Опознание трупов, спецназ и Интерпол. МВД требует денег за работу на митингах сотрудников подразделений, далеких от массовых акций
Статья
16 февраля 2022, 19:36

Опознание трупов, спецназ и Интерпол. МВД требует денег за работу на митингах сотрудников подразделений, далеких от массовых акций

Ирина Фатьянова. Фото: личная страница в Facebook

В Петербурге суд рассматривает иск МВД к бывшей главе местного штаба Навального Ирине Фатьяновой — ведомство требует взыскать с нее почти 4 млн рублей за внеплановую работу силовиков на январских митингах 2021 года. В своем иске министерство перечисляет 1 391 сотрудника полиции из различных специальных подразделений, в том числе тех, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к охране порядка на массовых мероприятиях.

В Дзержинском районном суде Петербурга 15 февраля началось рассмотрение иска МВД к бывшей руководительнице местного штаба Алексея Навального Ирине Фатьяновой. Министерство требует взыскать с нее 3,931 млн рублей из-за прошлогодних митингов, последовавших за задержанием и арестом Навального. 

Ведомство посчитало, что именно Фатьянова организовывала в Петербурге акции протеста 23 и 31 января — за публикации «ВКонтакте» про каждый из этих митингов ей было назначено 6 и 10 суток ареста. В МВД отмечают, что активистка должна компенсировать бюджетные деньги, выплаченные 1 391 сотруднику ведомства, которые из-за митингов сверхурочно отработали 1 462 дня.

Ранее похожим образом с московских оппозиционеров взыскивали деньги за переработку силовиков, бензин и вытоптанные газоны. Кроме того, аналогичные иски к сотрудникам штабов Навального и участникам январских акций в его поддержку подавали и в других городах. В ОмскеКемеровеУфеЧелябинске и Пензе такие иски уже удовлетворили.

Юристка Варвара Михайлова, которая представляет Фатьянову в суде, обратила внимание, что с ее доверительницы пытаются взыскать деньги за работу сотрудников МВД из подразделений, которые никак не связаны с охраной общественного порядка на массовых мероприятиях. Так, из иска следует, что деньги за переработку, среди прочих, получили:

  • сотрудники национального бюро Интерпола;
  • начальник отделения телевидения из управления по работе со СМИ;
  • более сотни оперативников из управления по борьбе с оборотом наркотиков и бойцы спецназа «Гром»;
  • начальник отделения по установлению личности неопознанных трупов и четверо его подчиненных;
  • оперативники управления внутрикамерных разработок уголовного розыска, то есть те, кто пытаются разговорить людей в камерах;
  • бывший начальник петербургского Центра «Э», «находящийся в распоряжении ГУ МВД»;
  • десятки оперативников из управления экономической безопасности, чья специализация — расследование преступлений в сфере внешней торговли, азартных игр, налогообложения, ЖКХ, оборота подакцизных товаров;
  • десятки сотрудников Центра «Э»;
  • 40 служащих батальона охраны дипломатических представительств;
  • работники подразделений по обеспечению охраны людей, помещенных под государственную защиту.

Михайлова рассказывает «Медиазоне», что, когда она спросила, зачем МВД надо было привлекать таких специалистов к работе на митингах, представитель МВД Алексей Ветров ответил: «Все очень просто. Если брать в целом, это сотрудники полиции, на которых распространяется закон о полиции, и они обязаны выполнять те обязанности, которые предусмотрены законом о полиции, в частности — охраной общественного порядка. Несмотря на то, что это является специализированными подразделениями, выполняющими определенные функции, исходя из сложившейся оперативной обстановки, эти лица привлекались именно для общественного порядка».

В исковом заявлении МВД скрупулезно перечислены имена и фамилии сотен сотрудников и указаны подразделения, в которых они служат. При этом в документе говорится, что число собравшихся на каждый из митингов составило 500 человек.

Ведомство также требует от Фатьяновой компенсировать работу некоторых сотрудников не только 23 и 31 января, но и в другие дни — например, 6 февраля. При этом, отмечает Михайлова, за акции в тот день на ее доверительницу протоколов не составляли.

По словам юристки, на следующем заседании МВД должно представить дополнительные документы, подтверждающие, что на оплату работы на митингах выделялись дополнительные средства из бюджета. Также предполагается, что истцы предъявят бухгалтерские документы, из которых станет ясно, как рассчитывалась сумма в почти 4 млн рублей.

«Исковые требования основаны на неверном понимании "причинения вреда" в гражданско-правовом смысле, так как исполнение государством своих обязательств перед обществом по охране порядка не является убытками, — настаивает юристка. — Истец никак не поясняет, почему потребовалось привлекать к работе на мирных протестных акциях именно такое количество сотрудников таких подразделений».

Редактор: Мария Климова