«Троицу» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице‑Сергиеву лавру. Икону предоставили для богослужений, несмотря на протесты реставраторов
Статья
16 июля 2022, 23:55

«Троицу» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице‑Сергиеву лавру. Икону предоставили для богослужений, несмотря на протесты реставраторов

Празднование дня Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре 12 июня 2022 года. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

В 2008 году РПЦ впервые попыталась получить написанную в XV веке «Святую Троицу» Андрея Рублева для богослужений в Троице-Сергиевой лавре. Тогда сообществу искусствоведов и реставраторов удалось отстоять икону, и «Троица» осталась в музее. В 2022 году противостоять церкви уже не получилось. Несмотря на однозначное мнение ученых о крайней опасности перевозки для памятника и протесты сотрудников галереи, вечером 16 июля икону вывезли в Сергиев Посад, где пройдут торжества в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского.

Третьяковская галерея на время передала Русской православной церкви «Троицу» Андрея Рублева. Икону вывезли из музея вечером 16 июля, сообщили «Медиазоне» два сотрудника музея.

Икону Рублева поместили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского, запланированных на 17 и 18 июля. Богослужения проведет сам патриарх Кирилл.

Сотрудники Третьяковской галереи, исследователи и реставраторы с мая сопротивлялись передаче памятника в распоряжение РПЦ. Они уверены, что любое перемещение и изменение условий хранения могут привести к необратимым повреждениям написанной в XV веке иконы. Однако к середине июля разрешение на выдачу «Троицы» дал Минкульт, а руководство галереи отдало приказ о ее транспортировке.

«Состояние сохранности спокойное, пока памятник не трогают»

Первоначально РПЦ попыталась получить икону еще к 12 июня, на праздник Троицы, совпавший в этом году с Днем России, рассказал «Медиазоне» сотрудник Третьяковской галереи. «Впервые письмо от патриарха в Минкульт пришло еще год назад, — замечает он. — Галерея ответила отказом, приложила все обоснования. Мы решили, что на этом вопрос исчерпан, однако он был снова поднят в мае этого года».

24 мая в Третьяковской галерее прошел расширенный реставрационный совет, в нем приняли участие не только научные сотрудники и реставраторы из галереи, но и известные искусствоведы, специализирующиеся на древнерусском искусстве. Участники совета пришли к выводу, что перевозить икону опасно.

«Даже кратковременное изменение условий хранения, в частности, в связи с запросом присутствия иконы на богослужении в соборе Троице-Сергиевой лавры, объективная непредсказуемость условий такой транспортировки — все это может катастрофическим образом сказаться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника», — сказано в протоколе совета, копия которого есть в распоряжении «Медиазоны».

Главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова во время совета отмечала, что сейчас в музее сохранность иконы поддерживается в жестких температурных условиях и при определенной влажности, которые необходимо все время поддерживать.

«Мне кажется, нужно сформулировать более жестко, резонно окончательный диагноз, описывающий, что состояние сохранности спокойное, пока памятник не трогают, — высказался тогда доктор искусствоведения Лев Лившиц. — Вся его структура, начиная от доски, левкаса, живописного слоя, находится в напряженном состоянии, и любое неаккуратное движение может дать толчок к непредсказуемым изменениям для его состояния».

«Троица» Андрея Рублева

Минкульт требует выдачи иконы «в исключительном порядке»

В июне, после заседания реставрационного совета, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова снова попыталась объяснить Минкульту, что позиция у музея прежняя — передача иконы Рублева невозможна, рассказывает «Медиазоне» один из сотрудников галереи. На совещании музейщики еще раз подробно объяснили, чем это угрожает памятнику.

Но 30 июня, по словам сотрудника, руководство получило письмо от наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Фомы, который просил согласовать график мероприятий, необходимых для вывоза иконы в лавру. Единственным основанием для этого в письме было названо благословение патриарха Кирилла, отмечает собеседник, официального согласия на транспортировку иконы Третьяковская галерея тогда не давала.

12 июля Минкульт прислал в Третьяковку разрешение на выдачу иконы «в исключительном порядке». Документ «О временной выдаче музейного предмета» подписал Сергей Обрывалин, координирующий работу департамента государственной охраны культурного наследия; именно он принимал участие в июньских совещаниях о судьбе иконы. В ведомстве Обрывалин также курирует Российское военно-историческое общество, возглавляемое Владимиром Мединским — помощником президента и бывшим министром культуры.

Тогда же о ситуации вокруг «Троицы» рассказала в своем телеграм-канале журналистка и искусствовед Ксения Коробейникова. Со ссылкой на анонимного собеседника в министерстве культуры она уточняла, что выдача иконы РПЦ — не инициатива чиновника, а «поручение "сверху"». «Речь идет об администрации президента, руководителю которой Антону Вайно звонил патриарх по этому делу?» — писала она.

Коробейникова удивлялась, почему чиновники и представители церкви потребовали для богослужения именно хранящийся в Третьяковской галерее хрупкий оригинал, а не одну из копий.

«[В Музее Андрея Рублева] хранится лучший список "Троицы", то есть ее воспроизведение, — отмечает Коробейникова. — Это он ездил на выставку "Русский путь. От Дионисия до Малевича" в музеи Ватикана. Не знаю, почему чиновники и РПЦ не запрашивают его или не удовлетворяются еще двумя иконами Троицы, которые хранятся в лавре. Это тоже список с иконы, сделанный по заказу Бориса Годунова, и отличная копия 1920-х иконописца, с точностью повторившего оригинал».

Уже 14 июля заместитель директора Третьяковки Ринат Шигапов подписал приказ о перевозке иконы в Сергиев Посад. Сама директор галереи Зельфира Трегулова в этот момент неожиданно оказалась в командировке. Связаться с ней «Медиазоне» пока не удалось.

Икона уезжает в монастырь

«С приказом все интересно, — говорит сотрудник музея. — Все вывернуто так, как будто это галерея решила сама вывезти икону, бумага подписана и. о. генерального директора [Шигаповым], так как Зельфира Исмаиловна [Трегулова] в экстренной командировке».

Еще 8 июля, до получения документа из Минкульта, Шигапов отправил в Минкульт письмо с просьбой вывезти икону в Сергиев Посад, ссылаясь на «схожую практику».

13 июля около 20 сотрудников Третьяковской галереи направили ее руководителям Трегуловой и Шигапову докладную записку. Они замечают, что по соглашению с наместником Троице-Сергиевой лавры епископом Фомой всю ответственность за безопасность и сохранность иконы на себя берет Третьяковская галерея, а лавра лишь предоставляет место для ее размещения — а обеспечить там необходимые условия для «Троицы», по их мнению, невозможно. Кроме того, сотрудники музея убеждены, что подписание соглашения между Шигаповым и наместником о вывозе иконы в Троице-Сергиеву лавру «фактически является должностным преступлением».

В этой записке сотрудники музея отмечают, что Троицкий собор, куда везут икону, не соответствует требованиям пожарной безопасности. «Пассивная климатическая витрина, поверхностное описание которой имеется в письме ООО "АРТ-Курьер", не дает никаких гарантий поддержания необходимых параметров температуры и относительной влажности в рабочем объеме витрины, — добавляют они. — Просим вас незамедлительно вмешаться в сложившуюся ситуацию и сделать все возможное для того, чтобы сохранить великую национальную святыню, икону "Святая Троица" Андрея Рублева».

Один из сотрудников объясняет «Медиазоне»: «Древесина, грунт и красочный слой привыкли к определенному климату. Если климат меняется, материалы, к тому же древние, начинают капризничать. Ссыхаться, например. А это трещины, а где трещины — там и осыпи».

Но протест работников музея и реставраторов на ситуацию не повлиял. Поздним вечером 16 июля «Троицу» упаковали и вывезли в Сергиев Посад.

«Икона "Троица" написана в XV веке и за свою долгую жизнь пережила множество реставраций разного качества, — говорит "Медиазоне" один из реставраторов. — Это очень хрупкий памятник, но его нынешнее состояние стабильно благодаря нахождению в музейном климате. Для памятника, особенно такого древнего, любые движения создают дополнительные напряжения в местах скрепления досок, что, безусловно, создает опасность утрат красочного слоя».

По его словам, даже в стенах музея очень сложно поддерживать стабильную температуру и влажность.

«В дороге, а также в действующем храме, при большом скоплении верующих и зажженных свечах это задача повышенной сложности, а любые, даже незначительные, изменения могут губительно сказаться на состоянии сохранности памятника, — опасается он. — Спрогнозировать, где образуются новые аварийные участки левкаса и красочного слоя, невозможно».

Договор Третьяковской галереи с настоятелем Троице-Сергиевой лавры предполагает, что обратно икону Андрея Рублева отправят вечером 18 июля.

Редактор: Егор Сковорода