Иллюстрация: Лиза Ложка / Медиазона
18 марта учительница английского языка из Пензы Ирина Ген, объясняя ученикам 8 «б» училища олимпийского резерва, почему они не смогут поехать на соревнования в Чехию, выступила с антивоенной речью. Кто-то из школьников записал ее на диктофон — и передал силовикам. Через десять дней против Ген возбудили уголовное дело о «фейках» про российскую армию по мотивам политической ненависти. 15 апреля в следственном отделе по Ленинскому отделу СК Пензы учительницу ознакомили с аудиозаписью ее разговора с учениками, которая легла в основу уголовного дела. «Медиазона» приводит стенограмму целиком.
Ирина Ген: По отделению от Украины при помощи России. Не ЛНР и ДНР сами по себе решили отделиться от Украины — были засланы специальные люди, обученные, которые вели сепаратистские войны, поддерживали сепаратистские настроения. Там огромные деньги вливались в это — чтобы ЛНР и ДНР постепенно отделились, а потом вошли в состав Российской Федерации.
Только запомните: Крым, ЛНР и ДНР — вот за эти территории Россия будет вечно под санкциями, запомните. И запомните, Крым никогда не будет развиваться, потому что Крым ни одно цивилизованное общество никогда не признает российским, понятно? А ты знаешь, почему не признают? Знаешь, почему не признают Крым? Потому что есть мировая процедура признания территории другим государством. Россия два раза подписывала международные юридические соглашения, по которым она отказывалась от Крыма и признавала, что Крым является навсегда территорией Украины. И мы попрали это юридическое международное право, за что весь мир отвернулся от нас.
Между любыми странами есть территориальные притязания, но страны заключают мирные юридические соглашения. Таких полно территорий спорных, и что теперь нужно сейчас, отказываться от юридических всевозможных соглашений и захватывать чужие территории, как мы это сделали? Крым никогда ни одна цивильная страна в мире не признает российским, он будет всегда вот этим островом изоляции, запомните это раз и навсегда. Это будет изоляция вечная. В том числе…
Удалось с Крымом, вот так нам удалось, мы стали сепаратистские настроения проплачивать, сепаратистские настроения устраивать в ЛНР и ДНР, это все проплаченное было, чтобы ЛНР и ДНР отделились от Украины, постепенно вошли в состав России. Что ты смеешься, ты много читаешь? Ты много знаешь? Ты много анализируешь? Что ты сидишь, смеешься, ухмыляешься? Если бы ты много знала, много читала, ты бы могла поспорить со мной, а ты же ничего не читаешь, ты смотришь только «зомбоящик» или вообще ничего не смотришь. Вот именно.
Ученица: Я не спорю, я просто…
Ирина Ген: А вы знаете, на пропагандистские настроения в обществе, которые поддерживают войну с Украиной, вы представляете, сколько правительство тратит? Миллиарды долларов тратят, чтобы «зазомбировать» наше население. 70% населения поддерживает войну, вы вообще представляете, где мы живем? Что у нас в голове?
Ученица: <неразборчиво> бомбят, просто поддерживаем.
Ирина Ген: Наших бомбят, кого наших бомбят? Мы начали в 2014 году войну в ЛНР и ДНР. Проплаченная операция была, была спецоперация, проплачивали ее, за то чтобы вот эти куски от Украины отваливались, вот что мы наделали. И ЛНР в подвешенном состоянии, и ДНР, их никто никогда не признает. Точно так же случилось с Абхазией, точно так же случилось с Северной Осетией. Это территории, которые мировое сообщество никогда не признает.
Ничего не знают, ничего не читают, ходят… телевизор что-то посмотрели. Пропаганда, как говорят, это хуже атомного оружия, хуже, потому что на пропаганду столько денег вливается, чтобы сформировать ту точку зрения, которая выгодна нашему правительству преступному, вот вас всех и «прозомбировали».
Разбомбить роддом в Мариуполе, давайте еще введем день победы над роддомом, я думаю, да. Стали бомбить Западную Украину. Западную Украину стали бомбить. Я не пойму, причем тут Западная Украина? До Киева хотели дойти, свергнуть Зеленского, правительство. Это вообще суверенное государство, там суверенное правительство. Не удался блицкриг…
Ученица: Так мы же не знаем всех тонкостей.
Ирина Ген: Так вот именно, что вы ничего не знаете, вы вообще ничего не знаете, потому что я смотрю разные… Я смотрю сто, двести разных независимых источников, а вы ни одного источника не посмотрели, вы включили телевизор…
Ученица: А для чего детям смотреть эти источники? Зачем, если там показывают ужасные вещи.
Ирина Ген: А какие там ужасные вещи-то показывают? Ничего ужасного не показывают, там компетентные люди, компетентные люди рассказывают о том, что происходит на самом деле. Там ничего такого не показывают, оторванные головы там не показывают. Там по телевизору не показали, как — роженицы, где они должны были рожать, женщины — наши долбанули роддом в Мариуполе, не показали же этих женщин, их нигде не показывают, а зачем показывать, пугать население… Вот что такое война, вот что такое война вам.
И полно доказательств, вам никто об этом не говорит. Что Россия по ошибке, находясь на территории Украины, по ошибке сбили малазийский боинг МН. И весь мир это знает, только Россия это не признает, потому что признать, это что значит: а) это выплачивать многомиллионные штрафы семьям погибших, а второе: а вы что там делали, Россия, в ЛНР и ДНР? Почему с украинской территории, вы что там делали? Как бы нас там нет — и как бы мы там. Шизофреническая идея нашего лидера страны, скажем так, да, по расширению, присоединению территорий.
В XXI веке люди не занимаются присоединением чужих территорий, люди занимаются развитием высоких технологий, развитием медицины, образования, в это деньги вкладывают, а не занимаются расширением и захватом территорий, понимаете? Не занимаются они этим, да. И если ведутся войны сейчас, то, соответственно, ведутся кибервойны, или какие? Гибридные войны, а не такие войны, которые… которые мы развязали, с молодыми пацанами. Послали молодых неопытных пацанов-срочников и… их там сразу…
Ученица: Много источников типа вот говорят, что вот эта вот война развязалась, потому что Россия изначально хотела уничтожить вот эти военные базы на границе, которые они там поставили.
Ирина Ген: Кто они поставили?
Ученица: Украина и вот эти вот страны НАТО и то, что…
Ирина Ген: Эти страны НАТО никак не могли на территории Украины поставить свои войска, они не входят в состав НАТО.
Ученица: Да, но Украина поставила, я не говорю, что НАТО поставила.
Ирина Ген: А почему Украина не может поставить на своей территории?
Ученица: Потому что это опасно для России…
Ирина Ген: А почему Украина не может поставить на своей территории? А почему?
Ученица: Путин сказал, что…
Ирина Ген: А почему мы можем на любой границе, около любой границы, поставить свои войска? А почему они не могут? У них территорию отняли, Донецкую область и Луганскую область. У них же отняли территорию. Они боялись, что дальше будут отнимать, наверное, еще будут дальше отнимать по куску, по кускам различным-то. Но, чтобы отнять нужно какие? Пророссийские настроения в Украине воспитывать, а на это нужны деньги, на это нужны люди, специальные операции проведенные, да. А как вы хотите? То, что было в ЛНР и в ДНР. Только запомните, война закончится, вот война закончится, но санкции с нас никогда никто не снимет, вот в чем вопрос. Никто с нас санкции… И никакое мировое сообщество, запомните, никогда не признает Крым российским, ЛНР и ДНР — никогда, запомните.
Ученица: Ну, ну вот эти страны, которые…
Ирина Ген: Это во-первых. И во-вторых, что я хотела вам сказать. Неужели нельзя в современном мире договориться? Можно ведь.
Следствие считает, что Ирина Ген умышленно «под видом достоверного сообщения, используя высказывания в форме утверждения, с целью формирования у обучающихся негативного отношения к действиям вооруженных сил Российской Федерации, государственных органов власти, испытывая стойкую неприязнь к главе государства — верховному главнокомандующему, принявшему решение о проведении специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, по мотивам политической ненависти и вражды, публично распространила заведомо ложную информацию» о российских военных, а именно: сказала ученикам, что российские военные обстреляли роддом в Мариуполе.
Ирина Ген находится в статусе подозреваемой. Как рассказал адвокат «Агоры» Александр Федулов, она находится под подпиской о невыезде. Уголовное дело против педагога расследует группа из шести следователей.
1 апреля Baza публиковала выдержки из разговора Ген с ученицей, в котором преподавательница объясняет ученицам, почему они не смогут поехать на соревнования в Европу. Некоторые фразы не вошли в уголовное дело — «Медиазона» приводит их:
Ученица: Россию же не допустили на соревнования Европы, ее отменили.
Ирина Ген: Я считаю, что это правильно.
Ученица: Почему?
Ирина Ген: Пока Россия не начнет себя вести цивилизованным образом, это будет продолжаться вечно. <…> У нас тоталитарный режим. Любое инакомыслие считается мыслепреступлением. Мы все поедем на 15 лет. И я в том числе сейчас отъеду <неразборчиво> на 15 лет. Конечно, это неправильно, вы тут не причем. Я согласна. Но мы страна-изгой, мы Северная Корея, страна-изгой! Нас никуда теперь не принимают, потому что вот… Мировое сообщество удивлено, как в цивилизованном мире вот так себя можно вести. Ну а куда деваться? Вот такие вот. <…> А когда ты хотела в Чехию-то поехать?
Ученица: В июне должна она была быть.
Ирина Ген: Уже прям 100%?
Ученица: Да, в июне должна была быть.
Ирина Ген: Нет, к июню ничего не поменяется, моя хорошая. Ну, в ЛНР поедешь, там карате. В ДНР поедешь.
Как рассказывала учительница «Радио Свобода», 23 марта к ней на работу приехал сотрудник ФСБ и попросил проехать с ним в ведомство для разговора. Там ей предложили признать вину, пообещав минимальное наказание, если Ген согласится сотрудничать со следствием.
«Я все признала, потому что испугалась», — рассказывала педагог «7х7».
Как писал глава «Агоры» Павел Чиков, учительницу в присутствии приглашенного сотрудниками ФСБ адвоката убедили написать явку с повинной — но потом она отказалась «от явки, от первого адвоката и от признания вины».
Ирине Ген грозит до 10 лет лишения свободы.
Редактор: Дмитрий Трещанин