Иллюстрация: Мария Гранаткина / Медиазона
Уже почти неделю повестка может ждать мужчину почти где угодно: их не только приносят домой или оставляют в двери (почтовом ящике, на «Госуслугах», на рабочем месте — впрочем, повестки без вашей подписи не имеют никакой силы), но и выдают в самых неожиданных на первый взгляд ситуациях. «Медиазона» составила короткий перечень основных мест, которых стоит сторониться мужчинам, и, судя по всему, он будет только пополняться.
Постоянно появляются сообщения о все новых случаях, которые показывают, что даже если по закону у вас есть право на отсрочку, в военкомат все равно лучше не приходить.
К примеру, еще 23 сентября Минобороны объявило, что мобилизации не подлежат сотрудники «аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» и задействованных в их «разработке, развитии и внедрении». Этому поверил 26-летний Петр Васильев, сотрудник одной из таких аккредитованных организаций, IT-компании «Цифровая формула доверия». 25 сентября он пришел с пакетом документов в военкомат Кузьминского района Москвы. Документы он собрал в полном соответствии с разъяснением Минцифры.
«Показываю военкому документы о том, что место моей работы — аккредитованная IT-компания, о том, что я задействован в разработке, развитии и внедрении IT-решений, показываю диплом, но военком сказал, что главное, что меня нету в списках, которые пришли ему по линии Генштаба, поэтому отсрочке я не подлежу и поэтому через три часа я уже должен быть на месте сбора», — рассказывал он на видео, опубликованном в созданном его друзьями канале. На место сбора Иванов не пошел, его родители и работодатель направили обращение в Минцифры — сработает ли это, пока неясно.
Похожим образом 24 сентября окончился визит в военкомат 22-летнего студента очно-заочного отделения Петрозаводского университета Дмитрия Гучко, который решил отнести туда справку из вуза. Сотрудник военкомата сказал, что очно-заочная форма обучения не дает отсрочки, и выписал повестку на 26-е число. Но Гучко повезло: уже после посещения студентом военкомата президент Владимир Путин подписал указ, в котором прописано, что под мобилизацию не попадают студенты не только очной, но и очно-заочной формы обучения. Военкомат послушался.
Тем более небезопасно идти в военкомат по повесткам, которыми мужчин вызывают на «уточнение документов»: есть огромное количество сообщений от людей, которые пришли туда, и их сразу мобилизовали.
Протесты против мобилизации идут с первого дня, и с первого же дня появляются сообщения о вручении повесток задержанным. Такую практику даже успел прокомментировать пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Она не противоречит закону, и поэтому нет никакого нарушения закона», — рассудил он.
22 сентября повестки, судя по сообщениям задержанных, вручали как минимум в 14 отделах полиции в Москве. 23 сентября петербургские издания «78», «Mash на Мойке» и «Фонтанка» почти одновременно опубликовали видеосюжеты о том, как представитель военкомата вручает повестки семерым молодым людям, задержанным в первый день протестов, и, видимо для устрашения, обещает, что на сборы их увезут прямо из ИВС.
В ИВС вручили повестку и 19-летнему корреспонденту проекта Sota Артему Кригеру, который был задержан и арестован на восемь суток, несмотря на редакционное задание. Повестку, в которой указано, что Кригер должен явиться в военкомат 6 октября, он подписывать отказался и указал, что «с получением повестки не согласен». Основания для этого действительно есть: он учится на четвертом курсе очного отделения МГПУ, рассказала «Медиазоне» его подруга Наиля Муллаева.
«Есть такой вариант, что он из спецприемника поедет сразу в военкомат, — опасается Муллаева. — У него особо не было связи, адвокат пока подготовила справку о том, что он учится, на случай, если его увезут. Он успел лишь написать, что повестки выдали ему и всем остальным, что срочно нужно уезжать. Пытался ли он объяснить кому-то в отделе, что он студент, мы не знаем. В полиции всем плевать на это, а в военкомат что-то идти и объяснять — не ок!».
Утром в субботу 24 сентября главред RT Маргарита Симоньян, вероятно, тоже с целью запугать протестующих написала в своем телеграм-канале, что «всем мужчинам, кто был на митинге против мобилизации на Арбате, вручили под роспись больше 200 повесток». «Уже заготовили еще пачку, — угрожала она. — Лучше их, чем учителя года из Пскова, на мой вкус».
При этом в тот день первое сообщение о задержаниях в Москве появилось только через несколько часов после поста Симоньян, а проект «ОВД-Инфо» не фиксировал задержаний в районе Арбата. В тот день задержанные сообщали проекту о вручении повесток полицейскими четырех московских ОВД. В воскресенье 25 сентября были сообщения о повестках в шести отделах.
Повестки в региональных отделах тоже вручаются, но сообщения о них появляются не так часто, возможно, не все задержанные знают о существовании проектов вроде «ОВД-Инфо». Сообщалось о повестках в ОВД Краснодара, Самары и Иркутска, Махачкалы, Нижнего Новгорода и Архангельска. Задержанный в Архангельске журналист RusNews Андрей Кичев сказал, что ему повестку вручили даже не в ОВД, а еще в автозаке.
Среднее число работников завода по производству алюминиевых профилей из Набережных Челнов «Татпроф» — 670 человек. Списки на мобилизацию попали в отдел кадров предприятия за день до ее официального объявления, говорит работающий там три года 28-летний Сергей Васильев. Сотрудников стали вызывать с военным билетом, не предупредив, что речь идет о мобилизации.
По словам Васильева, повестки были выписаны абсолютно на всех работников-мужчин, «независимо от возраста, состояния здоровья, наличия детей и прочего». «Вручали таким образом, что человек, который не получил повестку, не может покинуть завод, так как пропуск блокировали, а на КПП стояла охрана», — говорит он.
Как минимум двое мужчин сбежали, рассказывает он: один через забор, другой — спрятавшись на заднем сидении чужой машины, и перестали выходить на связь. Несколько взяли больничный. Многие уволились. «Организация фактически слила своих сотрудников. Завод уже сейчас работает вполовину мощности, дальше, наверное, будет только хуже. Мне обидно, так как компания и лично мой руководитель много говорили о ценности кадров, но по факту на людей им наплевать, и по сути они готовы остановить работу», — негодует Васильев. Для мобилизованных при сохранении рабочего места предприятие предусмотрело 50 тысяч рублей единовременной выплаты.
Сам Васильев имеет категорию Б (годен с незначительными ограничениями), но в военкомат явился, как и большинство других сотрудников. Тех, кто служил и имеет военную специальность, уже отправили на сборы в Казань, Васильева пока не взяли по состоянию здоровья. В военкомате сказали, что рабочих отправляют «в тероборону» — на «ремонт мостов, плотин, разбор завалов и прочие восстановительные работы». «Сейчас я не знаю, что делать дальше, все планы рухнули в один момент, прятаться у меня возможности нет, покинуть страну теперь тоже», — констатирует Васильев.
Доподлинно неизвестно, сколько крупных российских предприятий раздали своим сотрудникам повестки, возможно, большинство. Но очевидно, что если работа не связана с оборонно-промышленным комплексом или другой сферой, работники которой точно получат отсрочку, при возможности лучше на нее не приходить.
Один из читателей прислал «Медиазоне» список из 526 сотрудников Саяногорского алюминиевого завода в Хакасии. Всего на заводе работают около 3 500 человек. Двое сотрудников Великолукского свиноводческого комплекса со средней численностью рабочих в пределах тысячи человек сказали «Медиазоне», что призвали от 60 до 80 их коллег. Сотрудники восточного рудника кировского филиала АО «Апатит» рассказали «Агентству», что им вручали повестки прямо на проходной, всего их получили около 160 человек из 600. На заводе «Кузнецкие ферросплавы» в Новокузнецке раздали 102 повестки на 2 500 человек.
В первый день мобилизации стал распространяться документ о том, что на стационарных пунктах ГИБДД должны будут дежурить сотрудники военкомата, но МВД быстро объявило его фейком. Тем не менее двое читателей — из Луги Ленинградской области и Томска — сообщили «Медиазоне» о постах ГАИ рядом с военкоматами, которые останавливают всех водителей, внешне подходящих по возрасту. Подтвердить эти сообщения пока не удалось.
Один из читателей рассказал об облавах в торговых центрах Хабаровска; издание «Люди Байкала» писало, что силовики заблокировали выходы из торгового центра «Ольхон» в Улан-Удэ и проверили всех мужчин.
Сотрудников одного из МФЦ в Московской области начальство собиралось обязать выдавать повестки посетителям-мужчинам, однако пока это сообщение не подтвердилось — и этот центр, и другие пока работают в обычном режиме. В пресс-службе Мингосуправления Московской области уверяют, что на территории подмосковных МФЦ не планируется вручать повестки мужчинам.
На одном из самых популярных вариантов покинуть страну — КПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией — уже развернут военкомат, туда приехали российские военные. Первоначально «оперативные группы», в состав которых входят сотрудники военкоматов, выдавали повестки только тем, кто состоит на воинском учете в Северной Осетии, но к вечеру 27 сентября ситуация ухудшилась: власти утверждают, что скоро у них появится доступ и к спискам призывников из других регионов.
В Челябинской области, где проходит граница с Казахстаном, ограничений на выезд нет, но правительство региона тоже утверждает, что у пограничников есть списки подлежащих призыву. На границе, уверяют власти, такого призывника могут задержать до прибытия сотрудника близлежащего военкомата, который вручит повестку — независимо от того, из какого региона сам мужчина.
Редактор: Егор Сковорода