за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» и «распространение» среди подростков информации о таких отношениях 31 августа предложил депутат-единоросс Александр Хинштейн. В один ряд с ЛГБТК+ депутат поставил запрет «пропаганды педофилии».

Между анонсом законопроекта и его внесением в Госдуму прошло почти два месяца. К первому чтению в нем появился запрет на «распространение информации, способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол», а «распространение» информации об ЛГБТК+ среди подростков из отдельной статьи КоАП превратилось в отягчающее обстоятельство.

Раньше в административном кодексе была статья только о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Теперь депутаты решили оградить от «пропаганды» россиян всех возрастов.

«Публичное одобрение и формирование привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений опасно не только для детей и молодежи, еще не способных критически мыслить, но и для всего общества в целом, поскольку несет угрозу демографическому росту и экономическому развитию страны», — говорится в пояснительной записке. Автор законопроекта Хинштейн уточнял, что он распространяется на интернет, СМИ, книги, стриминговые сервисы, кинематограф и рекламу.

Вячеслав Володин считает, что такими законами депутаты защищают граждан «от той тьмы, которая все больше и больше распространяется в мире». Хинштейн связал законопроект против ЛГБТК+ с войной в Украине: «Специальная военная операция происходит не только на полях сражений, но и в сознании людей». Коммунистка Нина Останина поддержала коллег: «У нас свой путь развития, нам не нужны европейские навязывания нетрадиционных отношений». «Би-би-си» обращает внимание, что во время парламентских слушаний альтернативные точки зрения никто из депутатов не озвучивал, а все спикеры, обсуждавшие, как защитить молодежь, были старше 40 лет.

«Пусть хоть обштрафуются». Реакция активистов

Несмотря на постоянное государственное давление, существует несколько организаций, которые помогают ЛГБТК+ в России. Опрошенные «Медиазоной» активисты планируют продолжать работу и после принятия нового репрессивного законопроекта.

«Если новый закон о "гей-пропаганде" все же примут, это никак не повлияет на работу "Выхода", — говорит исполнительный директор организации Александр Воронов. — Мы продолжим вести наши соцсети и записывать "Квиркаст", рассказывать об ЛГБТК+ людях, о нормальности разнообразия сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей, продолжим оказывать психологические, юридические и карьерные услуги, помогать ЛГБТК+ сообществам в России и русскоязычным людям за рубежом».

Воронов отмечает, что весной команда «Выхода» покинула Россию. «Если закон примут и суд решит, что мы его каким-то образом нарушаем, пусть хоть обштрафуются: ответственность будет только на мне, а я это переживу, — подчеркивает исполнительный директор "Выхода". — Пока что единственное изменение, которое я могу предположить — мы наконец снимем отовсюду дурацкую маркировку "18+"».

Правозащитная организация «Сфера» запустила кампанию против принятия закона Хинштейна. Активисты призывают отправлять обращения депутатам Госдумы с требованием не голосовать за поправки. По данным «Сферы», противники законопроекта отправили уже около 10 тысяч обращений.

«Сейчас "Сфера" находится в стадии ликвидации юрлица в России, но это не мешает нам работать не как благотворительный фонд, а как команда профессионалов», — подчеркивают глава отдела коммуникаций «Сферы» Ноэль Шайда. Суд по требованию Минюста постановил ликвидировать фонд еще в апреле за отрицание «традиционных сексуальных отношений».

Новый законопроект вводит огромные штрафы не только за информацию об ЛГБТК+, как раньше, но и за сведения, вызывающие у подростков «желание сменить пол». Вероятно, депутаты имели в виду трансгендерный переход.

«Безусловно, многие каналы нам будут перекрыты, может быть, на меня что-то там заведут или повесят штраф. Я не знаю, как все повернется, в нынешней ситуации прогнозы — дело неблагодарное, — говорит транс-активистка Екатерина Мессораш. — Лично я буду делать, что делаю, и мне похрен, что думают те, кто сломал понятие права и правового поля в моем государстве. Когда власть сама перестает исполнять законы, то какой смысл на них обращать внимание?».

«Для нас закон станет особенно опасен». Тревоги организаторов вечеринок

Вероятно, новый закон может затронуть и разные ЛГБТК+ френдли-пространства, на которые раньше власти не обращали внимания.

«Пока закон не принят, мы не понимаем, в каком формате мы будем продолжать, — говорит основатель проекта Popoff Kitchen Никита Егоров-Кириллов. — Возможно, придется убрать все упоминания о том, что это квир-вечеринка. Возможно, придется сделать соцсети прайват. Пока подписываем петиции против закона и смотрим, что будет дальше».

В прошлом году Popoff Kitchen организовали тур по всей России, вечеринки прошли в Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Калининграде, Уфе, Петербурге, Владивостоке, Томске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

«Я не считаю, что российское общество по природе своей гомофобное. Гомофобия — это некий социальный конструкт, который навязан. Человек не может родиться с ненавистью к людям, которым нравятся другие люди», — говорил тогда Егоров-Кириллов.

Проект «Гендер Блендер», который организовывал в том числе бурлеск- и драг-шоу в Петербурге, решил отказаться от офлайн-мероприятий из-за нового закона. «Мы осуществляем деятельность официально через юридическое лицо, продавая билеты и заключая контракты на шоу, поэтому при принятии закона для нас он станет особенно опасен», — сообщается в инстаграме проекта.

Организаторка вечеринок «Назло маме» Мария Чеснокова тоже говорит, что новый закон вынуждает «перейти к новому формату»: «Мы больше не можем говорить о секс-просвете открыто, так, как делали раньше. Сейчас мы фокусируемся на создании поддерживающего комьюнити и делаем неромантические спид-дейтинги, учим людей активному согласию, знакомствам и безопасному проживанию новых опытов».

Фото: Давид Френкель / Медиазона

Организаторы других мероприятий сталкиваются с давлением властей уже давно. ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок» с 2008 года ежегодно проходил в Петербурге и других городах России. Его неоднократно пытались сорвать полицейские, приходившие проверять сообщения о минировании, и гомофобные активисты. В 2021 году фестиваль перешел в онлайн-формат из-за коронавируса, и Роскомнадзор заблокировал его сайт.

12 октября паблик фестиваля во «ВКонтакте» получил уведомление от администрации с требованием удалить «весь спорный контент» и «информацию, направленную на формирование положительного отношения (оправдывающую, одобряющую) к нетрадиционным сексуальным отношениям».

«Максимально прятать свою личность и нервничать». Опасения художников и авторов фанфиков

Новый законопроект вызвал оживленные обсуждения в среде художников и фикрайтеров, которые создают работы на квир-тематику. «Творцы, рисовавшие/писавшие ЛГБТ-контент, чо будете делать?» — спросила в твиттере художница Arinavah.

Многие планируют игнорировать новые запреты, другие отмечают, что законопроект мотивирует их творить еще активнее. У части сообщества поправки вызывают тревогу. «[Буду] писать дальше все, что хочу. И максимально прятать свою личность. И нервничать. Еще сильнее, чем нервничала до этого», — отмечает фикрайтерка Рия Альв.

Авторы ищут разные способы обезопасить себя: следить за анонимностью, переходить на иностранные площадки, сопровождать арты и фанфики осуждающими ЛГБТК+ пометками, чтобы обмануть полицейских, или эмигрировать. Некоторые авторы напоминают, что власти, очевидно, не в силах уследить за всеми публикациями в интернете об ЛГБТК+. Один из пользователей пишет, что «за антивоенные лозунги и дискредитацию армии у нас тоже статейка есть, но в твиттере как ругали вояк, так и ругают». Кроме того, замечает он, мат в интернете тоже запрещен, но штрафы никто не получал: «То-то же, так что как делали контент, так можно и продолжать».

Крупнейший русскоязычный сайт с фанфиками «Фикбук» объявил, что не будет удалять произведения с ЛГБТК+ персонажами и не станет выдавать данные авторов по запросу российских властей. «Фикбук не находится и не работает в юрисдикции РФ и ее законов», — говорится в сообщении.

При этом в июле «Фикбук» удалил рассказ из-за примечания автора, в котором тот поддержал украинцев и призвал россиян выходить на митинги. Администрация сайта сослалась на правило о запрете «работ, затрагивающих недавние мировые трагедии и политические конфликты».

Книгоиздатели тоже готовятся к принятию нового закона. Так, издательство LikeBook, «чтобы не скрывать факт цензуры», закрасило черным описания эротических сцен в книге «Вдребезги», рассказывающей об отношениях двух геев. Новый законопроект приведет к усилению самоцензуры, которая и так существует в издательствах, полагают эксперты.

«Негатив оказывает не сам закон, а самоцензура». Ожидания правозащитников

«За девять лет существования закона о "гей-пропаганде" среди несовершеннолетних судами было рассмотрено не более 100 дел», — рассказал «Медузе» юрист Максим Оленичев, изучивший статистику Верховного суда России.

«Гораздо больший негатив оказывает не сам закон, а самоцензура. Например, площадки отказываются сдавать в аренду под ЛГБТ-мероприятия, а ЛГБТ-людей, тех же учителей, принуждают увольняться по-тихому», — отметил юрист.

Психолог и правозащитник Кирилл Федоров, отстаивающий права ЛГБТК+, призвал не паниковать из-за нового закона. «Впадать в какую-то панику или отчаяние я не вижу смысла. Помню все эти бесконечные нагнетания из-за закона об ЛГБТ-пропаганде среди несовершеннолетних в 2013 году. Все, сейчас запретят консультировать несовершеннолетних, закроют все ЛГБТ-организации, не дадут проводить уличные акции, запретят камин-ауты, ходить за руку… 80% из всего этого оказалось тревожными фантазиями», — напомнил он.

Один из основателей «Российской ЛГБТ-сети» и правозащитник Игорь Кочетков отметил, что, несмотря на прошлый закон о «пропаганде», организации, помогающие квир-людям, «не только продолжали это делать, но еще и успешно масштабировали свою деятельность».

Кочетков уверен, что власти в основном стремятся просто запугать граждан: «Так работают все эти так называемые репрессивные законы: прочитав их, вы должны испугаться. Если вы испугались, значит, они уже достигли своей цели. Дальше их можно вообще не применять, или почти не применять».

Редактор: Мария Климова