Концерт для раненых в военном госпитале в Ростове-на-Дону, март 2022 года. Фото: Maxim Romanov / Anadolu Agency / ABACAPRESS.COM
С начала вторжения в Украину россиянам предлагают оказывать гуманитарную помощь военнослужащим. Сбор пожертвований организовывали в Белгороде, Новосибирске и других городах. Руководство московской спортивной школы ЦСКА также предложило семьям учеников собрать деньги на средства гигиены — мыло, зубные щетки и пену для бритья — для раненых солдат. «Медиазона» поговорила с несколькими родителями о том, почему им было сложно отказаться от «добровольно-принудительных» взносов, хотя войну они не поддерживают.
«В целях поддержки военнослужащих Российской Федерации — участников специальной операции на территории Донецкой и Луганской Народных Республик и Украины, имеющих ранения и находящихся на лечении в госпиталях Министерства обороны Российской Федерации, будет организован сбор предметов первой необходимости и средств личной гигиены», — письмо с таким содержанием 13 апреля было разослано в многочисленные подразделения ЦСКА от имени Светланы Ишмуратовой, замначальника клуба по военно-политической работе.
В нем Ишмуратова объявила о начале сбора предметов первой необходимости для раненых военных. В списке — зубная паста, щетки, пена и станки для бритья, мыло и шампунь, расчески и влажные салфетки, а также печенье, пряники, шоколад, чай и кофе.
«Просим проявить внимание и поделиться заботой с теми, кто сегодня в этом нуждается», — отметила Ишмуратова в конце уведомления. К нему прилагался список адресатов, среди которых руководство клуба, спортивные команды ЦСКА, руководители спортивных школ в разных городах, а также пресс-центр и юридический отдел.
Получив письмо, тренер детской команды по водному поло школы ЦСКА в Москве Эрик Тукумов переслал его в родительский чат в Whatsapp вместе с предложением поучаствовать в сборе гуманитарной помощи — перечислить 500 рублей кому-то из членов родительского комитета, чтобы администрация смогла сделать централизованную закупку.
«Вся школа сбрасывается… Поэтому могут быть оптовые закупки… Посмотрим к понедельнику», — написал Тукумов.
«Большинство [деньги] прислало. Все боятся, что их ребенок будет отчислен, если этого не сделать. Мы тоже прислали», — говорит «Медиазоне» отец одного из учеников секции по водному поло.
По словам мужчины, его супруга была против: «А я рассудил так — с вероятностью 96% эти деньги для нужд срочников. У контрактников наверняка записаны в контракте условия лечения в случае ранения, а срочники — молодые бесправные ребята, на которых государство решило сэкономить, как обычно. В общем, мне не стыдно за то, что я перевел деньги. Стыдно пусть будет начальникам, их собирающим».
Еще одна семья перечислила деньги на средства гигиены для российских военных, но стыдится этого. «Знаете, как действует на нервы, что они прям в чате вывешивают фамилии тех, кто сдал деньги? Такая доска почета, — объясняет мать одного из учеников. — А если тебя на ней нет, то что будет с ребенком?».
«У моего мужа там [в Украине] родственники, а я сдаю 500 рублей [на помощь российским военным], — говорит женщина. — Я знаю, что не надо было этого делать. Я перевела после этого в два раза большую сумму одному фонду, который беженцам в Москве помогает, чтобы хоть как-то вину загладить». Она попросила не упоминать название фонда, поскольку не понимает, «какие последствия» могут быть у такого пожертвования.
По словам родителей, даже если со стороны руководства школы «нет прямых репрессий» за отказ участвовать в сборе денег, спортивный клуб все равно может принять меры: каждая семья опасается, что их ребенка перестанут брать в основной состав команды на игры «под любым предлогом»: «плохо тренируешься», «мало стараешься», «часто пропускаешь тренировки».
Из скриншотов переписки, которую предоставил один из родителей, видно, что сборы средств на себя взяла член родительского комитета, она же публиковала в чате списки тех, кто прислал ей деньги — указывать «фамилию воспитанника» велел тренер. На звонки «Медиазоны» Тукумов не ответил.
«Одна мама написала "мы пас". Ее ребенок потом пояснил, что их семья из Украины», — рассказывает один из родителей. По его словам, еще одна женщина написала «мы тоже пас», но сразу после отправки удалила сообщение.
Из пяти человек, с которыми поговорила «Медиазона», лишь двое отказались перечислить деньги школе.
«Да, реалии таковы, что поборы существуют. Но они на добровольно-принудительных началах, каждый для себя решает степень этой принудительности», — говорит одна из участниц родительского чата. Сама она деньги не перечисляла, но считает, что многие родители «откликнулись на призыв из чистосердечных побуждений».
«Многие из группы завязаны с ЦСКА. А иметь юношеский разряд ЦСКА очень престижно», — объясняет женщина. По ее мнению, сейчас над некоторыми объектами недвижимости спортивного клуба, в том числе над спорткомплексом в районе Аэропорт, «нависла угроза уничтожения». Женщина предполагает, что у клуба могут отнять бассейны и спортзалы, если «что не так».
«Мы денег не сдавали, потому что это хуйня какая-то, мой ребенок — спортсмен, а не кошелек для солдата», — говорит отец другого учащегося. Поборами на армию он возмущен, но согласился дать комментарий только через две недели после начала сбора пожертвований — когда «все всё равно забыли».
«Ну да, я хотел проверить, что будет с теми, кто не сдал деньги. Я злюсь, но я боялся, что это скажется на сыне», — признается мужчина.
Деньги на помощь пострадавшим военным собирали три дня во второй половине апреля. После того, как сбор был закрыт, об этой теме в секции больше не вспоминали.
«Знаете, я так считаю: спасибо, господи, что взял деньгами. Это меньшее, чего сейчас можно лишиться, когда люди лишаются своих домов, когда их близкие умирают», — отмечает одна из матерей, которая сдала деньги вопреки желанию.
Другой мужчина, который тоже согласился перечислить 500 рублей, а затем обратился с этой информацией в «Медиазону», говорит: «Да, реальность такова, что государство, тратящее миллиарды на войну, собирает деньги на зубные щетки и мыло для раненых военных».
Редактор: Агата Щеглова