Анастасия Понькина. Фото: личный архив
Октябрьский районный суд Ижевска вынес приговор 22-летней студентке Анастасии Понькиной. Фигуранткой дела о хулиганстве она стала после митинга 23 января 2021 года, когда по всей России протестовали против ареста Алексея Навального: по версии следствия, участием в акции девушка оскорбила ту часть общества, которая «испытывает искреннее уважение» к действующей власти. Понькина провела полтора года под подпиской о невыезде, прокурор просил отправить ее в колонию на два года, но суд ограничился условным наказанием.
В конце января 2021 года по всей России прошли массовые митинги против ареста Алексея Навального, только что вернувшегося из Германии, где он проходил курс реабилитации после отравления, и тут же отправленного в СИЗО. Участников этих акций впоследствии преследовали по самым разным статьям УК — от избиения силовиков до нарушения санитарно-эпидемиологических правил; эти процессы известны под общим названием «январского», или «дворцового дела».
В Ижевске 23 января тоже был митинг. Больше тысячи демонстрантов прошли колонной от Центральной площади до городской администрации и обратно. Когда шествие уже завершилось, полицейские задержали около десяти человек. Среди них была 21-летняя Анастасия Понькина, активистка Российского социалистического движения, заочно учившаяся на экономиста в Нижегородском госуниверситете имени Лобачевского.
Ночь Понькина с друзьями провели в отделе полиции, а на следующий день суд Октябрьский районный суд признал их виновными в нарушении правил проведения митингов, повлекшем помехи в дорожном движении.
«Я уехала в другой город жить, и было неожиданностью, когда после апелляционного суда мне адвокат выслал постановление о том, что административное дело завершено в связи с возбуждением уголовного дела», — вспоминает девушка.
Решение суда, о котором она говорит, было принято 10 марта; к этому времени первый обвиняемый по «январскому делу» уже получил приговор. Студентку обвинили в хулиганстве по мотивам политической вражды, взяли с нее подписку о невыезде, но разрешили ездить в Нижний Новгород на учебу. Полтора года Анастасия ждала окончания разбирательства, настаивая на своей невиновности.
Фабула дела, изложенная в 18-страничном постановлении о привлечении в качестве обвиняемой, вкратце такова: сначала Понькина писала о митинге в соцсетях, потом в назначенный день пришла на место сбора оппозиционеров, кричала, что нужно выходить на улицу и «показать, кто здесь власть». После этого она прошла от Центральной площади до администрации и обратно, создав «угрозу воспрепятствования обычному движению» пешеходов. В документе сказано, что протест помешал движению четырех троллейбусов, ущерб «в результате вынужденного сокращения пробега» составил 4 367 рублей. Отдельно подчеркивается, что девушка транслировала акцию в интернете.
«Умышленными противоправными действиями Понькиной нанесен нравственный ущерб (оскорбление) той части российского общества, представители которой солидаризуются с политикой высших органов власти и искренне поддерживают деятельность президента РФ и испытывают к нему искреннее уважение», — говорится в постановлении.
Несмотря на возбуждение дела, Анастасия осталась студенткой ННГУ и не потеряла работу маркетолога. Она отдалилась от РСД, зато завела телеграм-канал, в котором писала о ходе следствия и судебном процессе.
Девушка говорит, что была рядовой участницей митинга и ничем не выделялась среди других протестующих, поэтому уголовное дело стало для нее неожиданностью; Анастасия — единственная в Ижевске, кому после январской акции предъявили обвинение. Почему силовики выбрали именно ее, 22-летняя студентка не знает.
Суд начался еще 6 октября 2021 года. За это время, говорит Понькина, показания дали силовики, которые поддержали версию обвинения, и очевидцы митинга — всего, по ее словам, больше сотни свидетелей. Эксперты-лингвисты, продолжает Анастасия — даже те, кто работали по заказу следствия — не усмотрели в ее лозунгах ничего оскорбительного.
Так неспешно судебное разбирательство подошло к прениям, на которых 30 августа прокурор запросил для девушки два года лишения свободы.
«Конечно, я не ожидала такого, потому что доказательств, как мне кажется, совершенно нет на два года реального срока. Поэтому это для меня, для адвокатов, для всех тех, кто сидел в зале судебного заседания, было определенным шоком. Но, с одной стороны, я почитала практику: так и бывает, что прокурор запрашивает много. Адвокат, предположим, просит либо оправдательный приговор, либо судебный штраф, и судья выбирает что-то среднее. Не знаю, насколько эта практика сработает в моем случае. Надеюсь, что сработает, — рассуждала она в ожидании приговора в начале сентября. — Очень двойственные чувства насчет завтрашнего дня. Поэтому посмотрим. На самом деле, мне хочется верить в справедливость судебной системы».
Последнее заседание по делу несколько раз откладывалось и переносилось. Приговор должны были вынести еще 9 сентября, но ожидание растянулось на месяц — до 10 октября.
«Нет понимания, какой будет итог суда, соответственно, очень тяжело планировать что-то даже в профессиональном и семейном плане», — жаловалась Анастасия накануне.
В итоге суд назначил ей два года лишения свободы условно.
Редактор: Дмитрий Ткачев