«Заберите его к себе». 60‑летнюю петербурженку отправили под домашний арест по делу о записке на могиле родителей Путина
Статья
12 октября 2022, 20:46

«Заберите его к себе». 60‑летнюю петербурженку отправили под домашний арест по делу о записке на могиле родителей Путина

Ирина Цыбанева. Фото: Медиазона

Суд в Петербурге отправил под домашний арест 60-летнюю Ирину Цыбаневу, которая оставила на могиле родителей президента России записку со словами: «Смерть Путину». Женщина смогла подобраться к охраняемому памятнику, но уйти незамеченной с кладбища ей не удалось. Полиция и прокуратура требовали отправить бухгалтера в СИЗО, называя преступление «дерзким», но суд счел, что это слишком суровая мера пресечения. «Медиазона» рассказывает, что известно об этом деле и какую роль в спонтанном поступке петербурженки сыграли новости.

— Я просто увидела передачу, на тот момент очень серьезную, новости какие-то были, и что-то меня прям… — пытается объяснить свой поступок 60-летняя петербурженка Ирина Цыбанева, стоя в клетке Приморского районного суда.

Цыбаневу обвинили в надругательстве над местом захоронения умершего по мотивам политической или идеологической вражды после того, как она пришла на могилу родителей президента России Владимира Путина и оставила там записку, в которой в том числе были такие слова: «Вы вырастили урода и убийцу».

— И как часто вы, смотря новости, идете писать записки всем? — уточняет у нее прокурор.

— Да нет. Посмотрела новости, поняла, что очень все страшно, все очень печально, погибших очень много.

— У нас коронавирус был, все были в депрессии. Вы тоже что-то писали кому-то?

— Зачем? Нет, конечно, — улыбается Цыбанева.

— Ну, я не знаю. Вы посмотрели новости, решили написать.

— Да, под воздействием новостей.

— В ваших действиях виноваты средства массовой информации?

— Получается, оттуда.

До войны в Украине бухгалтера из Петербурга Ирину Цыбаневу политика особо не интересовала. Да и после российского вторжения тема войны в разговорах с близкими практически не поднималась, рассказывает «Медиазоне» ее сын Максим.

«Она ходила на концерты, фестивали, в театры и музеи. Много ездила по городам. Путешествовала и по России, и по загранице, — добавляет мужчина. — Одно время увлекалась бардовскими песнями, не знаю, как сейчас, но, наверно, тоже. Ездила на Грушинский фестиваль много раз. Была видным деятелем фан-клуба Трофима».

Немало времени она проводила с внуками, которых у нее шестеро: трое детей у сына и трое у дочери. В Петербург Цыбанева переехала в 1980-х годах из Тверской области, работала инженером, а потом бухгалтером в разных компаниях.

6 октября, накануне дня рождения президента России, Ирина Цыбанева поехала на Серафимовское кладбище, где похоронены его родители.

К тому моменту на кладбище и конкретно у могилы Владимира и Марии Путиных усилили охрану. Вероятно, из-за того, что в конце сентября на их памятнике появился небольшой плакат в форме страницы из дневника со следующим содержанием: «Уважаемые родители! Ваш сын безобразно себя ведет! Прогуливает уроки истории, дерется с соседями по парте, угрожает взорвать всю школу! Примите меры!».

Через неделю суд в Петербурге арестовал активистку Анастасию Филиппову на десять суток по статье о неповиновении полицейскому. Как сообщала «Бумага», родные Филипповой связывали ее задержание и арест с этим плакатом. Вчера арест активистки отменил суд, а ее саму отпустили из спецприемника.

Ирина Цыбанева. Фото: Медиазона

Несмотря на охрану и дежуривших полицейских, Ирине Цыбаневой удалось подобраться к могиле Путиных. «Они там отвлеклись, и она как-то оставила записку. По итогу выяснилось, что там много камер», — рассказал Максим, добавив, что его мать успела снять записку на телефон, который потом, правда, изъяли.

О содержании записки стало известно сегодня во время заседания, на котором Цыбаневой избирали меру пресечения. «Родители маньяка, заберите его к себе, от него столько боли и бед, весь мир молит о его смерти <неразборчиво>. Смерть Путину, вы вырастили урода и убийцу», — говорилось в послании Цыбаневой.

В лингвистическом исследовании, копию которого сегодня в суде приложили к ходатайству о мере пресечения, эксперты пришли к выводу, что в записке содержится «негативная оценка президента России Владимира Путина», адресованная его родителям. Но как именно полицейские установили личность человека, оставившего записку, неизвестно. Прокурор в суде ссылалась на оперативно-разыскные мероприятия.

Листок с обращением к покойным родителям Путина в тот же день обнаружил кладбищенский охранник — и сразу сообщил полицейским. А уже в понедельник, 10 октября, в квартиру Цыбаневой позвонили. «Она долго не открывала, но в итоге полицейский пообещал вскрыть дверь, и она открыла. Ее увезли вчера в 15:00 в 35-й отдел [полиции]. Там что-то долго мурыжили. В итоге к ночи она позвонила и сказала, что будет обыск. Мы сразу поехали к ней домой, но ее там не было», — рассказал «Медиазоне» Максим Цыбанев.

Бухгалтера поместили в ИВС и завели на нее уголовное дело по статье о надругательстве над местом захоронения умершего по мотивам политической или идеологической вражды. Максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок до пяти лет.

За те пару дней, что Цыбанева находилась в статусе задержанной, полицейские успели провести экспертизу ДНК, которая подтвердила, что на бумаге сохранились следы ее кожи. Почерковедческая экспертиза также указывает на то, что именно Цыбанева писала записку. Кроме того, снимок записки нашли у нее в телефоне.

«Я сразу признала, что я написала, и что не надо проводить эти исследования», — сказала в суде Ирина Цыбанева.

Дознание и прокуратура требовали, чтобы Цыбаневу заключили под стражу. «Она подозревается в преступлении, общественная опасность которого заключается в оскорблении памяти об умерших, усопших, чувств живых к умершим», — обосновала необходимость СИЗО для Цыбаневой прокурор.

Преступление, совершенное бухгалтером, она назвала «дерзким» и, учитывая впечатлительность и влияние новостей на Цыбаневу, сочла, что той лучше находиться под стражей.

Адвокаты были против и смогли убедить суд, что требуемая мера пресечения слишком сурова. В итоге судья Дмитрий Лозовой отправил Цыбаневу под домашний арест на 28 суток, запретив ей пользоваться интернетом, телефоном и почтой. «В рамках совершенных действий это слишком жестоко, ну, а в рамках текущей ситуации в стране это очень даже неплохо», — говорит ее сын Максим.

Редактор: Дмитрий Трещанин