Иллюстрация: Борис Хмельный / Медиазона
5 сентября в российских школах начались «Разговоры о важном» — цикл тематических классных часов, на которых учителя должны рассказывать о «специальной военной операции» и «коллективном Западе». Родители, попытавшиеся уберечь своих детей от этих занятий, рассказали правозащитникам и «Медиазоне», что это чревато конфликтом со школьной администрацией.
«Я позвонила классному руководителю в пятницу и говорю: "Давайте мы с вами договоримся, что мой ребенок на эти уроки ходить не будет, это же классный час, необязательная история?"» — рассказывает «Медиазоне» жительница Петрозаводска Анастасия Лукина. Ее сын ходит в седьмой класс Университетского лицея — одной из лучших, если верить рейтингам, школ города.
Учительница ответила, что отказаться от посещения новых уроков не получится, потому что по ним «отдельная отчетность», и предложила Анастасии решать вопрос с директором.
«А в понедельник перед началом урока мне директор звонит сама и сначала довольно спокойно говорит: "Вы, наверное, недопоняли. Ничего такого на этих уроках нет, и вообще никакой политики я у себя в школе не потерплю", — продолжает петрозаводчанка. — Но дальше произошло что-то странное: я ничего даже сказать не успела, а директор уже перешла на крик. Она кричала: "И вообще, вы тут что, самые оригинальные, что ли? Если хотите конфликта, так я ваше личное дело упакую, отправлю вам, и учитесь где хотите!". Я ответила ей, что в таком тоне мы разговаривать не будем, и в тот же день отправила заказным письмом на ее имя заявление, что мой сын эти классные часы посещать не будет».
Что в российских школах появятся закрепленные в Стратегии национальной безопасности классные часы о «ценностях российского общества», Министерство просвещения объявило в июле. Уроки для учеников с первого по одиннадцатый класс запланировали по понедельникам, в этот же день школьники теперь поднимают флаг перед началом занятий и поют гимн. Разработкой патриотических уроков занимался Институт стратегии развития образования РАО, из бюджета на это потратили 22 млн рублей. Правда, как выяснилось, педагогам за 34 часа дополнительной нагрузки в год доплату не запланировали.
Изначально на сайте проекта были доступны все методические материалы для уроков в разных классах. Однако 5 сентября телеграм-канал «Можем объяснить» заметил, что с сайта исчезли все материалы к урокам начиная с 12 сентября (они остались доступны по прямым ссылкам). Именно через неделю в школах запланированы классные часы под названием «Наша страна — Россия», на которых детям расскажут, что цель развязанной 24 февраля войны — «защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима», «разоружить Украину» и «не дать разместить на ее территории военные базы НАТО».
Ученикам начальной школы, судя по текстам методичек, напрямую о войне в Украине рассказывать не станут. С учениками третьих-четвертых классов учителям предлагают для начала побеседовать о любви к «нашей стране России», затем прослушать песню «С чего начинается Родина», а потом поработать в парах и объяснить, что значит пословица «Родину любить — Родине служить». Термин «специальная военная операция» появляется в методичках начиная с пятого класса: школьникам цитируют речь Путина 24 февраля, говорят о целях вторжения и объясняют, что «коллективный Запад затягивает боевые действия, увеличивая число жертв операции». Закончить урок нужно перечислением «подвигов» российских солдат.
В профсоюзе «Альянс учителей» для родителей российских школьников подготовили памятку: «Разговоры о важном» относятся к необязательным внеурочным занятиям, значит, их можно не посещать. Профсоюзные активисты напоминают, что отказаться от классных часов можно на основании статьи 48 закона «Об образовании», запрещающей любую политическую деятельность в школах. В телеграм-канале организации опубликован шаблон заявления об отказе.
В «Альянс учителей» ежедневно приходит по 30–50 сообщений от родителей, которые не хотят отпускать детей-школьников на «патриотические уроки», рассказывает председатель профсоюза Даниил Кен.
«Очень много писем: "В школе сказали, что это обязательные уроки, подскажите, так ли это?"» — говорит он. При этом Кен не считает, что педагогов вынуждают давить на учеников и родителей. «Есть общая невежественность и понимание, что требуется политическая лояльность, — рассуждает он. — Привычка ретранслировать сверху указание: "Надо, обязаны"».
Кен показал «Медиазоне» скриншоты поступающих в профсоюз писем, во многих говорится о давлении школьной администрации и даже доносах родителей других учеников. Так, одна из обратившихся в профсоюз матерей рассказала, что скинула образец заявления «о несогласии с новой образовательной политикой» в родительский чат, после чего ей позвонила директор школы и пригласила на беседу — но женщина отказалась.
«Мой сын учится в шестом классе, — рассказывает другая заявительница. — Я написала классной, что мой ребенок ходить не будет. Она перезвонила мне, орала, врала, что это обязательно, угрожала пропусками и директором. Я ответила, что пропуски пускай ставит. Я очень болезненно воспринимаю ложь из телевизора. Не общаюсь с теми, у кого тотальная вера в то, что им говорят. Не хотелось бы, чтобы еще сын приходил домой и рассказывал мне про "защиту Донбасса"».
При этом, судя по поступающим в «Альянс учителей» сообщениям, давят и на педагогов.
«Странное дело с этими уроками "о важном", — пишет в профсоюз учительница с Алтая. — Директор на педсовете пытался преподнести их как вклад педагога в морально-нравственное воспитание детей. Мол, с тех пор как учитель стал только учить, а не воспитывать, все стало плохо, а теперь надо восстанавливать. Но по факту все это стало большим оксюмороном. Дайте детям высказывать разные мнения, но только одобряемые. Расскажите о ситуации, но только с правительственной позиции. Учите детей доброте и гуманности, но так, чтобы они гордились войной».
Редактор: Дмитрий Ткачев