Мечеть «Сердце Чечни» в Грозном. Фото: Елена Афонина / ТАСС
В Грозном несколько десятков женщин попытались провести митинг против мобилизации. Акция не состоялась: все они были задержаны. На протест отреагировал глава Чечни Рамзан Кадыров. Он назвал вышедших на площадь чеченок «врагами народа» и предложил отправить на войну их родственников.
Утром 21 сентября президент Владимир Путин сообщил о начале «частичной мобилизации» в России. Призыв, по словам министра обороны Сергея Шойгу, коснется 300 тысяч резервистов. Вскоре в российских городах начались протесты. По данным «ОВД-Инфо», по всей стране задержали почти 1400 человек.
Акцию попытались провести даже в Грозном: несколько десятков женщин вышли к главной мечети «Сердце Чечни» в центре города, но их сразу задержали.
«Завтра перед большой мечетью собираются, говорят. Во время последней войны мы из рук русских забирали, защищали своих детей. Почему же сейчас мы сидим по домам? Говорят, выходят [люди] на улицу», — это одно из аудиосообщений на чеченском языке распространяли в пабликах в телеграме и в личных сообщениях в вотсапе накануне объявления Владимира Путина о мобилизации.
Поначалу оппозиционный блогер Ислам Белокиев написал, что митинг прошел еще вечером 20 сентября, но потом телеграм-канал «Адат» сообщил, что «фотографии и видео, которые гуляют по интернету, — это вечернее собрание на намаз, для того чтобы делать дуа за своих преступников-сыновей, которые пошли в Украину», а митинг пройдет утром 21 сентября в 10:00.
С утра площадь перед мечетью «Сердце Чечни» оцепили, пересказывал сообщения очевидцев блогер Ибрагим Янгулбаев. Женщины, по его словам, собрались около 9:30 утра. Туда приехали полицейские и пригнали «два автобуса». «По-быстрому всех забрали, увезли всех в мэрию Грозного. Около 130 женщин», — утверждал Янгулбаев.
Жительница Грозного Малика рассказала «Кавказскому узлу», что около мечети собрались примерно 30–40 женщин. По ее словам, накануне она тоже заметила, что «на площади больше полицейских, чем обычно», а на следующее утро наблюдала за акцией со своего балкона. Увидев ее, один из полицейских «сделал знак», чтобы она ушла и закрыла дверь.
«Мне стало интересно, и я, спрятавшись за шторой, стала наблюдать за происходящим. Собственно, особых событий на площади не происходило. Всех находящихся там женщин посадили в машины и куда-то увезли. Никакого насилия со стороны полицейских в отношении женщин не было. Тогда же площадь покинули все полицейские. Все происходило очень быстро и организованно, и через пять минут площадь вернула свой строгий вид, как будто ничего здесь и не происходило», — цитирует Малику издание.
Другая собеседница «Кавказского узла», жительница Шалинского района Марет, рассказала, что она и еще семь женщин собирались ехать на митинг, но попасть на него не смогли из-за сломавшегося автобуса. Когда машину починили, ехать в Грозный уже было поздно.
Когда они вернулись в Шали, водитель, по словам Марет, сказал, что они еще скажут ему спасибо за то, что не попали на акцию. Она предполагает, что поломка автобуса была инсценировкой, потому что видела, что водитель беседовал с полицейским. «Мы же об этом митинге и о своем участии в нем секрета не делали, все знали об этом», — говорила женщина «Кавказскому узлу».
Позже она узнала, что силовики нашли женщину, которая записала аудио с призывом прийти на митинг. Где она находится, Марет не знает.
По словам Ибрагима Янгулбаева, в мэрии Грозного задержанных допрашивали, в том числе председатель парламента Чечни Магомед Даудов.
«Начали отчитывать, ругать этих женщин», — утверждает он.
Большинство из них, по его словам, отпустили вечером. Что происходит с остальными, неизвестно.
Акцию, которой фактически не дали пройти, вечером 21 сентября прокомментировал и глава Чечни Рамзан Кадыров.
«Некоторые люди пишут, что надо выходить против частичной мобилизации, надо это, то делать, другое делать. Что делать для того, чтобы существовала как независимая… государство, знает президент, верховный главнокомандующий. И его решение в этих условиях никто не должен обсуждать, а должен выполнять, поэтому всех призываю не заниматься ерундой. И те, кто будут выходить, они враги народа, этих людей надо задерживать, этих людей надо отправлять на места, [в которых] проводят специальную операцию, и дальше будет видно, на кого они работают и что они на самом деле хотят», — сказал Кадыров.
По его словам, в Чечне на протест вышли «15–20 женщин» и у трех из них сыновья воюют в Украине. Кадыров признал, что у двух женщин на войну забрали единственных сыновей, хотя обещали, что таких призывать не будут.
«Как так получилось, не знаю, — сказал он. — Еще одна женщина услышала призыв, она решила послушать, что они говорят. Еще 15–20 женщин, которые получили копейки от европейских организаций, тоже вышли. И потом, когда задали [им] вопрос: "Что вы хотите и почему вы сегодня находитесь здесь?", они говорят, [что] у них жилищные вопросы, у них социальные какие-то вопросы. Но я сказал: если у них нету мужчин дома, чтобы их держать дома, чтобы за ними смотреть, чтобы обеспечить им достойные сегодняшний и завтрашний день, то эти мужчины должны находиться тоже на территории, на которой проводит Россия спецоперацию».
Отправленные на войну родственники протестовавших женщин, по его словам, «вернутся с копейкой, с которой можно купить для семьи принадлежности».
Кадыров заверил, что все «бойцы» из Чечни едут в Украину исключительно добровольно.
При этом есть свидетельства, что чеченцев отправляют на войну насильно. Еще за несколько дней до объявления о «частичной мобилизации» в пабликах распространяли сообщение женщины из Наура, которая рассказывала, что мужчин увозят даже по ночам.
«Несколько машин уехали на Украину. И из Грозного тоже. Весь центр был в людях… Женщины кричали там, бежали за машинами [на которых увозят], — эмоционально говорит на записи женщина на чеченском языке. — Те, что в Украине [военные] сидят, говорят, этих ждут. Говорят, как только наши приезжают и выходят из машин, уничтожают всех до единого. Всех, кто уехал туда, всех убили же. Просто ужас, что происходит. Говорят, всех абсолютно мужчин заберут. Несмотря на то, что Путин в войнах тысячами убил… вот теперь наших мужчин так убивают. Россия ведь каждые 50 лет уничтожает чеченцев. Каждые 50 лет. Они хорошо научились этому. Дали бы, оставили бы Россию саму воевать с Украиной. Этих же не надо туда отправлять».
Сегодня министр информации и печати Чечни Ахмед Дудаев выложил получасовое видео с Кокой Азиевой, записавшей это сообщение. На нем женщина, отвечая на вопросы чиновника, говорит, что сама она не видела, чтобы кого-то увозили в Украину насильно, и что никто из ее родственников в войне не участвует.
Редактор: Дмитрий Трещанин